ХОР

Добавь свой голос

ФИЗИКА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Элективный курс "Электричество в быту "(9 класс-12 часов)

Sergey
26/2/2007 10:43:06
Автор: НИКОЛАЕВА Т.Б. Средняя общеобразовательная школа №1 г. Приозерск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный элективный курс предназначен для учащихся девятых классов средней общеобразовательной школы. Он опирается на материал, изученный на уроках физики в восьмом классе, дополняя его. В этот элективный курс входят вопросы, которыми учащиеся живо интересуются и которые имеют реальное практическое применение, но на их рассмотрение не хватает времени на уроках. Он позволяет ученикам ознакомиться с практической стороной темы «Электрические явления. Электрический ток».

Расширение физических знаний учеников в этой области поможет осознать им практическое значение физики, оценить границы применимости данного предмета, понять его связь с окружающим миром и его практическое значение в быту. Изучение данного курса подводит девятиклассников к необходимости повторить материал, изученный в восьмом классе, что способствует его закреплению и облегчит повторение при подготовке к экзаменам за курс основной школы. В процессе изучения курса учащиеся повторяют закон Ома, правила расчета основных физических величин (сопротивления, силы тока, работы и мощности тока), нахождения коэффициента полезного действия электроприборов, закон Джоуля – Ленца, правила работы с лабораторным оборудованием, правила техники безопасности при работе с электрооборудованием, закрепляют навыки выполнения лабораторных работ. Данный курс должен помочь учащимся сориентироваться при выборе дальнейшего пути после окончания основной школы.


Цели, стоящие перед курсом:
Подготовка к сознательному выбору профиля в старших классах; Формирование умений и навыков применения знаний, полученных на уроках физики в быту; Приобретение элементарных умений пользования электроприборами; Выработка общих представлений о применении электричества в бытовых условиях; Формирование навыков пользования физическими приборами; Формирование навыков пользования бытовыми электроприборами с соблюдением правил техники безопасности.


Задачи курса:
Развитие склонности к изучению физики;
Развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
Развитие умения применять полученные знания на практике.


ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЕ.

В процессе изучения данного курса потребуется класс, оборудованный стандартным комплектом электрооборудования кабинета физики КЭФ-1. В процессе выполнения лабораторных работ и практических заданий будет использоваться следующее оборудование:

В случае отсутствия в кабинете стационарного электрооборудования, в качестве источников электропитания можно использовать аккумуляторы или батарейки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение (1 час).
Введение в курс. Требования к слушателям. Цели и задачи курса Форма подведения итогов курса Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ожидаемые результаты.
Тема 2. Электроприборы и их основное назначение(2 часа).
Из истории электроприборов. Создание первых бытовых электроприборов. Основные типы электроприборов. Осветительные и электронагревательные приборы. Принцип действия и устройство электроприборов различного типа. Практическая работа с электроприборами различного типа.
Тема 3. Бытовая электропроводка. «Счетчики» и предохранители. (2 часа).
Зависимость сечения провода, используемого в бытовой электропроводке от мощности потребителя. Расчет сечения плавкой вставки предохранителя. Изготовление плавких вставок, рассчитанных на заданную силу тока. Безопасность электропроводки. Техника безопасности при проведении работ данного рода. Правила поведения при возгорании электропроводки.
Тема 4. Электрическая цепь (1 час).
Электрическая цепь и ее схематическое изображение. Основные элементы электрической цепи. Виды электрических цепей. Электрические схемы бытовых электроприборов.
Тема 5. Модели электроприборов (2 часа).
Модели нагревательного и осветительного электроприборов. Модели электроприборов. Расчеты и изготовление моделей нагревательных и осветительных электроприборов. Лабораторная работа: «Расчет КПД электронагревательного элемента».
Тема 6. Последовательное и параллельное соединение в бытовых электроприборах и домашних электросетях (2 часа).
Схема проводки в домах и квартирах. Принципы применения последовательного и параллельного соединения в электроприборах. Смешанные соединения. Сборка модели с применением смешанного соединения. Расчет характеристик электрического тока и построение схем для смешанного соединения проводников.
Тема 7. Практическая работа по составлению электрических цепей (1 час).
Составление индивидуальных схем электрических цепей. Сборка цепей по указанным схемам. Измерение электрических характеристик цепей. Лабораторная работа: «Расчет параметров электрического тока в цепях со смешанным соединением проводников».
Тема 8. Защита творческих работ (1 час).
Предоставление учащимися своих творческих проектов, являющихся результатом работы в рамках данного элективного курса Защита проектов. Выполнение контрольных заданий. Подведение итогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

Тема занятия Кол-во часов
1 Введение 1
2 Электроприборы и их основное назначение. 2
3 Бытовая электропроводка. «Счетчик» и предохранители. 2
4 Электрическая цепь. 1
5 Модели электроприборов. 2
6 Последовательное и параллельное соединение в бытовых электроприборах и домашних электросетях. 2
7 Практическая работа по составлению электрических цепей и их моделей. 1
8 Подведение итогов курса. Защита творческих работ. 1
  ИТОГО 12

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

  1. Указать мощность бытовых электроприборов, имеющихся в средней семье и примерное время работы за неделю. Вычислить количество потребляемой электроэнергии и ее стоимость.
  2. Рассчитайте, сколько электроэнергии расходуют за сутки электронагревательные приборы, имеющиеся у вас дома.
  3. На какую силу тока должен быть рассчитан прибор автоматического отключения эл.энергии, чтобы могли одновременно работать стиральная машина, электрический чайник и пылесос?
  4. Выдержит ли «автомат», рассчитанный на силу тока 25А, если одновременно с электрической плитой мощностью 3,5 кВт включить обогреватель мощностью 1 кВт ?
  5. Рассчитайте КПД водогрея мощностью 1,5 кВт, если 100 литров воды он нагревает от 20ْ С до 75ْ С за 5 часов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ.

  1. История развития электрического освещения в России.
  2. Использование теплового действия электрического тока в сельском хозяйстве.
  3. Использование теплового действия электрического тока в промышленности.
  4. Изобретение электрической лампы.
  5. Развитие электростанций в России.
  6. Генерирование и передача электроэнергии.