ХОР

Добавь свой голос

ФИЗИКА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Элективный курс «От большого взрыва до наших дней» 9 класс (10 часов)

Михаил
14/2/2007 19:07:32
Автор: Бугровский М.И., Андреева О.В., Сланцы, МОУ СОШ №1

Программа разъясняющего (элективного) курса «От большого взрыва до наших дней».

Пояснительная записка.

Программа предлагаемого курса объёмом 10 часов предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и ориентирована на естественнонаучный профиль обучения.

В 2006-2007 г.г. школы переходят на профильное обучение. Учащиеся девятых классов должны выбирать направление будущей своей деятельности. Этому должны способствовать разъясняющие курсы по различным направлениям, помочь с выбором профиля обучения в стар-шей школе, показать значимость знаний об окружающем мире.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Показать актуальность и привлекательность содержания предмета физики на профиль-ном уровне.
  2. Обратить внимание на элементы высокой степени научности и сложности, дабы у уча-щихся не возникло иллюзии простоты при дальнейшем изучении физики.
  3. Убедить учащихся, что комфортные условия в обыденной жизни появляются через зна-ние окружающего мира, старания, созидательную деятельность.
  4. Пробудить интерес к содержанию программы физики на профильном уровне.
  5. Вызвать критическое мышление на основе услышанной, увиденной, усвоенной инфор-мации по желаемому направлению.
  6. Сформулировать и аргументировано определить свою точку зрения на изучаемые дис-циплины на профильном уровне.

Актуальность данного курса в том, что при его реализации ученики знакомятся с гипоте-зами возникновения планет, звёзд, Солнечной системы, Галактик, Вселенной, образованием хи-мических элементов, возникновением жизни на Земле. Курс ориентирует учащихся на более глу-бокое познание материального мира, знакомит с существованием малоизвестных образований, с процессами типа эволюции звёзд, с термоядерными реакциями внутри них, применением общей теории относительности (ОТО) в методах, средствах изучения планет, звёзд, Вселенной, с суще-ствованием различных моделей Вселенной и наиболее признанной - стандартной моделью.

Курс знакомит с содержанием и объёмом новых понятий в физике и астрофизике: «чёрная дыра», «тёмная» материя, энергия. В процессе реализации программы учащиеся имеют возможность применения приобре-тённых знаний на дисциплинах физики, химии, географии, биологии при пояснении процессов, явлений в макро и микромире; высказать свои предложения для использования усвоенных зна-ний в интересах человечества. Реальная жизнь требует научного предсказания погоды, землетря-сений, извержения вулканов, возникновения ураганов и других разрушительных природных яв-лений.

Содержание изучаемого курса.

Возникновение, становление взглядов на систему мира. Солнечная система, её структура и масштабы. Средства и методы изучения Солнечной системы и Вселенной. Современные пред-ставления о происхождении и эволюции звёзд. Межзвёздная среда. Наша Галактика, структура, масштабы. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной, её структура. Модели Вселен-ной. Нерешённые проблемы: чёрные дыры, тёмная материя, тёмная энергия.

Учебно – тематический план курса.

№ п/п Содержание Число часов Форма занятий Результат деятельности учащихся
1. Эволюция Вселенной. Начало начал. 1 Лекция с ис-пользованием компьютерной презентации Составление опорных кон-спектов. Состав-ление синквей-нов.
2. Мир звёзд. Характеристики звёзд. Жиз-ненный путь рядовой звезды, эволюция массивных звёзд. 1 Комбинированное. Составление опорного кон-спекта.
3. Наша Галактика. Строение. Звёздные скопления. Межзвёздная среда. 1 Комбинированное. Ответы на вопро-сы викторины.
4. Многообразие галактик. Квазары. 1 Лекция. Составление опорного кон-спекта.
5. Солнце и его роль в Солнечной систе-ме. 1 Урок-исследование (с использованием различных фото-графий Солнца) Ответы на вопро-сы кроссворда.
6. Две группы планет Солнечной систе-мы. 2 Комбинированные занятия Сравнительная таблица характе-ристик планет.
7. Малые тела Солнечной системы: асте-роиды, метеориты, кометы. 1 Комбинированное Ответы на вопро-сы теста.
8. Астрономические инструменты на Земле и в космосе. 1 Комбинированное Ответы на вопро-сы теста.
9. Астрономическая картина мира. 1 Экскурсия в Пул-ковскую обсерва-торию. Отчёт экскурсии.

Предполагаемые результаты.

По итогам прохождения данного курса учащиеся приобретут некоторые умения работать как с учебной, так и с научной литературой, навыки анализа, отбора, обобщения, предоставления информации по изученному вопросу.

Информационное обеспечение программы.

  1. И. Бестужев. У истоков мироздания. От Большого взрыва и до той поры, когда на Земле появился человек разумный. Детская литература. Москва. 1987г. 192 стр.
  2. И.А. Климишин. Открытие Вселенной. Москва. Наука. 1987 г. 318 стр.
  3. И. Д. Новиков. Эволюция Вселенной. Москва. Наука. 1983 г. 192 стр.
  4. Э. Роджерс. Физика для любознательных. Наука о Земле и Вселенной. Молекулы и энергия. Т.2. Перевод с восьмого американского изд. Под редакцией Е.М. Лейкина. Общая ре-дакция академика Арцимовича. Изд-во «Мир». Москва. 1970 г. 652 стр.
  5. Лучков Б.И. Элементарная астрофизика и космология для школьного курса физики.

Газета «Физика» («Первое сентября», 2005 г., №№17 – 24).

  1. Internet. Galspace. Spb.ru. Астросайт.