Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка(Содержание и раздел I)
Семен1/3/2007 10:35:17
Автор: Бараусова Татьяна Геннадьевна
-
Содержание
-
Раздел I. ВСТУПЛЕНИЕ.Эффективность обучения школьников.
-
Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся разных способностей.
-
Глава 1. Изучение вопроса дифференцированного обучения в развитии истории.
-
Глава 2. Дифференцированное обучение школьников.
- Понятие дифференциации.
- Внутренняя дифференциация.
- Уровневая дифференциация.
-
Глава 3. Технология дифференцированного обучения.
-
Глава 4. Организация самостоятельной работы.
- Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся.
- Индивидуальная самостоятельная работа.
-
Глава 5. Учет возрастных особенностей учеников при выборе методов обучения.
-
Глава 6. Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка.
- Характерные особенности групп (вариантов)и задачи по работе с ними.
- Различные виды дифференцированной помощи.
- Особенности работы по вариантам на уроках.
- Основные требования к организации уроков русского языка.
- Структура урока дифференцированного обучения.
-
Глава 7. Технология опыта. Дифференцированный подход в организации учебно-поисковой деятельности на уроках русского языка.
-
Раздел III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел I. ВСТУПЛЕНИЕ.
Эффективность обучения школьников.
-
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
А.Дистервег.
-
На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ.
-
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
-
В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения.
-
Такой выход увидели в развивающем обучении, при котором психические новообразования у ребенка возникают не только в содержательной стороне психики, но и в процессуальной стороне, то есть способах психической, в частности интеллектуальной деятельности.
-
Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества сформировал Л.В. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения». (Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.:Педагогика, 1983. – т.4ю – 358с.)
-
По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность. (Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвещение, 1989. – 156с.)
-
Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития учащихся.
-
Развивающее обучение должно охватывать всю систему школьного обучения, поскольку только система обеспечивает единство действия частей процесса обучения. Целостность развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, единой педагогической идеей – максимальной эффективностью обучения для развития школьников. (Репкин В.В, Развивающее обучение как система. – Томск: Пеленг, 1994)
-
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.
-
Диагностика, проводимая мною, показала, что в классах, где я работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам. Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать. На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.
-
Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.
-
Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие.
-
Уже в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей, этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что в 6-7 классах ряд учеников практически выпадает из процесса обучения, присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нем.
-
Дополнительные занятия с такими детьми во внеурочное время увеличивают учебную нагрузку детей, которые не справляются с основной работой, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации.
-
Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя и часто вообще отказываются выполнять даже посильную работу. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень. Увеличение тренировочных упражнений на уроке, использование разных их видов не решает проблему обучения «слабых», нужна другая форма работы.
-
Если учитель ориентируется на уроке на средних и слабых учеников, это ведет к снижению уровня преподавания, сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Они теряют интерес к учению, который требует от них умственного напряжения.
-
Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми школьниками? Как разрешить противоречие между сложным обучением и возможностями разных групп школьников? Как воспитать при этом положительное отношение к учебному труду у всех учащихся?
-
Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке при коллективной форме работы необходим особый подход в обучении - дифференцированный.
-
Дифференцированный подход к обучению осуществляется наряду с фронтальным обучением и способствует глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.
-
Специфика работы в сельской школе требует от меня особого подхода к детям средних умственных способностей. В нашей школе много детей с отклонениями в развитии, разных по уровню подготовленности, поэтому применение дифференцированного подхода в обучении, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности учащихся, в своей работе считаю необходимым условием, а проблему – актуальной. Ведь подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, не возможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как одному из школьных предметов.