ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

В мире русской былины (урок-проект)

Рахаева Ольга Андреевна
9/3/2008 21:15:33
Автор: Иванова Светлана Владимировна, Ям-Тёсовская СОШ Лужского района

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских былинах.
  2. Развивать речевые умения учащихся.
  3. Воспитывать патриотизм, любовь к художественному слову, коммуникативную культуру учащихся.

Оборудование урока:

  1. Тексты былин.
  2. Репродукции картин В.М.Васнецова «Богатыри», «Баян», «Бой скифов со славянами», «Богатырский скок»
  3. Рисунки учащихся – иллюстрации к былинам и поделки – экспонаты «музея».
  4. Грамзапись фрагмента «Богатырской симфонии» А.П.Бородина и былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в исп. А.Покровского в сопровождении гуслей (из фонохрестоматии по литературе для 5 класса).
  5. Видеозаписи (DVD-диски) кинофильма «Илья Муромец» (Режиссёр А.Птушко, 1959г.) и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
  6. Костюм «гусляра».

Предварительная подготовка к уроку

За две недели до урока учащиеся получили задания прочитать (и перечитать) былины Киевского и Новгородского циклов, нарисовать к ним иллюстрации, сделать поделки. Класс был разделён на 4 подгруппы: «историков», «археологов», «искусствоведов», «кинокритиков». Группы готовили следующие задания:

  1. группа («историки») должна была нарисовать и прокомментировать карту «Мир русской былины».
  2. группа («археологи») – рассказать о вооружении древнерусского воина (по рисункам и макетам).
  3. группа («искусствоведы») – рассказать об образах богатырей в живописи и музыке.
  4. группа («кинокритики») – выбрать фрагменты из кинофильма и мультфильма и прокомментировать их.

ХОД УРОКА

Литературно-музыкальное вступление.

«Гусляр» исполняет фрагмент былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Вступительное слово учителя.

(В процессе беседы учащиеся отвечают на вопросы).

Вот так начинается одна из самых известных русских былин. Уже не в первый раз мы обращаемся к данной теме, знаем, чем необычен этот жанр. (А чем, кстати? Что нам известно о происхождении былины, чем она отличается от сказки?) Мы знаем о многообразии былин, о существовании их циклов. (Приведите примеры циклов былин). Нам известны и самые любимые народные образы. (Кто это?)

И всё же я хочу вновь обратиться к этой теме и пригасить вас в мир русской былины.

Наш урок пройдёт в форме научной конференции, так как былинами интересуются не только литературоведы, но и другие учёные.

В нашей конференции принимают участие историки, археологи, искусствоведы и кинокритики. Предоставляем им слово.

Защита проектов.

A.) «Историки» представляют свою творческую работу – карту «Мир русской былины», на которой наряду с историческими топонимами ( Муром, Киев, Чернигов, Новгород и др.) изображены и вымышленные: река Смородина, город Крестьяновец и др. Учащиеся комментируют свою работу, приводя цитаты из текстов. Дополнительные вопросы: Какие ещё исторические сведения можно почерпнуть из былин? Какие исторические деятели там упоминаются? ( Учитель рекомендует детям дополнительную литературу: книгу «Русь Легендарная», журнал «Книжный клуб», где есть материал о прототипах былинных героев.)

Б.) «Археологи» по рисункам и моделям рассказывают о вооружении древнерусского воина: о мече, луке и стрелах, булаве, об их изготовлении и использовании. (Учитель рекомендует всем познакомиться с книгой М.Семёновой «Мы – славяне!», где содержится интересный материал о быте и верованиях наших предков.)

В.) «Искусствоведы» рассказывают о том, что былинные образы волновали поэтов, художников, композиторов. Предлагают послушать фрагмент «Богатырской» симфонии А.П.Бородина. Рассказывают о значении этой темы в творчестве В.М.Васнецова и более подробно – о картине «Богатыри» (история создания, композиция, образы, пейзаж).

Г.) «Кинокритики» предлагают посмотреть выбранные ими фрагменты из кинофильма «Илья Муромец» (Илья Муромец на пиру у князя Владимира, первая встреча с богатырями) и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (встреча Добрыни со Змеем) и сравнивают экранных героев с литературными. Отмечают, что в былине князь изображён с иронией, так как былина на стороне «мужика-деревенщины», а не князя.

Заключительное слово.

Как вы могли убедиться, русские былины – это тема неисчерпаемая. Читая и изучая былины, мы знакомимся с бытом, нравами, обычаями, верованиями наших предков, с миром народной фантазии. На протяжении веков былинные образы живут в нашем сознании, они вдохновляют художников, музыкантов, деятелей кино на создание новых произведений, так как именно в образе богатыря воплощён идеал защитника родной земли. Хорошо, что сейчас появляются мультфильмы на сюжеты русского фольклора и истории, благодаря им возникает у детей интерес к прошлому своей страны и начинается их патриотическое воспитание.

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Использованная литература

  1. Былины. – Москва, «Терра – книжный клуб», 1998.
  2. Русские народные сказки и былины. – Москва, «Терра – книжный клуб», 1999.
  3. Героический эпос народов СССР. – «Лениздат», 1979.
  4. Семёнова М. «Мы – славяне!» - СПб, «Азбука», 1997.
  5. Калашников В. Русь Легендарная. Книга 1. Древнейшая история русского народа, неизвестные страницы великого прошлого, мифы и предания «седой старины». – Москва, «Белый город», 2002.
  6. Алиходжина А. Русский богатырь. – журнал «Терра – книжный клуб», №1,2006.
  7. Журнал «Художественная галерея. Васнецов» - №64, 2005.
  8. Лазуко А.К. Виктор Михайлович Васнецов. – Ленинград, «Художник РСФСР», 1985.