Программа элективного курса "Человек и его представления о мире"
Sergey12/2/2007 12:00:44
Автор: Валентина Ивановна Скрипачёва - Дружногорская СОШ Гатчинского р-на
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов.
Цель курса:
предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности.
Основная задача курса:
помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения. Развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать на семинарских занятиях. Курс может быть полезным при решении задач, встречающихся в повседневной жизни людей, так как правильное измерение температуры, измерение артериального кровяного давления. Элективный курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах, желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнёт к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.
Содержание курса
Оптическая система глаза и её особенности (2 ч.)
-
Строение глаза человека. Аккомодация – приспособление глаза к чёткому видению различно удалённых предметов (наводка на резкость). Расстояние наилучшего зрения. Острота зрения и способы её проверки. Чувствительность глаза к свету и цвету. Близорукость и дальнозоркость – дефекты зрения, способы их исправления. Оптические иллюзии. Волоконная оптика и её использование в медицинских приборах.
Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека (2 ч.)
-
Фаланги пальцев как пример одноосных соединений. Проявление двухосного соединения при вращении черепа вперёд и назад. Шаровой шарнир в тазобедренном суставе человека как пример трёхосного соединения. Рычаги первого, второго и третьего рядов в организме человека.
-
Удержание человеком равновесия с помощью совокупности рычагов, входящих в опорно-двигательную систему человека.
Характеристики слухового ощущения. Звуковые измерения (2 ч.)
-
Природа звука. Виды звука: тоны (музыкальные звуки), шумы, звуковые удары. Физические характеристики звука. Обертоны. Порог слышимости. Действие звука на человеческий организм в зависимости от уровня интенсивности звука. Звуковое давление. Физические основы устройства аппарата речи и слуха человека. Физические основы звуковых методов исследования в медицине. Стетоскоп и фонендоскоп. Применение ультразвука в медицине. Особенности воздействия инфразвуковых колебаний на организм человека.
Тепловые характеристики человека (1 ч.)
-
Температура человека. Распределение температуры по телу человека. Нормальная температура тела человека. Реакция человека на низкие и высокие температуры.
Человек и физические поля окружающего мира (2 ч.)
-
Естественные источники электромагнитного излучения. Взаимодействие электромагнитных излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на человека. Виды и свойства радиоактивных излучений; защита от них. Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы современных диагностик). Электромиография: физические основы, диагностические методики.
Собственные физические поля организма человека (2 ч.)
-
Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики. Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона. Оптическое излучение тела человека. Акустические поля человека.
Физические измерения в повседневной жизни (4 ч.)
-
Измерение температуры в быту. Влажность воздуха и способы её измерения. Исследование работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.
Лабораторные работы:
- Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.
- Измерение влажности воздуха.
- Измерение артериального кровяного давления.
- Изучение принципа работы электрической зажигалки.
Диспут на тему: «Каковы причины возникновения и развития науки о природе» (1 ч.)
Литература
- Зверева С.В. В мире солнечного света. Л., Гидрометеоиздат, 1988 г.
- Маковецкий П. В. Смотри в корень! (сборник любопытных задач и вопросов)
- Бялко А. В. Наша планета – Земля. М., Наука, 1983
- Глазер Р. Очерк основ биомеханики. М., Мир, 1988
- Дубровский В.И., Фёдорова В. Н. Биомеханика. М, Изд. Центр «Владос», 2003
- Морозов В. Занимательная биоакустика. М., Знание, 1983
Аттестация учащихся
Накопительная система оценки достижений достижений
Вид деятельности | Уровни и критерии | Баллы |
---|---|---|
Решение физических задач | Умение решать качественные, графические, вычислительные задачи с применением физических законов | |
Объяснение работы технических устройств | Умение объяснять принципы работы оптических приборов и технологий, основанных на законах оптики | |
Выполнение исследований с использованием физических приборов | Умение формулировать цель исследования, его гипотезу, планировать эксперимент, оценить полученные результаты, делать выводы | |
Выполнение исследований с использованием программно-педагогических средств | Умение формулировать цель исследования, его гипотезу, планировать эксперимент, оценить полученные результаты, делать выводы | |
Демонстрация опытов | Умение формулировать цель демонстрации, подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат | |
Поиск и отбор информации | Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения | |
Конспектирование информации и подготовка рефератов | Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме | |
Подготовка сообщений и докладов в письменном виде | Умение структурировать информацию, представлять её в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал | |
Выступление с сообщениями и докладами | Умение структурировать информацию, представлять её в логической последовательности, чётко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами, делать компьютерную презентацию | |
Участие в дискуссиях | Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения |