Ольга Владимировна Кудряшова
МОУ ДОД "ЦИТ" Волосовский р-нзам. директора
Повышение квалификации педагогических и административных кадров
Интернет представительство образовательного учреждения
-
В связи с интенсивным развитием информационных технологий роль школьных сайтов в деятельности образовательного учреждения с каждым годом возрастает. Анализ школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть представляют собой информацию об очной деятельности школы: фотографии зданий, директора, учителей и учащихся, сведения о планах и мероприятиях, проводимые в школе. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением - пансион, туристические поездки, консультации психологов и др. Таким образом, школьные сайты в основном пока являются информационно-рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями.
-
Практика показывает, что от содержания, организационной структуры и функций сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и учебные процессы, происходящие внутри школьного заведения. Целью создания web-сайта школы является всестороннее освещение образовательной, научно-практической, общественной деятельности учебного заведения, обмена знаниями, творческими идеями, достижениями, формами внеклассной работы.
-
С другой стороны школьный сайт является эффективным инструментом для решения задачи расширения образовательных возможностей очного обучения, организации процесса дистанционного образования в школе, отражения деятельности учеников и педагогов для внешних посетителей сети Internet, информационной поддержки учащихся и педагогов, проведения дистанционных родительских собраний, семинаров, конкурсов и т.д. Таким образом, официальный сайт Internet-представительства школы должен привлекательно выглядеть внешне и по содержанию, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчете на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена между школой и Internet-пространством.
-
В основе работы по созданию школьного сайта лежат функции, для реализации которых и создается Интернет-представительство образовательного учреждения. Среди функций, которые выполняет школьный сайт можно выделить следующие:
-
Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт может также рассматриваться в качестве коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников, но и "внешних" по отношению к образовательному учреждению субъектов - родителей, работников образования и культуры. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.
-
Состояние школьных сайтов МО "Волосовский муниципальный район
File: users_1999_sostoyanie.doc
Аналитическая справка
-
По программе "Интернет представительство образовательного учреждения" в Волосовском районе прошли обучение 40 работников ситемы образования из 19 образовательных учреждений. В состав слушателй в основном входили работники администрации и ответственные за информатизацию образовательных учреждений.
-
Занятия проводились в очно-заочной форме 8 часов лекционных и практических занятий, 8 часов самостоятельных занятий на основе материалов, размещенных на портале ХОР. Учебный план выполнен на 100%.
-
Результаты обучения свидетельствуют о востребованности материалов курсов. Преподаватели курсов получили много положительных отзывов о содержании курсов и методике проведения обучения. Слушатели отметили, что обучение на дистанционных курсах позволило расширить их представления о возможностях интернета, о направлениях использования ресурсов интернета в учебной работе со школьниками. Большое продвижение было в освоении коммуникации через интернет.
-
Слушатели приобрели опыт создания собственных сайтов, понравилась идея использования блогов в качестве личного учебного пространства. Блоги позволили слушателям свободно изложить свое видение перспектив использования тех или иных технологий интернета в школе. Многие слушатели воспользовались блогами для описания своей работы со школьниками. Были размещены интересные иллюстрированные материалы из школьной жизни. Слушатели смогли организовать продуктивное неформальное обсуждение интересующих их вопросов, они делились опытом, давали свои оценки, сравнивали свой уровень владения интернетом с достижениями своих коллег.
-
Выпускные работы слушателей:File: users_1999_otchet.doc
Современные средства коммуникации в образовании
-
Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
-
Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.
-
Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный и воспитательный процесс школы.
-
Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости.
-
Появление компьютерных сетей, Интернета и все возрастающее внимание самой школы к использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий (в том числе, компьютерных коммуникаций) стало причиной большой популярности учебных телекоммуникационных проектов.
-
Учебные телекоммуникационные проекты - это направление, которое является развитием метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации, а сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
-
Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по иностранным языкам.
-
I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.
-
1 Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
-
2. Лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.
-
3. Филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем, творческие.
-
II. Культурологические (страноведческие) проекты.
-
Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран-партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский характер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекоммуникационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические проекты могут иметь разные тематические направления.
-
1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, города, местности.
-
2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т.д.
-
3. Политические, цель которых — ознакомление с государственным устройством стран, политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, законодательством страны и т.д.
-
4. Посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
-
5. Экономические, посвященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.
-
III. Игровые и ролево-игровые проекты.
-
Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекоммуникационные.
-
С содержательной точки зрения игровые и ролево-игровые проекты могут быть следующих типов.
-
Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний.
-
Имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни.
-
Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.
-
Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).
-
Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном, в большинстве своем английском языке, и потому предстаатяют помимо возможности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.
-
Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы.
-
Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.
-
1. Организационный
-
Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.
-
2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом), обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, приобрести необходимые навыки, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
-
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время
-
Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций.
-
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов
-
Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
-
5. Работа над проектом
-
Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
-
6. Подведение итогов, оформление результатов
-
На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
-
7. Презентация проекта
-
Готовый и оформленный проект должен пройти заключительный этап презентации в классе, телеконференции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта.
-
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные, систематические, разовые либо длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и т. д. явлением, требующие для решения поставленной проблемы сбора данных в разных регионах; предполагается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта или события, произошедшего или имевшего место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений и пр.; намечается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций способа действий, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого пути исследования проблемы; предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдение за погодными явлениями и т.п.) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложения по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.); планируется провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания. Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод проекта, можно рассматривать только в общей концепции обучения и воспитания.
-
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.
Аналитическая справка
-
По программе "Современные средства коммуникации в образовании" прошли обучение 60 работников образования МО Волосовский муниципальный район из 15 образовательных учреждений района. В состав слушателей входили учителя - предметники.
-
Занятия проходили в очно-заочной форме 30 учебных часов лекционных и практических занятий, 18 часов самостоятельных занятий на основе материалов, размещенных на портале ХОР. Учебный план выполнен на 100%.
-
В результате обучения разработа образовательный телекоммуникационный проект
-
Название: "Мониторинг качества преподаваемых предметов в образовательных учреждениях Волосовского района"
-
Авторы:Слушатели курса "Современные средства коммуникации в образовании"
-
Актуальность: Мониторинг качества образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровне(включая школы) уровнях.
-
Частью системы мониторинга качества образования являются следующие элементы:
-
1. Установление стандарта и операционализация.
-
2. Сбор данных и оценка результатов.
-
Чтобы судить о качестве преподаваемых предметах необходимо разработать диагностики для оценки качества.
-
Цель:
-
Формирование банка диагностик для оценки качества преподавания предметов в образовательных учреждениях Волосовского района
-
Задачи:
-
1. Изучение учебных планов всех ступеней обучения
-
2. Изучение контроля знаний обучающихся
-
3. Создание тестовых материалов для оценки качества учащихся
-
4. Сравнительный анализ результатов тестирования учащихся
-
Анотация:
-
С целью реализации данного проекта разработаны сетевые версии тестовых материалов по учебным предметам средней школы с помощью документов Google. Интернет ресурсы опробировались в образовательныч учреждениях слушателей курсов. Проведен анализ результатов тестирования.
-
Участники: слушатели курса, учащиеся образовательных учреждений.
-
План реализации:
Меропиятие | Сроки | Ответственные |
---|---|---|
Изучение учебных планов | сентябрь | Слушатели курса |
Изучение контороля знаний | сентябрь | Слушатели курса |
Обучение созданию тестов в документах Google | сентябрь - октябрь | Кудряшова О.В. |
Создание тестовых материалов | октябрь | Слушатели курса |
Опрабация сетевого ресурса | ноябрь | Слушатели курса |
Сравнительный анализ результатов тестирования | ноябрь | Слушатели курса |
Анализ эффективности проекта | ноябрь | Слушатели курса |
-
Ожидаемые результаты: Создание банка интерактивных тестовых материалов для использования на уроках с целью оценки качества преподаваемых предметов
-
Результаты проекта:File: users_1999_sovremenny.doc
В результате выполнения пректа участники пректа пришли к выводу данная технология пременима для контроля знаний по всем учебным предметам. Технология эффективна для использования в учебном процессе т.к. экономит время, метериальные средства учителя.