ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2017 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Метод проектов как способ развития положительной мотивации процессу обучения

Александра
24/4/2017 14:43:07
Автор: Александра

Описание инновационного педагогического опыта преподавателя математики ГБПОУ ЛО «Лодейнопольский техникум промышленных технологий» Лагниной Александры Николаевны.

 

Актуальность и перспективность опыта.

      Обучение математике в современном техникуме осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования, цели которого сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное обучение связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной функциями, с личностно - ориентированными педагогическими технологиями. Это предполагает необходимость всестороннего развития способностей обучающегося. 
      В течение ряда лет я работаю над проблемой «Метод проектов  как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики». На мой взгляд, метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности обучающихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.
     И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. И моя задача заключается не в том, чтобы передать студентам сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, являющаяся личностно - и практико-ориентированной.

Концептуальность.

        Цель образования в наши дни соотносится с формированием компетентностей. Одной из ключевых компетентностей, по моему мнению,  является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает получение необходимой информации,  умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей.

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого обучающегося.

     Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках математики может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие: проектная деятельность, групповая деятельность, технология развивающего и личностно-ориентированного обучения. Именно эти технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике. 

Ведущая педагогическая идея.

        Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках математики может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие: проектная деятельность, групповая деятельность,  технология развивающего и личностно-ориентированного обучения. Именно эти технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованные в настоящее время. 
     Проектная деятельность - это серия спланированных, обоснованных мероприятий, предназначенных для достижения определённых целей и разрешения конкретных задач за нормированный промежуток времени. 

Наличие теоретической базы опыта.

 Учёными- методистами как в зарубежной, так и в российской науке (Н.Видал, Р. Рибе, Д. Фрид-Буд, И.А.Зимняя, Т.А. Сахарова, Е.С. Полат) метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий, так как в нём может быть реализовано сразу несколько современных подходов:  личностно-ориентированный, коммуникативно- деятельностный и др.

Целью проектной деятельности является: - понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе); - повышение мотивации обучающихся при решении задач; - развитие творческих способностей; - формирование чувства ответственности; - создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и обучающимися. В осуществлении проектной деятельности мною поставлены задачи: - обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - умение анализировать (креативность и критическое мышление); - умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

    Информационные технологии реализации метода проектов.

Требованиями к использованию метода проектов в учебном процессе с применением информационных компьютерных технологий (ИКТ) являются: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения; 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов; 3) самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность обучающегося; 4) определение знаний из областей, необходимых для работы с проектом; 5) структурирование содержательной части проекта; 6) использование исследовательских методов; 7) определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; 8) выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; 9) анализ полученных данных; 10) оформление конечных результатов; 11) подведение итогов, выводы, творческие отчёты и т.д. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности. Занимаясь проектной деятельностью со студентами, я формирую у них следующие общеучебные умения и навыки: Рефлексивные умения: • умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; • умение отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи. Поисковые (исследовательские) умения: • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; • умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, специалиста); • умение находить несколько вариантов решения проблемы; • умение выдвигать гипотезы; • умение устанавливать причинно-следственные связи. Навыки оценочной самостоятельности: • умение работать сотрудничая: • умение коллективного планирования; • умение взаимодействовать с любым партнером; • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; • навыки делового партнерского общения; • умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. Менеджерские умения и навыки: • умение проектировать процесс (изделие); • умение планировать деятельность, время, ресурсы; • умение принимать решения и прогнозировать их последствия; • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). Коммуникативные умения: • умение инициировать учебное взаимодействие с партнерами – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; • умение вести дискуссию; • умение отстаивать свою точку зрения; • умение находить компромисс; • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: • навыки монологической речи; • умение уверенно держать себя во время выступления; • артистические умения; • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Оптимальность и эффективность средств.

       В своей работе использую индивидуальную, парную, групповую проектную деятельность, цель которых - способствовать  реализации творческого потенциала каждого студента. Формы такой работы многообразны,  значимость её велика, ибо саморазвитие, самообразование,  самораскрытие личности невозможны без систематической  целенаправленной работы. 

Кошлец Анастасия, обучающаяся группы 253 по специальности «Повар-кондитер» представила проект «Логарифмы в жизни человека». Примером парной проектной деятельности стала исследовательская работа студенток той же группы «История возникновения иррациональных чисел». Групповая проектная деятельность представлена в научно-практической работе «Путешествие из плоскости в пространство»

 

Результативность опыта.

       Я постоянно занимаюсь повышением своего профессионального уровня.      Работая над проблемой «Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики» уже в течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности обучающихся. Я целенаправленно работаю над  использованием метода проектов в течение двух лет. За этот период достигла определенных результатов. Студенты на моих занятиях создали ряд научно-исследовательских проектов и выступили с ними на уроках математики и информатики, на межстуденческой конференции «От студенческого проекта к будущей профессии».

Литература: 1. Примерная программа основного общего образования по математики для образовательных учреждений. Пояснительная записка. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000 г. 3. Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47. 4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116