Исследование по методической теме «Социальная адаптация подростков средствами концертной деятельност
Ольга Чигарева1/4/2016 22:57:00
Автор: Ольга Чигарева
Перспективы развития любого общества совершенно справедливо связываются с молодёжью. Однако в настоящее время, в условиях интенсивного социального расслоения общества, обострения межнациональных конфликтов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними, первоочередной задачей стало решение социальных проблем молодёжи и подростков.
В подростковом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, черты характера и основные формы личностного поведения. При переходе к качественно новому психологическому состоянию, предполагающему скачок вперед в своем развитии, подросток испытывает большие трудности. Эти трудности обусловлены как развитием и «оформлением» внутреннего «Я», так и влиянием окружающего мира. Постоянно изменяющаяся политическая, экономическая, социальная обстановка неизбежно приводит к изменению ценностных ориентаций личности подростков. В связи с этим весьма актуальной становится проблема социальной адаптации подростков в современном обществе.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения противоречия между потребностью современного общества в социальной адаптации личности подростка и недостаточно эффективным использованием психолого-педагогического, творческого, воспитательного потенциала социально-культурной и досуговой деятельности. Для того, чтобы молодёжь имела возможность эффективно самореализоваться, добиться цели, она должна быть вовлечена в деятельность, значимую для неё.
Одной из таких форм социально-полезной деятельности служит концертная деятельность, которая является мощным средством воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих социальную адаптацию подростков.
Цель исследования:
Разработать и описать методику организации концертной деятельности как средства социальной адаптации подростков. Объект исследования: Процесс социальной адаптации подростков. Предмет исследования: Концертная деятельность как средство социальной адаптации подростков.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогические особенности развития детей подросткового возраста и особенности социальной адаптации в данный возрастной период.
- Описать методику организации концертной деятельности как средства социальной адаптации подростков.
- Проанализировать результаты процесса социальной адаптации подростков средствами концертной деятельности.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы и материалов периодической печати; Компьютерное тестирование подростков; Тестирования подростков на печатных носителях (тест Люшера).
Практическая значимость:
Данное исследование имеет практическую значимость для педагогов и специалистов учреждений основного и дополнительного образования. Разработанная методика концертной деятельности подростков создает максимально эффективные условия для социальной адаптации подростков, способствуя профилактике асоциального поведения подростков в обществе.
Потенциал концертной деятельности:
Для организации концертной деятельности необходимо учитывать особенности подросткового возраста, в числе которых стремление к общению со сверстниками и взрослыми, стремление быть взрослым, стремление к самоутверждению, самовыражению, самостоятельности и самореализации, осмыслению своего места в жизни, освоение системы духовно-нравственных ценностей пр.
Правильно организованная деятельность в коллективе в подростковом возрасте позволяет проявить социальную значимость личности подростка, повысить его самостоятельность, самооценку, сформировать ряд социально значимых навыков и умений. Помимо этого, она позволяет сформировать правильное социальное поведение подростков. Через занятость подростка и организацию общения удается решить проблему одиночества и потерянности подростка. При этом, организовывая концертную деятельность, педагог дополнительного образования должен учитывать, что любая деятельность, сопровождаемая интересам, вызывает переживания, связанную с удовольствием, с радостью овладения новыми способами деятельности, гордостью за успех дела. В совокупности с социально полезной, концертная деятельность ансамбля гитаристов «Юность» выступает в роли ведущей, направляющей, определяющей начало социальной адаптации подростков, активного вовлечения в процесс всестороннего развития. В концертной деятельности подросток усваивает культурные нормы, ценности и образцы поведения. У него формируется глубокий, осмысленный подход к действительности, помогающий высветить его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества.
Методика:
Концертная деятельность является средством социальной адаптации подростков, для доказательства была разработана методика организации концертной деятельности, включающая: мотивацию участников на концертное выступление в ходе индивидуальных и групповых занятий – совместное целеполагание и осмысление ценностного смысла выступления – сочетание индивидуальных занятий и групповых репетиционных форм работы - непосредственно концертное выступление в разных социальных аудиториях - подведение итогов концертного выступления и рефлексию деятельности и приобретенного личного опыта. Данная технологическая цепочка раскрывается в следующих последовательных этапах:
- индивидуальные занятия, являющиеся обязательной частью подготовки концертной деятельности и способствуют приобретению умений и навыков для участия в концертной деятельности.
- групповая форма обучения (сводный ансамбль подростков), являющаяся ведущей формой работы для участия подростков в концертной деятельности.
- репетиции коллектива, являющиеся средствами развития самодисциплины и ответственности.
- концертное выступление коллектива, являющееся средством повышения самооценки и уверенности в себе.
- подведение итогов концертного выступления коллектива, являющаяся способом анализа результатов совместной деятельности команды единомышленников и самоанализа собственной личности.
В ходе исследования выявлено, что в процессе концертной деятельности у подростков вырабатываются такие жизненные навыки, как умение слушать другого человека, умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства окружающих, умение присоединиться к группе, познакомиться, умение следовать правилам, умение преодолевать смущение, начать и поддержать разговор, отстаивать свою позицию, дискутировать.
В процессе концертной деятельности подростков ансамбля создается атмосфера взаимопонимания между участниками адаптивного процесса. Подростки испытывают ситуацию успеха от участия в концертной деятельности коллектива, тем самым у подростков создается положительное отношение к жизни.
Таким образом, в процессе концертной деятельности подростков в музыкальном коллективе развиваются не только музыкальные и творческие, но и коммуникативные способности, что обязательно будет способствовать их успешной социальной адаптации в обществе и дальнейшей жизни.
Практический эксперимент:
Становление коллектива начиналось с организации группы подростков 12-18 лет, которые пришли по объявлению о наборе. Ни у кого из них не было музыкальной подготовки. Сейчас они владеют музыкальными умениями и навыками, занимают призовые места на конкурсах и фестивалях. На смену им приходят новые участники также в возрасте 12-18 лет. Причины их появления самые разнообразные: желание заниматься музыкой; отсутствие разнообразного досуга. Некоторые ребята приходят в коллектив после увиденных ими выступлений ансамбля «Юность» на различных мероприятиях.
Анкетирование:
Для оценки результативности экспериментальной работы мною были разработаны анкеты, проведено компьютерное тестирование подростков, представлены диагностические материалы в форме графиков и таблиц, а также сделаны выводы по результатам диагностики подростков.
Подростки принимали участие в компьютерном анкетировании
Вопросы анкетирования:
- Имеешь ли ты навык игры на классической гитаре?
- Знаешь ли ты нотную грамоту?
- Принимал ли ты участие в концертной деятельности на сцене?
- Чувствуешь ли ты себя одиноким?
- Свободно ли ты общаешься со своими сверстниками?
- Работал ли ты в команде единомышленников?
- Свободно ли ты высказываешь свое мнение?
- Свободно ли ты общаешься со взрослыми?
- Умеешь ли ты вести себя в общественных местах?
- Занимался ли ты в музыкальном коллективе?
(Ответы на анкетировании: «ДА» или «НЕТ» )
Мониторинг:
[[Image:http://portal.loiro.ru/files/gallery_211.jpg]]
На начало эксперимента выявлены проблемы социальной адаптации: почти все подростки ощущают себя одинокими в обществе, испытывают трудности общения со сверстниками и взрослыми, не имеют самостоятельного опыта социального действия и не имеют достаточно знаний и навыков для самореализации личности в обществе.
[[Image:http://portal.loiro.ru/files/gallery_219.jpg]]
Из диаграммы видно, что в 2015 году подростки значительно лучше стали общаться друг с другом и взрослыми, получили самостоятельный социальный опыт работы в команде единомышленников, получили навыки игры на классической гитаре, приобрели друзей и не чувствуют себя одинокими в обществе.
Результат:
[[Image:http://portal.loiro.ru/files/gallery_220.jpg]]
Из диаграммы видна значительная положительная тенденция влияния концертной деятельности на социальную адаптацию подростков:
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми; приобретение социального опыта работы в команде единомышленников;
- Появилась свобода в высказывании своего мнения;
- Появился социальный опыт концертной деятельности на сцене;
- Появились знания, умения и навыки для осуществления концертной деятельности на сцене (умение играть на классической гитаре, знание нотной грамоты);
- Значительно возрос уровень умения вести себя в общественных местах;
- Решена одна из главных проблем социальной адаптации подростков, проблема их одиночества в обществе;
Презентация к исследованию по методической теме «Социальная адаптация подростков средствами концертной деятельности» (на примере подросткового творческого коллектива ансамбль гитаристов «Юность») [[File:https://drive.google.com/file/d/0B0XdFf9E94KvV1ZNYmhEVkhxY2M/view?usp=sharing]]