ХОР

Добавь свой голос

Из опыта ОУ

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел

Музей и школа

Ольга Валентиновна
2/3/2007 20:16:41
Автор: О.В. Лукинская, учитель географии Ново-Девяткинской СОШ

Возможные варианты диалога. Перед современной школой стоит множество задач, среди которых одной из самых актуальных является формирование разносторонней личности, хорошо ориентирующейся в стремительно меняющемся мире, умеющей найти свое место в жизни. Ученику (особенно среднего школьного возраста) важно не потерять положительной мотивации к получению образования, он должен всегда находить новое, необычное для себя как в окружающем мире, так и процессе обучения. Каждый ребенок способен творить, выдумывать, откликаться на все нестандартное, яркое, интересное. И наша задача опираться на эти сильные стороны этого возраста, поддерживать творческие способности учащихся. Для учащихся этого возраста характерно желание открыть что-то новое, творчески проявить себя, появляются первые «ростки» сознательного, осмысленного отношения к получаемым знаниям.

Каждая эпоха предлагает свои способы приобретения знаний. Сейчас важным носителем информации является компьютер, Интернет, и было бы странным и неоправданным не использовать его. Однако остаются и традиционные способы познания мира: у нас есть счастливая возможность приобщить учащихся к культуре и знаниям с помощью музеев Санкт-Петербурга и пригородов, различных экскурсий, походов.

Роль семьи в образовании сейчас тоже возрастает. Наша задача - поставить родителей в активную позицию, превратить их в наших помощников.

Современные учебные программы составлены так, что целостное восприятие мира мы формируем в курсе разных предметов. И это часто становится препятствием для возникновения у учащихся целостной картины мира. Учащимся надо помочь соединить разбросанные по разным учебникам знания о том или ином явлении мира. И здесь главным «объединительным» началом выступает учитель, особенно велика роль сельского учителя, который, как правило, ведет разные предметы, работая со всем или почти со всем коллективом школьников.

Вот те моменты, на которые мы опирались в нашей работе. Мы предлагаем вам познакомиться с нашим опытом организации внеурочной работы по предметам «География» и <<Биология» в 7 классе.

Курс «География материков» и «Зоология» позволяет многие вопросы изучать в диалоге. Например, на уроке изучается тема «Природные зоны Австралии». Материал учебника географии ограничен, но его можно дополнить материалом из учебника биологии: учащиеся могут подготовить (по просьбе учителя) сообщение об Однопроходных или Сумчатых, о киви или казуаринах. Но есть и другие возможности получения знаний: обратиться к ресурсам Интернета (учитель дает адреса сайтов, где можно найти необходимый материал; а подчас дети сами «обогащают» учителя найденными сведениями из Интернета), или сходить на экскурсию в музей.

Итак, в начале учебного года на одном из первых уроков географии при повторении материала о материках и частях света мы предлагаем учащимся выбрать интересующий их материк. Этот урок можно провести, используя групповой метод работы. Так, перед уроком учитель ставит на парты таблички с указанием материков и частей света «Европа», «Азия», «Африка», «Австралия», «Северная Америка» и «Южная Америка». Ученики входят в класс и после комментария учителя выбирают тот материк (или часть света), который их интересует больше других, и занимают место за соответствующей партой. Вспомнив и уточнив известные сведения о материках, учащиеся получают задание, которое они будут выполнять в течение всего 7 класса: искать и собирать интересные сведения о флоре и фауне, географических, геологических и т.п. особенностях материка (используя книги, телепрограммы, Интернет, а также экспозиции музеев). На этом же уроке мы знакомим учащихся с планом посещения музеев Санкт¬Петербурга1, объясняем необходимость (и увлекательность!) подобной работы. Кроме этого, мы предлагаем учащимся внести свои предложения по выбору интересных музеев или экспозиций, выставок, обсудив их с родителями дома. Важно уже на этом этапе войти в диалог с родителями и сделать их активными участниками, потому что реализация проекта немыслима без их помощи. Учитель берет на себя функцию организации, оценки и стимулирования работы, а родители являются активными помощниками в реализации ее. Предлагаемая работа для ученика необязательна, но желательна. На уроке действует система учебного поощрения: ученик, посетивший музей и творчески отчитавшийся об этом перед учителем, получает возможность, во-первых, озвучить этот отчет на уроке (поделиться впечатлениями, интересными наблюдениями, продемонстрировать фотографии и другие наглядные материалы и тл.); во-вторых, получить от учителя профессиональное суждение и объективную оценку. Творческий отчет может быть как по результатам посещения одного музея, так и нескольких. Примерное планирование

Срок Музей Формы творческого отчета
Сентябрь- Октябрь. Зоопарк 1. Письменный отчет с рисунками.
Ноябрь-Декабрь. Зоологический музей 2. Газета
    3. Фотоальбом
Январь- Февраль .. Музей этнографии им. Петра Великого 4. Фотогазета
    5. Видеофильм
Март-Апрель Ботанический сад 6. Слайд-проект

Посещение музеев и зоопарка осуществляется с родителями, причем выбор музея не жестко привязан к тому или иному строку (важно в течение года их посетить). Учащиеся также свободны в выборе форм отчета. Именно этот этап дает учащимся возможность проявить творческие способности, осуществить рывок вперед, создать свой первый «шедевр».

  1. Традиционный: создание письменного отчета. Требования к оформлению: титульный лист, оглавление. В текст отчета может быть включено: история музея, разделы музея, материалы о людях, животных, растениях выбранного материка, карты, собственные рисунки или подпорка иллюстративного материала из путеводителей и журналов.
  2. Отчет в виде газеты. Требования к оформлению: название, рубрикация, соотнесение текстового и иллюстративного материала, выходные данные с указанием фамилии исполнителя.
  3. Фотоальбом Требования к фотоальбому: учитывается какая-нибудь логика в расположении фотографий, например, отбор и расположение фотографий по биологическому принципу - «классификация животных» (можно уже - классификация хордовых); можно осуществить географический подход - сделать фотографии животных и расположить их по природным зонам данного материка. Кроме этого, нужны подписи. Они должны быть лаконичны и научны (например, написаны по-русски и по-латыни).
  4. Фотогазета Требования к фотогазете. В отличие от фотоальбома, где главным является принцип последовательности и научности, фотогазета более свободна, ведущим принципом является произвольный отбор фотографий. Mогyт быть даже такие фотографии, как «Я и жираф», «Моя семья и семья мартышею> и т.п. Подписи могут быть веселыми, остроумными, неожиданными.
  5. Видеофильм Это наиболее сложный вид отчета не только потому, что требуется видеокамера и элементарные навыки работы с ней, но и потому, что важна сама организация съемки. Так, перед съемкой учащийся должен определить задачу: что и как он будет снимать, за чем наблюдать. Эту направляющую функцию осуществляет учитель, создавая с учеником своего рода режиссерский сценарий, намечая канву «сюжета».
  6. Слайд~проект Это новый вид работы, который требует от учащихся особых навыков и умений работы с компьютерными программами. На уроке информатики учащимся показывают образцы слайд-проектов, учат понимать возможности программы Power Point. В создании слайд-проектов принимает активное участие учитель информатики нашей школы Первутинский ВТ.

Требования к оформлению: работа состоит из 15-20 слайдов, где первый лист титульный. На титульном листе должно быть отражено: название работы, «шапка» с указанием учебного заведения, где работа выполнена; фамилия исполнителя и руководителя. Кроме этого, титульный лист можно украсить самым эффектным («рекламным») слайдом, поместить фотографию автора. На втором слайде должно быть указаны названия тем слайд-проекта. Основная часть - слайды с фотографиями, схемами, картами, рисунками и текстом. Текст должен быть содержательным и недлинным. Последняя страница - список использованной литературы, адреса сайтов в Интернете.

Мы познакомили вас с опытом нашей работы по использованию всевозможных ресурсов ~ образовании, включая как традиционные, так и новые. Работа эта увлекательная, результаты ее стимулируют не только творчество учащихся, но и учителей.