Элективный курс «От большого взрыва до наших дней» 9 класс (10 часов)
Михаил14/2/2007 19:07:32
Автор: Бугровский М.И., Андреева О.В., Сланцы, МОУ СОШ №1
Программа разъясняющего (элективного) курса «От большого взрыва до наших дней».
Пояснительная записка.
Программа предлагаемого курса объёмом 10 часов предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и ориентирована на естественнонаучный профиль обучения.
В 2006-2007 г.г. школы переходят на профильное обучение. Учащиеся девятых классов должны выбирать направление будущей своей деятельности. Этому должны способствовать разъясняющие курсы по различным направлениям, помочь с выбором профиля обучения в стар-шей школе, показать значимость знаний об окружающем мире.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Показать актуальность и привлекательность содержания предмета физики на профиль-ном уровне.
- Обратить внимание на элементы высокой степени научности и сложности, дабы у уча-щихся не возникло иллюзии простоты при дальнейшем изучении физики.
- Убедить учащихся, что комфортные условия в обыденной жизни появляются через зна-ние окружающего мира, старания, созидательную деятельность.
- Пробудить интерес к содержанию программы физики на профильном уровне.
- Вызвать критическое мышление на основе услышанной, увиденной, усвоенной инфор-мации по желаемому направлению.
- Сформулировать и аргументировано определить свою точку зрения на изучаемые дис-циплины на профильном уровне.
Актуальность данного курса в том, что при его реализации ученики знакомятся с гипоте-зами возникновения планет, звёзд, Солнечной системы, Галактик, Вселенной, образованием хи-мических элементов, возникновением жизни на Земле. Курс ориентирует учащихся на более глу-бокое познание материального мира, знакомит с существованием малоизвестных образований, с процессами типа эволюции звёзд, с термоядерными реакциями внутри них, применением общей теории относительности (ОТО) в методах, средствах изучения планет, звёзд, Вселенной, с суще-ствованием различных моделей Вселенной и наиболее признанной - стандартной моделью.
Курс знакомит с содержанием и объёмом новых понятий в физике и астрофизике: «чёрная дыра», «тёмная» материя, энергия. В процессе реализации программы учащиеся имеют возможность применения приобре-тённых знаний на дисциплинах физики, химии, географии, биологии при пояснении процессов, явлений в макро и микромире; высказать свои предложения для использования усвоенных зна-ний в интересах человечества. Реальная жизнь требует научного предсказания погоды, землетря-сений, извержения вулканов, возникновения ураганов и других разрушительных природных яв-лений.
Содержание изучаемого курса.
Возникновение, становление взглядов на систему мира. Солнечная система, её структура и масштабы. Средства и методы изучения Солнечной системы и Вселенной. Современные пред-ставления о происхождении и эволюции звёзд. Межзвёздная среда. Наша Галактика, структура, масштабы. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной, её структура. Модели Вселен-ной. Нерешённые проблемы: чёрные дыры, тёмная материя, тёмная энергия.
Учебно – тематический план курса.
№ п/п | Содержание | Число часов | Форма занятий | Результат деятельности учащихся |
---|---|---|---|---|
1. | Эволюция Вселенной. Начало начал. | 1 | Лекция с ис-пользованием компьютерной презентации | Составление опорных кон-спектов. Состав-ление синквей-нов. |
2. | Мир звёзд. Характеристики звёзд. Жиз-ненный путь рядовой звезды, эволюция массивных звёзд. | 1 | Комбинированное. | Составление опорного кон-спекта. |
3. | Наша Галактика. Строение. Звёздные скопления. Межзвёздная среда. | 1 | Комбинированное. | Ответы на вопро-сы викторины. |
4. | Многообразие галактик. Квазары. | 1 | Лекция. | Составление опорного кон-спекта. |
5. | Солнце и его роль в Солнечной систе-ме. | 1 | Урок-исследование (с использованием различных фото-графий Солнца) | Ответы на вопро-сы кроссворда. |
6. | Две группы планет Солнечной систе-мы. | 2 | Комбинированные занятия | Сравнительная таблица характе-ристик планет. |
7. | Малые тела Солнечной системы: асте-роиды, метеориты, кометы. | 1 | Комбинированное | Ответы на вопро-сы теста. |
8. | Астрономические инструменты на Земле и в космосе. | 1 | Комбинированное | Ответы на вопро-сы теста. |
9. | Астрономическая картина мира. | 1 | Экскурсия в Пул-ковскую обсерва-торию. | Отчёт экскурсии. |
Предполагаемые результаты.
По итогам прохождения данного курса учащиеся приобретут некоторые умения работать как с учебной, так и с научной литературой, навыки анализа, отбора, обобщения, предоставления информации по изученному вопросу.
Информационное обеспечение программы.
- И. Бестужев. У истоков мироздания. От Большого взрыва и до той поры, когда на Земле появился человек разумный. Детская литература. Москва. 1987г. 192 стр.
- И.А. Климишин. Открытие Вселенной. Москва. Наука. 1987 г. 318 стр.
- И. Д. Новиков. Эволюция Вселенной. Москва. Наука. 1983 г. 192 стр.
- Э. Роджерс. Физика для любознательных. Наука о Земле и Вселенной. Молекулы и энергия. Т.2. Перевод с восьмого американского изд. Под редакцией Е.М. Лейкина. Общая ре-дакция академика Арцимовича. Изд-во «Мир». Москва. 1970 г. 652 стр.
- Лучков Б.И. Элементарная астрофизика и космология для школьного курса физики.
Газета «Физика» («Первое сентября», 2005 г., №№17 – 24).
- Internet. Galspace. Spb.ru. Астросайт.