ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2016 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Зов будущего, или как управлять школой.

ada_mycikova
11/11/2016 12:47:39
Автор: ada_mycikova

Зов будущего, или как управлять школой.

   Своеобразным девизом своей жизни, управленческой и педагогической деятельности я выбрала давно полюбившиеся мне строки из стихотворения Бориса Пастернака:        «Во всем мне хочется дойти

До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время, схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья».

   Человечество постоянно стремится вперед, переделывая, изобретая что-то новое. Стремление к непознанному – вот что характеризует деятельность современного человека. Но кто создает предпосылки для развития науки, готовит будущих ученых, художников, музыкантов? Вряд ли кто-то серьезно задумывался над этим. А ведь у истоков стоит обычная школа.
   Школа в традициях всех времен, у разных народов всегда была в центре внимания. Ее успешная деятельность во многом зависит от того, кто ею управляет. Возникает вопрос – кто он, эффективный руководитель современной школы? 
   В своей статье «Взаимосвязь компетенций директора школы и качества образования» я коснулась вопроса наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития (П - 2). Как же помогло мне владение этими самыми компетенциями в одном из достижений (как слагаемом успеха)  нашего учреждения?!
   Реорганизация – это непростое  понятие, особенно сложно осуществимое не в вопросах оформления документации, хотя и здесь много подводных камней, а в практике становления совершенно нового учреждения: создать коллектив единомышленников, объединить, сплотить, нацелить на выполнение задач…
   Разрозненность, различные подходы в обучении и воспитании, различные традиции, нежелание родителей принять новых педагогов, различные стили управления – все это являлось препятствием не только в развитии школы, а на первых порах в определении путей этого развития.

« Не надо искать путь к победе – надо создать такие условия, чтобы все пути вели к ней!» Пьер Бомарше

  Хорошие слова знаменитого драматурга подтвердили правильность выбранных действий. Сформулировать концепцию становления и дальнейшего развития учреждения помогло участие базовой школы (на основе которой и создали центр образования) в конкурсе «Школа года» среди учреждений района и победа в номинации «Школа успеха» - это и стало отправной точкой.
   Общее дело, как известно, сближает. Надо найти это общее дело. Сплочение коллектива (а это два детских садика (http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/kidgar.html), две школы, да еще и совершенно новое поприще – дополнительное образование (http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/krujki.html ) началось с работы над программой развития (Д - 9), целью которой было определено - проектирование образовательного пространства ОУ как системы, обеспечивающей создание территории успеха для каждого (http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/docum.html )
   В программе развития затронуты важные составляющие движения вперед. Но главное – это люди, которые будут воплощать эту программу. Надо активизировать работу с людьми, но посредством чего? 
   Кодекс этики – вот еще одна  находка моя как управленца. Имидж учреждения еще придется выстраивать, но уже с самого начала надо определить критерии работы над имиджем (Д - 5)

«Выберите себе работу по душе И вам не придется работать ни одного дня в своей жизни» Конфуций

   Кадровые ресурсы очень важны, а в разновозрастном и разноуровневом  коллективе, в котором есть мэтры педагогики и молодежь, само собой напрашивается использование такой формы работы, как наставничество(Д - 8), взаимопосещения уроков и занятий, совместная работа при подготовке открытых уроков и других мероприятий, создание методической базы по предметам. Все это легло в основу создания подпрограммы «Кадровое обеспечение» (Д - 14).
   Руководителю необходимо думать и заботиться о роли учителя  в коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Все это прописано в подпрограмме и реально выполняется. И, как итог работы - атмосфера  благоприятная, творческая.  Кадровый состав стабильный, квалифицированный. Но управляя таким коллективом, нельзя стоять на месте его руководителю, поэтому большое значение придаю саморазвитию. Учусь сама, чтобы идти в ногу со временем. Это курсы по государственной аккредитации, предоставление государственных и муниципальных услуг, инклюзия (Д - 6). Участие в различного рода семинарах  и публикации с получением соответствующих сертификатов (Д - 20).
   Руководитель, в глазах коллектива, все знает, умеет, может! А если не знает, - то узнает, найдет выход, сможет. Это придает уверенности в себе. А что означает для коллектива уверенный в себе руководитель? Это, прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, легче думать о завтрашнем дне, он придает определенный психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.
  И такой мотивацией стало участие административной команды под моим руководством в региональной ярмарке инноваций в образовании (Д - 26), которое дало возможность сформулировать и начать инновационную работу (Д – 4), в которой принимают активное участие педагоги (http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/innovation.html) Результат не замедлил проявиться: создание школьного лесничества, социальное партнерство ( Д -  4.2), разработка интегрированных рабочих программ (Д – 4.1), демонстрация опыта на уровне района, региона, публикации (П – 1; П - 3), участие педагогов в различного рода конкурсах.
   Плодотворная работа коллектива невозможна без материальной поддержки, поэтому важной составляющей программы развития стала подпрограмма «Финансовый план» (Д – 16)

«Усомниться – значит утратить силу» Оноре де Бальзак

   Укрепление материально-технической базы: все кабинеты оборудованы современной техникой в соответствии с требованиями времени (компьютер или ноутбук, экран, мультимедийный проектор, принтер, колонки, телевизор, музыкальный центр или магнитофон, документ-камера), имеются все необходимые наглядные пособия, лаборатории, раздаточный материал, интерактивные доски, стенды. В рабочем состоянии учебное и спортивное  оборудование, мебель, игровое оборудование для дошкольников, функционирует библиотека(учебниками обеспечены все, пополняется и обновляется художественная литература), столовая, вспомогательные кабинеты, благоустраивается школьная территория и территория дошкольных отделений. (http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/equip.html) в действии план финансово-хозяйственной деятельности, эффективный контракт, наконец, профстандарты ( Д – 16.1; 16.2; 16.3) – все это позволило вывести коллектив на совершенно новый уровень, при котором, двигаться к успеху легче и комфортнее.
    Современная сельская школа должна обеспечить учащимся высокий уровень знаний, гарантирующих поступление в ВУЗы. 

«Ключом ко всякой науке

 является вопросительный знак»

Оноре де Бальзак

   Подпрограмма «Качество образования» ориентирует нас на определенные направления по ее реализации. Главная задача образовательного учреждения – качественное образование. Решить проблему качественной подготовки по определенному профилю возможно благодаря профилизации обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.
   В школе реализуется профильное обучение и  создана модель, обеспечивающая развитие и обучение школьников, предполагающее  освоение индивидуальных образовательных маршрутов. Естественным стало применение нелинейного расписания. В своей статье «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся при организации профильного обучения» (П - 4)  я рассказала, как, опираясь на опыт нескольких лет работы, мы уже не испытываем проблем с введением профиля.

Результаты тоже есть: аттестаты особого образца и медали «За успехи в учении», нет скрытого отсева, участвуем в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Выпускники, обучаясь в выбранных ими учебных заведениях, не чувствуют дискомфорта из-за того, что они учились в сельской школе, т.е. уровень подготовки выпускников не уступает, а иногда и намного выше, чем у ребят из города.

   С появлением в штатном расписании блока дошкольного образования, учреждение самостоятельно решает задачу преемственности программ, методик, диагностик по разным ступеням УВП. Так в программе развития появляется подпрограмма «Дошкольное образование» (Д - 12).

«Создает человека природа, Но развивает и образует его общество» В.Г.Белинский

   Конечно, пришлось изучить тонкости  «жизни и деятельности  дошкольников», создать необходимую образовательную развивающую среду в группах, направить на курсы повышения квалификации, курсы переподготовки многих работников дошкольного отделения, пересмотреть всю нормативную документацию от должностных инструкций до образовательной программы дошкольного образования,  буквально «заразить» их идеей «школы успеха», чтобы сейчас получать необходимую отдачу – на базе наших дошкольных отделений также  проводятся районные мероприятия, встречи методистов, занятия в рамках муниципального конкурса «Профессиональный успех»; педагоги стали активно показывать своих воспитанников на конкурсах различного уровня, сами стали участвовать в профессиональных состязаниях. Еще одно из достижений (может это покажется несведущему человеку странным, но это действительно так) –  наличие у всех воспитателей педагогического образования. http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/kidgar.html
   Центр образования, коим мы являемся, предполагает создание и функционирование отделения дополнительного образования детей. Это здорово, особенно в тех условиях, в которых находимся мы – учителя, ученики, родители. На территории, где находится наш центр,  нет культурно-развлекательных учреждений. Ближайший Дом культуры находится в 15 километрах в д. Васкелово, значит наше ОУ должно обеспечить качественное образование в условиях нормативного финансирования, стать центром культуры и духовности, центром защиты ребенка. http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/krujki.html
   Да, было трудно. Найти квалифицированных педагогов, провести мониторинг родительских запросов, создать условия для работы кружков, привести в соответствие нормативную базу, выдать результат… И, опять таки,  все это в рамках задуманной, и начинающей осуществляться, программы развития «Школа успеха». Уж здесь-то должен быть успех сразу – думали и хотели этого родители и дети! Но хоть и дополнительное, но это, все-таки, образование, а значит, без труда ничего не получится.        
   Недопонимание, метания, проба себя в различных направленностях – и, тем не менее, успех приходит. Практически каждый ученик и воспитанники подготовительной группы воспользовались возможностью попробовать свои силы на разном поприще. Ведь  на их выбор в центре созданы семь направленностей, охватывающие различные сферы -  наука, спорт, культура, нравственность. А результат?  Результат есть: у кого-то это просто проба себя и дальнейший поиск своего успеха, у кого-то – стабильное увлечение, переходящее в серьезную деятельность с последующей интеграцией в учебную деятельность и выбором профессии. А для коллектива – новая задача – работа  по выявлению и развитию одаренных детей. Так возникает необходимость в создании подпрограммы «Одаренные дети» (Д – 15).                                                                             

«Следы исчезнут поколений. Но жив талант, бессмертен гений» М.Глинка

   Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские искусства (Д - 15.1).
    Многоплановость и многоаспектность конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления. Результатом являются победы в международных, всероссийских, региональных конкурсах. (Д - 17)
 Но самое главное – все дети не только имеют возможность, но  и используют ее, чтобы каждому на своем уровне почувствовать успех. И пусть это будет вручение грамоты за победу на школьном уровне или на уровне класса, но это будет происходить в торжественной обстановке, на общешкольной линейке, у всех на виду. 

Сложившаяся система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию. В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений (Д - 11).

   Каждое действие, каждое слово, каждый шаг воспитывает, сплачивает, помогает создавать общность всех и каждого. Чтобы помочь ощутить себя в неразрывной связи с коллективом школы, а это и ученики, и учителя – все вместе, предлагаю подумать над вопросом введения единой школьной формы и не только ученикам, но и учителям. Работает!!! 

Управляющий совет школы, в который входят представители родительской общественности, вырабатывает единое мнение и принимает решение о введении школьной формы. Как красиво смотрится школа на линейке первого сентября! Но еще неожиданней становится появление учителей в такой же форме! Вот оно единение, чувство локтя, сопричастности общему делу (Д – 5.1).

 В школе создана   и действует воспитательная система «Школа успеха», состоящая   из  программы духовно-нравственного воспитания «Сохрани в себе человека» и   проекта «Школа успеха», целевой программы «Школа здоровых привычек». Вся воспитательная работа  строится в соответствии с этими программами, а в программе развития появляется Подпрограмма «Воспитание» (Д - 10).

«Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими» А.Герцен

   Основной формой деятельности учащихся, через которую реализуются воспитательные задачи,  является КТД. Созданы условия для сохранения и укрепления физического, психического и духовного здоровья всех участников образовательного процесса – посещение музеев, театров, экскурсии, спортивные и тематические мероприятия. Воспитательная система школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота ( Д - 3), образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и эффективным.
   Одна из составляющих нравственного воспитания  -  благотворительность. В школе сложились хорошие традиции в этом направлении. На формирование гражданских качеств оказывает влияние   социальное проектирование. Каждый год ребята реализуют социальный проект, представляют его на муниципальном и областном конкурсах социальных проектов (Д - 19).

Но главный результат проделанной работы – нравственное воспитание души ребёнка, умение увидеть проблему и желание решить её, чтобы сделать окружающий мир лучше. Школа в определенный период жизни человека является необходимой средой, в которой ребенок должен развиваться полноценно и гармонично. Если среда не учитывает особенности организма ребенка, если требования школы неадекватны возможностям ребенка, то неминуемы серьезные отклонения в состоянии физического и психического здоровья, нарушение в развитии и срыв социально-психологической адаптации. Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставит вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребенка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии. Формируется подпрограмма «Здоровье и образование», разрабатывается концепция сохранения здоровья (Д - 12). «Единственная красота, которую я знаю,

 - это здоровье»

Г.Гейне Материально-техническая база уже есть и систематически пополняется. Работают логопеды, психолог, развиваем спорт. http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/health.html

   Осуществляется  преемственность в работе общеобразовательного учреж¬дения, детской поликлиники и дошкольного отделения: ежегодно в сентябре-октябре проходит методический день с приглашением медсестры, которая дает полную информацию о здоровье учащихся и воспитанников. Классные руководители, воспитатели изучают листки здоровья, в ходе встреч с родителями уточняются вопросы здоровья каждого ребенка. Соблюдаем непрерывнос¬ть проведения профилактических ме¬роприятий на протяжении всего пери¬ода обучения – беседы, выпуск санбюллетеней, профилактические прививки, витаминизация, углубленный медицинский осмотр уч-ся (воспитанников)
   В центре происходит интеграция программы профилакти¬ки с образовательным и воспитатель¬ным процессами – день здоровья, туристический слет, спортивные соревнования, пропаганда правильного питания (фильм об употреблении молока, фильм о питании в столовой). Не забываем о проведении мероприятий, направ¬ленных на достижение санитарно-эпидемиологического благополучия внутришкольной среды – лабораторные исследования, ведение журнала контроля за состоянием рабочих мест, кабинетов. Соблюдается дифференцированный подход, учи¬тывающий возрастно-половые особен¬ности организма школьников(воспитанников).Проводится периодическая оценка эффектив¬ности проводимой профилактичес-кой работы (снижение заболеваемос¬ти, улучшение самочувствия учащихся(воспитанников), положительная тенденция в состоянии здоровья по отдельным системам, ста¬бильность показателей, характеризую¬щих здоровье).Учащиеся 5-8 кл. посещают занятия в  Музее гигиены, соответствует  нормам  температура, освещение, мебель, расписании, работает группа ЛФК. 
   Педагогам дается возможность заниматься в спортивном зале школы, организованы выезды в бассейн, лыжные прогулки. Меня, как директора, радует тот факт, что не только дети, но и педагоги поддержали мою позицию  и ведут активный образ жизни, что помогает снять эмоциональную нагрузку.
   Вообще спорт у нас в школе в почете. Сделано немало: спортивный зал укомплектован спортивным оборудованием и инвентарем, действует баскетбольная площадка, теннисный стол. Стадион включает в себя футбольное поле, гимнастический городок, яму для прыжков, беговые дорожки, тренажерную площадку. Имеется два комплекта спортивной формы для школьной команды. Благодаря укомплектованности лыжами и экипировкой, на хорошем уровне проводятся занятия лыжной подготовкой. В течение недели спортивный зал работает ежедневно. В школе организован и действует школьный спортивный клуб "Лидер" (Д – 7), http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/lider.html , приобретена туристическая экипировка, форма и оборудование для занятий кик-боксингом, бадминтоном, флорболом. Функционирует  клуб "АЛЬФА- команда быстрого реагирования". http://vsv.lokos.net/localuser/lesn/security.html 
   И опять -  «каждый выбирает по себе…» - это об успехе. Гордиться есть чем – победы в соревнованиях разного уровня, активно включаемся в сдачу норм ГТО (Д - 18).
   Педагоги, ребята теперь стали не просто нашими союзниками, но и активно продвигают и повышают статус нашего учреждения в социуме. А если хорошо в школе ребятам, значит, довольны и родители – те, которые еще совсем недавно не хотели принимать новую школу. Но надо закреплять результат. Я уже говорила об Управляющем совете и о его роли во введении школьной формы. В него входят и родители, а это очень важно, чтобы именно родители, наряду с руководителями предприятий, предпринимателями, известными людьми поселения, участвовали в решении важных для школы вопросов, отстаивали позиции школы. Ведь если родители поверили школе, принимают активное участие в ее жизни – значит , плодотворное сотрудничество даст результат. Очень приятно слышать от родителей слова благодарности, потому что именно триединство «учитель-ученик-родитель» позволяет двигаться к успеху (Д - 1).
   Но, как  же социум, как имидж?!  Все, о чем говорилось выше, и есть работа по выстраиванию имиджа. Нас приняли, нас поддерживают, нас слушают, нас узнают, нам подражают.
   Моя задача -  налаживать партнерские отношения – выполняется: сотрудничаем с местным самоуправлением, поддерживаем дружеские отношения с воинской частью, ДК, другими образовательными организациями района. Очень важное сотрудничество для наших выпускников – это СПбГМТУ,  Всеволожское лесничество(Д - 22).
   Нельзя замыкаться только в своем пространстве, границы надо расширять – вот и поездка на международную конференцию по истории о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. принесла нам не только победу, но и партнерские отношения со школой г. Минска (Д – 22.1).
   Наши выступления ждут на праздниках поселения, без нас не может пройти Масленица, День матери, День пожилого человека, День Победы и многие другие мероприятия (Д - 23).
   Школе, в лице директора, дают слово для выступления с трибуны в ходе отчета администрации поселения. (Д – 23.1) С нами советуются при планировании работы молодежного совета поселения. Наш опыт транслируется на уровне района (Д – 25), Северо-Западного округа (П – 5;П - 6).

Ежегодная премия Главы для учеников старшей школы – это тоже признание.

   Общественным признанием явилось включение нашей школы в списки лауреатов конкурса «100 лучших школы России» на Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» (Д - 24)
   Ну и конечно СМИ. Как же без них! Статьи в газетах о нас, тоже поддерживают наш имидж, тем самым не только давая повод для гордости, но и заставляя, не сбавляя темп, двигаться дальше. (Д - 21)
   Успех – это процесс, а не конечный результат. Мы успешны в развитии, в движении. Каждый день мы проводим среди детей, мы живем их интересами, проблемами. Мы учим их и учимся у них. А научиться можно многому: непосредственности, умению видеть все вокруг прекрасным, радоваться самому простому, желанию познать мир (Д - 2).
   Вот и получается, что все слагаемые нашего успеха, о которых шла речь выше, взаимосвязаны, потому что создание коллектива  и движение вместе вперед позволило достичь определенной высоты и еще большего желания двигаться дальше (Д – 27). https://youtu.be/XiGeYOejTwo 
   Если же попытаться представить деятельность нашего центра наглядно и с творческой  ноткой, то, пожалуй, получится многолепестковое тело, имеющее в своем основании три оси, изогнутое в четвертом измерении.  
   Глядя на этот схематический рисунок, можно попытаться развить пространственное воображение:

1-я ось – дошкольное образование 2-я ось – школа 3-я ось – дополнительное образование Почему изогнуто в четвертом измерении?!

   Меняются критерии и мерила оценки, географические и государственные границы, социальные заказы и политика, но человечество продолжает обеспечивать свое будущее, формируя и развивая у потомков стремление к знанию, креативное, творческое мышление, определяющие способ познания, присущий человеку как виду (Д – 28; Д - 28.1). https://youtu.be/KT4muVezi28

Вот он, зов будущего!

 «Жаден разум человеческий,

Он не может ни остановиться,

 ни пребывать в покое,

А порывается все дальше» Ф.Бэкон