ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2016 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГИКЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИА

ada_mycikova
11/11/2016 12:44:50
Автор: ada_mycikova

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГИКЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ.

Мыцикова А.М., директор МОУ «СОШ «Лесновский ЦО» Боровкова Л.В., заместитель директора МОУ «СОШ «Лесновский ЦО»

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе; повышение ответственности системы образования, как за духовно-нравственное, так и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся. Федеральный стандарт основного общего образования также регламентирует реализацию образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Поэтому назрела необходимость подойти к организации деятельности с точки зрения науки, а также опираясь на реальные потребности и возможности конкретной школы.

       Рабочее название темы «Интеграция урочной и внеурочной деятельности» и дальнейшая работа над ней,  впоследствии подсказали окончательный вариант    «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в логике введения ФГОС ООО через взаимодействие с социальными партнерами» Эта тема инновационной деятельности школы возникла в результате проведенного родительского собрания для будущих пятиклассников и анкетирования обучающихся и их родителей на предмет выявления занятости во внеурочной деятельности в пятом классе. 
     Проанализировав анкеты,  методический совет школы пришел к выводу, что выбор внеурочной деятельности обучающихся и их родителей тесно связан с учебными предметами: история, биология, информатика и ИКТ изобразительное искусство. Таким образом, перед педагогическим коллективом встал вопрос, каким наиболее эффективным способом реализовать внеурочную деятельность в основной школе. Для ответа на возникший вопрос был проведен педагогический  совет по теме «Интеграция  урочной и внеурочной деятельности в образовательном пространстве школы». По решению педагогического совета была выбрана тема инновационной деятельности на 2015- 2017 годы.  Целями,  которой являются:

1. Создание общего программно-методического пространства интеграции урочной и внеурочной деятельности и апробирование модели интеграции 2. Подготовка к сознательному выбору образовательного маршрута на ступени среднего общего образования.

     Для реализации инновационной деятельности была создана творческая группа учителей, которая  принимает непосредственное  участие в системе работы по теме инновационной деятельности  на ступени основного общего образования. В состав группы вошли учителя  преподающие предметы и руководители кружков, которые по теме перекликаются с учебными предметами. Например, предмет биология, а внеурочная деятельность «Школьное лесничество «Берендеи», предмет изобразительное искусство, а внеурочная деятельность представлена изостудией «Волшебная палитра», предмет история, а внеурочная деятельность «Музейное дело», предмет физическая культура, а внеурочная деятельность «Баскетбол», «Флорбол».
     Разработка  и апробирование  модели «Интеграция урочной и внеурочной деятельности   в логике введения ФГОС ООО через взаимодействие с социальными партнерами» выстраивалась как ориентация  на 

• освоение учащимися культуры общечеловеческих ценностей, современных достижений науки, техники, • раскрытие творческого потенциала школьников, готовых к успешной социализации в современном обществе путём создания единого образовательного пространства на основе тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

Организация совместной деятельности обеспечивает наиболее благоприятные условия самовыражения и самоопределения личности. Увеличивается практическая информированность учащихся в разнообразии выбора профессий, укрепляются связи поколений, появляется возможность проявления детьми и взрослыми собственной инициативы за счет участия в совместной деятельности.

     Приоритетным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. При этом, на наш взгляд, важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности выпускников, позаботиться о сохранении их стрессоустойчивости в условиях конкурентности и трудностей на рынках труда. 

Решить проблему качественной подготовки по определенному профилю возможно благодаря профилизации обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

     В результате проблемно-ориентированного анализа работы школы при котором учитывались пожелания родителей выделено одно из основных направлений обновления: 

- создание модели, обеспечивающей развитие и обучение школьников, предполагающее освоение индивидуальных образовательных маршрутов.

     Для эффективной организации внеурочной деятельности и её интеграции с урочной деятельностью необходимо 100% посещение обучающимися внеурочной деятельности. В связи с этим   мы столкнулись с проблемой организации данной деятельности. Решением данной проблемы  явилось нелинейное расписание.  По результатам анкетирования, обучающиеся двух пятых классов были разделены на смешанные группы для  внеурочной деятельности. Расписание составлено таким образом, что на одном из уроков эти группы полным составом расходятся на внеурочную деятельность по интересам.
     Формами проведения внеурочной деятельности являются:    

-учебное (предметное) исследование и учебные (предметные) проекты, предполагающие действие с учебным материалом, освоение иных видов деятельности (проба, поиск, тренировка, экспериментирование, включенное наблюдение, исследование через действие) - конференция - аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской или творческой деятельности, представления «продуктов» и результатов - образовательная экскурсия – внеаудиторное занятие, при котором ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (предприятие, музей, памятник, окружающий мир, учреждение культуры) - лаборатории и творческие мастерские — аудиторное занятие, направленное на расширение знаний, формирование умения пользоваться ими, проводить элементарные исследования, работать с научно-популярной литературой, помощь учащимся в ликвидации трудностей и проблем в процессе деятельности - образовательное путешествие - это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира -творческая мастерская – аудиторное занятие, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности; -конференция – аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников; -индивидуальные занятия (мастерские, консультации) - аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории ученика; -социальные проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми; -экскурсия – внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники); -спортивная секция - внеаудиторное занятие; -поход - внеаудиторное занятие; -школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя; -спортивные соревнования – это внеаудиторное занятие (состязание) учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания; -занятия в клубе – внеаудиторное занятие

    Интеграция общего и дополнительного образования активно реализуется и на уроках. Например, предмет биология -  в учебном плане  есть тема «Насекомые, особенности строения, многообразие и значение», а в дополнительном образовании  члены школьного лесничества изучают на практике экосистему леса: жизнь муравьиной семьи и их значение.Биология: тема – «многообразие живых организмов»  Доп. образование: кружок «Физиология» - основные физиологические процессы живых организмов, знакомство с особенностями строения на практике. Таким образом, у школьников расширяется объем знаний и практических навыков.

Формы работы по направлению урочной и внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

№ п/п Урочная деятель ность Формы работы Внеуроч ная деятель ность Формы работы 1. Биология Учебное исследование и проекты, учебная экскурсия Лесничество Научная конференция, экспедиция, лабораторная мастерская

2. История Образовательное путешествие, проектная деятельность Музейное дело Виртуальная экскурсия, образовательная экскурсия, конференция, занятие в клубе 3 ИЗО Творческая мастерская, проектная деятельность Волшеб ная палитра Образовательная экскурсия, конференция, занятие в клубе 4 Физичес кая культура Проектная деятельность Баскет бол Спортивная секция, соревнования

     Кроме организационных вопросов творческой группе пришлось работать над обновлением рабочих программ. Для реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности каждому учителю пришлось тщательно  проанализировать содержание рабочей программы по предмету для того, чтобы найти темы, теоретическую составляющую которых необходимо было дополнить практической частью на внеурочной деятельности, используя  её разнообразные формы.
     Итогом работы по данному направлению явилось создание интегрированных рабочих программ по биологии и «Лесничеству», ИЗО и  изостудии «Волшебная палитра», истории и кружку « Музейное дело», физической культуре и секции « Баскетбол».
     В соответствии с ФГОС ООО, по окончании учебного года пятиклассникам был предложен выбор темы проектной работы по предмету. Их выбор содержал в себе не только учебный предмет, но и то направление внеурочной деятельности, по которому они работали в течение года.
     Таким образом, подводя итоги работы за два года, можно констатировать, что  интеграция общего и дополнительного образования на данном этапе  позволяет:

• обогатить содержание и формы учебной деятельности; • сблизить процессы воспитания, обучения и развития; • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам; • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями; Список использованных источников: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010,№1817. 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,2012,№272-ФЗ