ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Организация традиционных Пушкинских дней в Гимназии

Рахаева Ольга Андреевна
9/3/2008 19:37:15
Автор: Овсянникова Ольга Станиславовна, МОУ "Гимназия" г.Выборг

Содержание:

  1. Организация традиционных Пушкинских дней в гимназии.
  2. Планы проведения пушкинских дней.
    • Вариант №1.
    • Вариант №2.
    • Вариант №3.
    • Вариант №4.
  3. Сценарий театрализованного представления «Импровизации».
  4. Вопросы к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по «Повестям Белкина»
  5. Образцы маршрутных листов для проведения утренних линеек в начальной школе.
  6. Образцы работ победителей творческих конкурсов: « И мысли просятся к перу…»
  7. Интерактивная презентация «Шедевры Болдинской осени».
  8. Методические рекомендации по представлению презентации на интерактивной доске
  9. Интерактивная презентация «Иконография А.С. Пушкина».
  10. Заключение.

Организация традиционных Пушкинских дней в гимназии

Одной из традиций, одной и доминант воспитательной работы гимназии являются Пушкинские дни, дающие прекрасные возможности для патриотического и эстетического воспитания гимназистов, для развития коммуникативных и креативных свойств личности.

Это наше любимое детище, это помощник в патриотическом, историко-культурном и эстетическом воспитании гимназистов, эмоциональный центр, откуда тянутся нити к ув-лечению детей театром, музыкой, поэзией, живописью. Много волнений и счастливых мгновений связано с Пушкинианой. Благодаря им стало интереснее жить гимназистам и преподавателям, и классным воспитателям и родителям. Мы вместе пишем сценарии, соз-даем эскизы костюмов и декораций, подбираем музыкальное сопровождение, создаём ин-терактивные приложения вечеров и спектаклей, ставим танцы, оформляем зал. Во время театральных постановок можно перенестись в Пушкинскую эпоху, ощутить дух того за-мечательного времени. А как меняются наши актер во время репетиций, как начинают ве-рить в себя, свои возможности. Многие признаются, что спектакли традиционных гимна-зических праздников - это самые яркие впечатления гимназической жизни.

Цели работы на каждом этапе образования, определены воспитательными и образо-вательными задачами, исходя из возрастных психологических особенностей учащихся, с учетом обязательного выхода на творчество, выражающегося в различных формах: сочи-нениях, эссе, стихотворениях, живописных работах в различной технике (акварель, графи-ка, цифровые технологии), музыкальных композициях, драматизациях любимых пушкин-ских произведений, составлении календарей пушкинских дат, рукописных журналов, аль-манахов «Мой Пушкин», выставок различного рода, интеллектуальных игр. Создание вир-туальных экскурсий по Пушкинским местам средствами Интернета и медиатек.

Начало работы над Пушкинианой относится в 1993-1994 учебному году. Следова-тельно, уже можно говорить о традициях, сформировавшихся к настоящему времени. Мы определили для себя: Пушкиниана- круглый год в системе урочной и внеурочной дея-тельности.

Возможности для творчества многообразны. За время существования гимназии были проведены праздники с общей тематикой.

1993-1994 гг. – «Это звонкое имя- Пушкин»
1994-1995 гг. – «Что за прелесть эти сказки»
1995-1996 гг. – «Повести А.С.Пушкина»
2002-2003 гг. – «Пушкин и его эпоха»
2003-2004 гг. – «Импровизация»
2004-2005 гг. – «Собранье пестрых глав…»
2005-2006 гг. – «Пушкин и его современники»
2006-2007 гг. - «Болдинская осень»

Структуру проведения Пушкинских дней можно представить следующим образом:

  1. Общегимназические ежедневные тематические утренние линейки. Возможные варианты тем линеек: «Балет и театр Пушкинской поры», «Музей литературного героя», «Вымысел и реальность в повести «Пиковая дама»», «Друзья А.С.Пушкина в Выборге и его окрестностях» и другие.
  2. Индивидуальная работа в классах ведется в соответствие с общей тематикой Пушкинских дней.
  3. Пушкинские дни завершаются проведением общегимназических праздников. ЗА шесть лет были поставлены спектакли: «Вечер при свечах» (концертный вариант), «Я вас люблю…», «Лицей, который не кончается», «Что за прелесть эти сказки», «Отчизне по-святим души прекрасные порывы», «В лавке Смирдина», «Импровизация», «Пушкин и его эпоха», «Пушкин. Последние дни», «Прочитаем Онегина вместе…», «Болдинская осень».

Количество участников Пушкинских дней:

Год 2003 2004 2005 2006 2007
Классы 1-11
Количество участников 260 272 384 398 398

Формы работы:

Планы проведения Пушкинских дней в гимназии

В этой главе представлены некоторые варианты планов проведения пушкинских дней.

Вариант №1

Число Начальная школа Средняя школа
пятница Оформление выставки рисунков и Чудо-перева. Отв.-Петрова Е .В., Кл. вос-питатели. Оформление выставки рисунков и коридоров Гимназии.
понедельник Открытие Пушкинских дней. 8-05 бальный зал. Отв.-Моховикова И.Л. 8-30 – Открытие Пушкинских дней. Бальный зал. Отв.–Виноградова И. И.Рыбакова И. А.
вторник Посещение Пушкинских гостиных (по плану). 14-30 – Конкурс чтецов (III тур). Бальный зал. Отв.–учителя словесности.
среда Пушкинские гостиные. 14-00 – Конкурс чтецов. Бальный зал. Игра по станциям «Светлое имя Пушкин» (5-7 классы) 14-30 – II корпус. Отв.-классные воспитатели, учителя литературы.
четверг Пушкинские гостиные. 14-00 – к/ф «Руслан и Люд-мила» (к/т «Выборг») Посещение выставки рисунков Нади Рутевой в Выборг-ском краеведческом музее.
пятница Пушкинские гостиные. 13-00 – Концерт гимнази-ческого хора. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (7-11 кл.) 14-30 – Бальный зал.
понедельник Детский Пушкинский бал. 13-30 Подведение итогов Пушкинских дней. Утро.

Остальные варианты планов проведения пушкинских дней Вы найдете в документе Пушкинские дни.doc (в конце статьи).

Сценарий театрализованного представления «Импровизации»

Одним из важных мероприятий Пушкинских дней является театрализованное представле-ние. Предлагаем вашему вниманию Сценарий заключительного Пушкинского вечера «Импровизации».

Авторы: И.А. Рыбакова, И.И. Виноградова

Действующие лица и исполнители:

Сцена «Цыгане»

Романсы

Сцена «Полтава»

Сцена «Борис Годунов»

Сцена «Русалка»

Сцена 1

Музыкальное вступление (флейта).

Ведущий 1: Чарский был один из коренных жителей Петербурга. Ему не было ещё тридцати лет; он не был женат; служба не обременяла его. Покойный дядя его, бывший вице – губернатором в хорошее время, оставил ему порядочное имение. Жизнь его могла быть очень приятна; но он имел несчастие писать и печатать стихи.

Ведущий 2: Он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал искреннее счастье.

Ведущий 1: Однажды утром Чарский чувствовал то благодатное расположение духа, когда метания явственно рисуются перед вами и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложаться под перо ваше и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли. Чарский погружен был душою в сладостное забвение…. И свет, и мнения света, и его собственные причуды для него не существовали. Он писал стихи.

Ведущий 2: Вдруг дверь его кабинета скрипнула и незнакомая голова показалась. Чарский вздрогнул и нахмурился.

Чарский: Кто там? Что вам надобно? (фр.)(с досадою)

Импровизатор: Синьор, простите меня, пожалуйста, если…(низко кланяясь) (Чарский встаёт) Я неаполитанский художник, обстоятельства принудили меня оставить отечество. Я приехал в Россию в надежде на свой талант… Надеюсь, синьор, что вы оделаете дружеское вспоможение своему собрату и введёте меня в дома, в которые сами имеете доступ.

Чарский: Позвольте спросить, кто вы такой и за кого вы меня принимаете?(сдерживая негодование)

Импровизатор: Синьор … я думал…. Я считал… ваше сиятельство… простите меня.(запинаяся)

Чарский(сухо): Что вам угодно?

Импровизатор: Я много слыхал о вашем удивительном таланте; я уверен, что здешние господа ставят за честь оказывать всевозможное покровительство такому превосходному поэту, и потому осмелился к вам явиться.

Чарский: Вы ошибаетесь, Синьор. Звание поэтов у нас не существует. Наши поэты не пользуются покровительством господ. (прерывая)

(Импровизатор, извиняясь, поклонился, хочет выйти)

Чарский: Куда же вы? Постойте … Я должен был отклонить от себя незаслуженное титло и признаться вам, что я не поэт. Теперь поговорим о ваших делах. Я готов вам услужить, в чеи только будет возможно. Вы музыкант?

Импровизатор: Нет, ваше величество! Я бедный импровизатор.

Чарский: Импровизатор! Зачем же вы прежде не сказали, что вы импровизатор?(вскрикивая)

(Чарский сжал руку импровизатора).

Я надеюсь, что вы будете иметь успех: здешнее общество никогда ещё не слыхало импровизатора. Главное – чтоб вы были в моде. (Помолчав). Надобно только, чтоб вы были в моде; а вы уж будете в моде, вот вам моя рука.

(Прощаются. Уходят)

Музыкальный фрагмент.

(Венецианская песня)

Сцены 2, 3, 4 и 5 Вы найдете в документе Пушкинские дни.doc (в конце статьи).

Вопросы к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по «Повестям Белкина»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по произведениям А. С. Пушкина «Повести Белкина» развивает коммуникативные и креативные свойства личности, расши-ряет кругозор и познавательный интерес.

«Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».

  1. «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придава-ли ему вид настоящего дьявола».
  2. «Был росту среднего, глаза имел серые, волосы русые, нос прямой; лицом был бел и худощав».
  3. «… В черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью … молодой, строй-ный гусар с длинными чёрными усиками».

«Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью, около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст, над мраморным камином было широкое зеркало, пол обит зелёным сукном и устлан коврами».

  1. «… желтый домик…купленный за порядочную сумму».
  2. «…Смиренная, но опрятная обитель».
  3. «Село Ненарадово»

Красная шапка с золотой кистью и галуном.

  1. Французские романы.
  2. Черное кольцо с изображением мертвой головы.
  3. Картина, изображающая какой-то вид из Швейцарии.
  1. Какую героиню автор называет «молодая красавица»?
  2. «Молодая преступница»?
  3. Кому и о чём снится пророческий сон?
  4. В связи с чем и где появляется имя Александра Ипсиланти?
  5. Откуда взят эпиграф к повести «Гробовщик»?
  6. Какую роль и в какой повести играет мальчик Ванька?
  7. Кого в повестях называют диктатором?
  8. Где можно было прочитать «приличные немецкие стихи»?
  9. В какой повести важную роль играло дупло старого дуба?
  10. Где висела вывеска, «изображающая дородного амура с опрокинутым факелом» ?
  11. О ком следующие слова: «умирала со скуки в этой варварской России».
  12. О каком произведении Пушкин писал Плетнёву: «…под моим именем нельзя бу-дет, ибо Булгарин заругает» - и напечатал его аноним.
  13. В одном селе родился, жил и умер вымышленный автор повести, составив ещё од-ну незаконченную рукопись. Кто он? В каком селе родился? И какую рукопись не закончил?
  14. От чьего лица написано письмо о Белкине к издателю, и какая связь существует между автором письма и героями «Метели»?
  15. Откуда взят эпиграф к «Повести Белкина»?
  16. Черты облика какого реального лица отразились в образе Сильвио?
  17. Какой эпизод в «Выстреле» носит автобиографический характер?
  18. Где и за что сражался и погиб Сильвио?
  19. Что изображала картина, прострелённая двумя пулями, всаженными одна в дру-гую?
  20. Над кем иронизирует автор: «…была воспитана на французских романах и, следст-венно, была влюблена и «Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равной страстью»?
  21. У кого из героев была печатка, на которой были изображены «два пылающих серд-ца с приличной надписью»?
  22. Какие картинки висели в жилище смотрителя, как бы предсказывая дальнейший сюжет?
  23. Как зовут Вырина и случаен ли выбор этого имени?
  24. В какой повести во сне или наяву приглашают в гости и принимают мертвецов?
  25. Какую повесть А.Григорьев считал зерном «сентиментального натурализма»?
  26. Какой критик утверждал, что «Повести Белкина» не достойны «ни имени, ни та-ланта Пушкина»?
  27. Какое имя придумала себе барыня, превратившись в крестьянку?
  28. Какая повесть кончается как водевиль о «муже своей жены»?

Образцы маршрутных листов для проведения утренних линеек в начальной школе

Учащимися 9-11 классов в рамках Пушкинских дней каждое утро перед уроками проводятся линейки для начальной школы, где младшие гимназисты, знакомятся со стихами, сказками А.С. Пушкина и некоторыми фактами его биографии. Учителя начальной школы пишут на маршрутных листах отзыв о проведённой линейке. Тематика утренних линеек разрабатывается в соответствии с общегимназической темой.

Образцы работ победителей творческих конкурсов: « И мысли просятся к перу…»

Итогом творческих конкурсов «И мысли просятся к перу…» Являются стихи, эссе, сказки, зарисовки, иллюстрации в разных форматах.

Работы победителей творческих конкурсов учащихся 9-11 классов «И мысли просятся к перу…»:

1 место.

Посвящение учителю.

Я много в этом мире знаю
Людей: злых, добрых и смешных.
Из года в год я их встречаю
В потоке будней городских.

Ими населены строения
И улицы наводнены,
А лица их слились в виденье,
Расплывчаты, лишь чуть видны…

Я много в своей жизни видел
Их глаз всех мысленных цветов
Любил их или ненавидел:
Глаза святых, глаза лгунов

Но были, есть и знаю – будут
Средь них и те, кто дорог мне
Кого не скоро я забуду,
Кто словно золото в песке.
И в их числе особым светом
Горстка людей освещена.

2 место.

Посвящение учителю.

Что же такое учитель?
Каратель? Или мучитель?
А может помощник, советник
И друг?

Кто знает ответ на этот вопрос,
Тот до философа точно дорос!
Жизни узнать все закоулки
Это не виски глотать вам из рюмки.

Так, на чём я остановился?
Ах да, ведь в деле в этом я заблудился
Ответ не знаю на этот вопрос,
Значит, до философа я не дорос.

Учитель – наставник, скорее всего,
Ведь с самого детства знаю его.
Годы прошли, всё изменилось,
А мнение моё не изменилось.

Учитель – помощник, вот мой ответ!
И всем я сейчас хочу дать совет:
Учитесь, учитесь и помните всё –
Учитель вам друг, а не враг, вот и всё.

3 место

Лирическая зарисовка.

Зима.
За ночью утро, и мороз,
Ища очередную жертву
Манит её весёлым треском,
А ей уж не помочь.
Краса завяла безвозвратно,
Роскошней не было созданья:
Её глаза как счастья воды, улыбка! нет её милей…
Стоит, свободна, без оков – легко ей.
Тогда она не знала горя, живя в беспечности своей,
Ь (И) ей казалось – счастье вечно, дивно:
«Я буду видеть праздник солнца, любить весь мир, как он меня»
Но всё не вечно, всё проходит.
И вот настал тот час расплаты, который должен доказать:
Нам всем гореть в аду бесстрастном,
Так мстят нам предки сквозь века.
Об этом навсегда мы помнить будем.
Рука, искавшая опоры, дрожит в упадке сил.
Жизнь помрачнела вдруг,
Ещё вчера искрился светлый луч в глазах,
Скользя между ресниц и сохраняя веру жертвы.
Так, потеряв надежду, она выходит в утро мрака.
Вокруг неё мороза треск, собачий лай и море страха,
Упала; свет, лишь свет и колокола звон:
«Я снова вижу праздник солнца, я буду видеть этот сон!»

Приложение

Полный текст статьи "Организация традиционных Пушкинских дней в Гимназии".

В презентации представлены портреты А.С.Пушкина.

Презентация «Шедевры Болдинской осени» предполагает работу с интерактивной доской. Материалы презентации могут быть использованы для проведения литературного салона, литературно-музыкальной композиции с включением фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина, из его писем, воспоминаний современников, в музыкальном сопровождении.