ХОР

Добавь свой голос

Из опыта ОУ

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел

Приемы и формы работы с использованием информационных технологий на уроках естественно - научного ци

Ольга Валентиновна
2/3/2007 20:15:21
Автор: Дорофеева М.Г., канд. пед. наук, Лукинская О.В., учитель высшей категории Новодевяткинской СОШ №1

Приемы и формы работы с использованием информационных технологий на уроках естественно-научного цикла (из опыта работы).

Учителя практически любой специальности с повышенным интересом относятся к новым образовательным технологиям, «дарованным» XXl веком. Чувства при этом педагоги испытывают разные: это и радость от постижения нового, и творческое экспериментирование, это и неуверенность в себе, смешанная со страхом от того, что современные школьники лучше учителя ориентируются во всех этих технологиях, и некоторая доля академического снобизма (мол, учили без этого, и образование было качественным), и растерянность: если применять компьютер, то как? Мы предлагаем небольшой отчет о нашей работе, о первых шагах на пути освоения компьютерных технологий в образовательном процессе, а конкретнее - на уроках естественно -научного цикла.

Мы убеждены, что преподавание предметов естественно - научного цикла на нынешнем этапе активного развития информационных технологий немыслимо без широкого использования адекватных этим технологиям методов и средств обучения: электронных компьютерных учебников, мультимедийных энциклопедий и путеводителей, творческих работ по составлению и применению мультимедийных презентаций, без использования Интернета с его колоссальными информативными ресурсами и т. д. Новые технологии дают учащимся возможность увидеть то, что недоступно в непосредственном наблюдении, в бытовом повседневном опыте; материалы «из компьютера» снабжены аудиокомментарием специалистов, организованы контекстные подсказки и ссылки, организован самоконтроль и пр.

Остановимся на некоторых формах и приемах такой работы.

I. Мультимедийная презентация как способ приобретения и применения знаний в курсе географии, биологии и экологии.

Презентация - это интерактивная компьютерная разработка, в состав которой входит набор слайдов с любой информацией на определенную тему, диаграммы, видеоклипы, анимация и т. д. Презентация не только помогает ученику представить информацию в «красивой упаковке», но и позволяет учителю решать следующие задачи:

  1. Формирование разносторонней личности учащихся, развитие у них интереса к предмету и окружающей жизни.
  2. Формирование у учащихся умений соотносить разные источники знаний в обучении - как традиционные, так и новые.
  3. Развитие у учащихся умений составлять презентацию с использованием знаний и навыков, полученных на уроках информатики, с учетом специфики предмета естественно -научного цикла и выбранной темы.
  4. Развитие творческих способностей учащихся. В процессе работы над презентацией создаются условия для творческой самореализации ученика. В программе Power Point, которой мы пользуемся, предъявляются повышенные требования к творческим способностям автора, к его художественному вкусу.

Не секрет, что дополнительные материалы к уроку в жанре сообщения, доклада или реферата (особенно реферата!) в последнее время превратились в однообразные обезличенные работы, скаченные учащимися из Интернета. В лучшем случае рефераты начинаются или заканчиваются мини-сочинениями «Почему я выбрал эту тему?» или кратким описанием работы. При создании мультимедийной презентации перед учеником возникает, во-первых, практическая необходимость подключения навыков, приобретенных на информатике, во-вторых, появляется простор для творчества (подбор цвета, шрифта, фона, эффектов и пр.). Компьютер выступает как инструмент для реализации способностей учащегося.

Мы выделяем следующие этапы работы над презентацией:

  1. Подготовительный: предварительная работа учителя по определению тем презентаций, сроков их выполнения, требований к ним.
  2. Поисковый: выбор учащимися темы будущей работы, поиск и накопление информации.
  3. Оформительский: оформление учащимися проектов в формате программы Power Point.
  4. Промежуточно - оценочный: просмотр учителем работы, промежуточное подведение итогов, исправление учащимися ошибок и доработка ими своего проекта.
  5. Итоговый: окончательное подведение итогов, просмотр и озвучивание работы,
  6. оценивание ее.

Место презентации в учебном процессе может быть различным. Во-первых, ее целесообразно использовать на уроке, причем на разных этапах изучения той или иной темы. В начале изучения темы презентация выступает как источник знания (чаще ее готовит сильный ученик), в конце изучения темы она выступает средством обобщения, углубления знаний по теме уже для большинства учащихся. Во внеклассной работе использование жанра презентации тоже многообразно. Это и творческий отчет о посещении выставок, музеев и пр., и подготовка к разнообразным районным конкурсам (например, у нас есть работы для конкурса «Родники», «Лидер завтрашнего дня»). Так, одним из интересных заданий для учащихся, посещающих, музей или выставку (связанных с темой урока), будет, например, сбор материалов (буклеты, запись экскурсий, материалы стендов, собственные фотографии и т. д.). В домашних условиях они используют другие источники информации (книги, Интернет-ресурсы и пр.) и создают окончательный вариант презентации.

В школе создана «Медиатека лучших презентаций», которая используется нами в разных вариантах. К ней имеет доступ учитель информатики и применяет в своих учебных целях. Кроме этого, любой ученик может воспользоваться готовыми материалами при подготовке домашнего задания, да и для учителя это хорошее подспорье. Презентация - хороший, интересный материал и для работы с детьми начальных классов. Учитель может использовать ее и в работе группы продленного дня.

II. Электронная контурная карта на уроках географии.

Одним из важнейших навыков, которым должен обладать ученик, изучающий географию, является работа с атласом и контурной картой.

Мы предлагаем наряду с обычной (бумажной) картой использовать и электронную карту. Работаем в программах: "Adobe Ptoshop 7.0", "Ms Paint", "Power Point". Сначала мы копируем контурные карты, переводим их в цифровой формат и предлагаем учащимся задания.

Варианты заданий для учащихся 8 класса: Нанеси на карту России цифры, соответствующие географическим названиям, данным в задании (например, «Береговая линия» или «Реки России»). Задача ученика расставить цифры на географическом объекте. Примечание: задание может выполняться при помощи атласа или без него по памяти.

  1. Впиши географические названия в условные знаки, указанные цифрами на карте. (Например, «1» - Балтийское море; «2» - Нева и т. д.). Примечание: если заданий несколько, можно использовать цифры разного цвета, например, пограничные страны обозначаются красным цветом, крайние точки - черным, моря, омывающие Россию, - синим.
  2. Нанеси границу (например, России, вечной мерзлоты и пр.). Обозначь точками (например, высочайшие вершины мира, крупные города и пр.), используя графику.
  3. На карту (например, Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и пр.) нанеси природные зоны разным цветом. В условных знаках подпиши их название.
  4. Придумай и сформулируй задание для товарища, используя учебник или атлас.

Выполни свое задание сам (твоя карта будет использоваться для проверки). Примечание: для выполнения этого задания предлагается на выбор одна из карт: карта России, Восточно-Европейской равнины, Кавказа или других территорий. Задание выполняется на уроке информатики или дома с проверкой на следующем уроке.

Способы проверки тоже различны: самопроверка при помощи атласа, самопроверка с использованием готовых ответов на мониторе, взаимопроверка или по локальной сети, или при смене пользователя, а также проверка учителем по локальной сети.

Методические плюсы очевидны: это современность, новизна, возможность творческого подхода при выполнении заданий с использованием компьютерных программ, отработка навыков работы с атласом и контурными картами.

В скором времени станет привычной форма получения и проверки домашнего задания при дистанционном обучении.

III. Электронный компьютерный учебник.

В школу поступают электронные компьютерные учебники (ЭКУ) по отдельным предметам. В розничной сети можно найти и другие материалы для урока. Использование дисков позволяет разнообразить работу как учителя-предметника, так и ученика.

Рассмотрим варианты использования электронного учебника при обучении учащихся на дому. Дети с ограниченными возможностями благодаря ЭКУ получают шанс почувствовать себя включенными в жизнь, расширить знания по предмету, разнообразить восприятие окружающего мира.

Сначала мы вместе с учеником изучаем тему по электронному учебнику, используя голос диктора или свой комментарий. Потом для осмысления нового материала мы предлагаем ученику опережающее задание: просмотреть самостоятельно изучаемую тему по ЭКУ и найти что-то новое, неизвестное, поставив вопросы к тому, что непонятно. Далее, на стадии закрепления материала, эффективным будет просмотр «картинки» без звука, когда ученик, наблюдая за происходящим на экране, отвечает на вопросы учителя.

В электронном учебнике по географии содержатся тестовые задания, которые можно выполнить вместе с учеником при изучении нового материала или использовать при проверке знаний. Ученик способен выполнить эти задания и самостоятельно, ведь итоги теста оценивает компьютер.

Электронный учебник дает простор для самостоятельной работы любого ученика. ЭКУ становится дополнительным источником информации. И тогда, кроме обычного чтения, добавляется прослушивание текста, просмотр иллюстраций, заполнение таблиц, схем, карт, причем, при необходимости все это может повторяться несколько раз, что делает знания более прочными. Отметим, что здесь удачно можно дифференцировать работу, опираясь на особенности ученика, - его темперамент, доминирующий тип восприятия.

«Общим местом» современной педагогики стало беспокойство о том, что современным ученик часами просиживает у компьютера, что отражается на здоровье и психике ученика. Взрослый должен научить ребенка дозировать общение с компьютером, предложить ему развивающие игры, например, такие как «Подводное сафари», «Кузя в Африке» и др. Эти игры дают ребенку первичные знания по географии и биологии. Сильной стороной игр является иллюстративный материал, удачное соединение занимательности и информативности.

Целесообразным будет применять эти игры в группе продленного дня. Досуг с пользой - вот как можно назвать эту работу с ЭКУ.

Электронные учебники «Основы биологии растений», созданные авторами Г..А. Воробейковым и Г.И. Дубенской, «Основы биологии животных» М.А Гвоздева и Д.А Елисеева, очень помогли нам в работе. Несмотря на то, что это учебники для студентов, ими может пользоваться как очень успешный ученик, так и средний. Учебник насыщен уникальными иллюстрациями, от которых в прямо м смысле слова «не оторваться».

Также ЭКУ помогают в подготовке учащихся к олимпиадам по предметам естественно - научного цикла. Готовиться к олимпиаде можно индивидуально и в группах, как в кабинете информатики, так и дома.

IV. Использование Интернет-ресурсов.

Полезным является существование Интернет-ресурсов, созданных специалистами для обмена информацией и опытом, для повышения образовательного уровня как учителя, так и любого пользователя Интернетом.

Жизнь постоянно подбрасывает новые темы для осмысления и обсуждения. Свежий, животрепещущий, а подчас и скандальный материал мы всегда найдем в Интернете. Наша задача - заставить этот материал работать эффективно в учебных целях.

Предлагаем два варианта уроков.

Тема урока «Можно ли назвать цунами в Индийском океане экологической катастрофой?»

Этот вопрос проблемный. Для его осмысления требуется большое количество разной информации, свидетельства очевидцев, цифры и факты.

Особенностью этого урока является то, что он готовится совместно всеми учащимися в течение примерно месяца. Работа строится поэтапно.

1 этап: сбор информации. Учащемуся требуется найти информацию, подтверждающую, что события 26 декабря 2004 года были чрезвычайными, страшными для региона, и описать эти события.

2 этап: осмысление причин катастрофы. Ответить на вопрос: что явилось причиной цунами?

3 этап: осмысление последствий и ущерба. Какими были последствия для природы и человечества?

4 этап: анализ поведения людей во время катастрофы и после нее. Каковы были действия спасателей из разных стран, включая Россию? Расскажите о чудесном спасении людей. Что вас удивило в поведении этих людей? Что вы узнали о возможностях и скрытых резервах человеческого организма?

5. Итоговый вывод: является ли цунами экологической катастрофой?

Вывод мы формулируем вместе с учащимися, но при ведущей роли самих учащихся: катастрофы бывают природного и антропогенного характера, а данная катастрофа является именно природной.

Второй урок посвящен актуальной и во многом скандальной теме птичьего гриппа.

Целью этого урока будет не только сбор информации, но и формирование важных для информационного общества умений находить достоверную, точную информацию и отсекать «жареные» факты от научных.

Тема урока «Грозит ли человечеству гибель от эпидемии птичьего гриппа?»

1 этап - сбор информации по темам: «История болезни», «Возбудитель и его характеристики», «Ареал распространения» и др.

2 этап - поиск оценки экспертов с учетом источника информации (здесь и происходит «отсечение» явно скандальных, рассчитанных на сенсацию фактов и научных, подкрепленных именами известных ученых и медиков);

3 этап - формулирование учениками положительного или трагического пути развития этой болезни для человечества, основанного на оптимистическом или пессимистическом «диагнозе» специалистов, и выбор учениками предполагаемых путей решения борьбы с заболеванием. На этом этапе происходит также перенесение в изучаемую тему знаний о предыдущих эпидемиях (например, о чуме в средние века, «испанки» в начале ХХ века, малярии и т. д.).

В этой статье мы поделились своим, пока еще очень небольшим, опытом в интересном и увлекательном процессе создания и использования обучающей мультимедийной презентации, электронных контурных карт, электронных компьютерных учебников и пр. Однако хочется отметить, что новые технологии - это только средство для того, чтобы наши ученики более осознанно, активно, творчески изучали предметы естественно-научного цикла