ХОР

Добавь свой голос

Образовательный стандарт

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Планируемые результаты освоения программ начального образования школы

Центр апробации ФГОС второго поколения в ЛО
26/1/2009 12:10:12
Автор: Логинова Ольга Борисовна

Автор:
Логинова Ольга Борисовна

Презентация
File: articles_490_novyistand.ppt

Планируемые результаты по:

Планируемые результаты освоения программ начального образования школы

Планируемые результаты освоения основной программы начального образования школы по отдельным учебным предметам, которые представляют собой систему операционализированных личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира.

Реализуя системно-деятельностный подход к обучению, целевой компонент планируемых результатов, представленный в столбце «В процессе обучения учащиеся научатся …», описывает не только изучаемый учебный материал (ведущие идеи, основные понятия и факты, методологию базовой науки), адаптированный к возможностям младших школьников, но и присущие тому или иному предмету основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал. Тем самым планируемые результаты ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе.

Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала. В столбце «Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» приведены примеры таких учебных заданий, которые в ходе учебного процесса отрабатываются со всеми учащимися и, как ожидается, могут без особых затруднений выполняться каждым выпускником начальной школы. А в столбце «Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью сверстников и взрослых» описаны некоторые примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся (как правило, групповой или парной) и учителя. При интерпретации и реализации этих учебных ситуаций и заданий важно помнить, что описываемые в них умения (в особенности, такие, которые предполагают активное обращение к действиям анализа и синтеза и требующие интерпретации информации, ее творческого преобразования) к концу начальной школы в полной мере свободно и уверенно могут выполнять далеко не все учащиеся. Эти умения и навыки получат дальнейшее развитие в последующем обучении в основной школе.

Таким образом, реализация и достижение планируемых результатов требует от учителя использования таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.

Критерии оценивания (последний столбец таблицы) ориентируют учителя в содержании, формах и процедурах оценивания, в том, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при построении и использовании системы внутренней оценки достижений школьников учителю, родителям, самим школьникам. Следует отметить, что все приводимые критерии в настоящее время носят ориентировочный характер и будут уточняться в ходе эксперимента. Большинство из указанных критериев желательно развивать, уточнять и конкретизировать в ходе совместных обсуждения учителя и учащихся с тем, чтобы дети могли осознанно использовать их в процедурах само- и взаимооценки.

Отслеживание и оценка достижения учащимися всей совокупности планируемых результатов – предмет постоянной заботы учителя. Некоторые из этих результатов – в частности, большинство показателей, приводимых в столбце «Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», – составляют предмет итоговой оценки, а также могут отслеживаться в ходе внешних аттестационных и мониторинговых исследований. Часть результатов, преимущественно относящихся к личностно-мотивационной сфере, не может быть предметом аттестации; они могут изучаться только в рамках мониторинговых исследований.

Планируемым результатам освоения программ начальной школы предпосланы показатели ожидаемой готовности детей к обучению (см. столбец «Ожидаемый уровень готовности детей к обучению. Дети могут: …»). Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Опыт и результаты проводимых исследований показывают, что большинство детей 6 – 7 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности, что, безусловно, облегчает задачу учителя начальной школы. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не может служить основанием для отказа принять ребенка в школу, а всего лишь указывает на необходимость и направления индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода. В долгосрочной перспективе введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программ начальной школы призвано способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся за счет целенаправленной организации системы предшкольного образования.

Рекомендации по оцениванию учебных достижений обучающихся, в которых: