ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Разработка урока литературы 8 класс, «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Чмых Анна Григорьевна
19/2/2008 13:47:08
Автор: Юдачёва Галина Михайловна, Красноозёрненская основная общеобразовательная школа

(Цели урока, оборудование, словарная работа, план урока и т.д)

Цели урока:

Image: articles_230_003.jpg

1) знакомство учащихся с фактами биографии, лирикой М.Ю. Лермонтова;

2) углубление знаний об особенностях стихотворной речи:

3) формирование умений анализировать лирические произведения, выявлять глубинный смысл лирического произведения;

4) формирование понятия о сущности художественного образа и средствах его создания в разных сферах художественного творчества;

5) выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; 6) средствами литературы и географии дополнить представления учащихся об особенностях природы Северного Кавказа.

1) развитие воссоздающего и творческого воображения личности учащихся.

1) активизация творческой деятельности учащихся по овладению целостной картиной мира, понимание «образности»,

коммуникативной и речевой деятельности;

2) развитие коммуникативных качеств хорошей речи;

3) воспитание самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях;

Оборудование:

Словарная работа:

І. Организационный момент.

ІІ. Сообщение темы и цели урока.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Анализ статьи И. Андроникова «Певец Родины и свободы».
  2. Составление тезисного плана статьи.

ІV. Актуализация знаний по теме «Отдельные этапы в жизни и творчестве Лермонтова».

V. Интеграция географического материала по теме «Особенности природы Кавказа» (дифференцированная работа).

  1. Определение географического положения Кавказа (І группа).
  2. Краткая характеристика рельефа Кавказа (ІІ группа).
  3. Работа с физической картой России (ІІІ группа).

VІ. Литературно - музыкальная композиция «Кавказ в судьбе Лермонтова»

VІІ. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Кавказ».

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Лингвистический анализ (дифференцированная работа):

VІІІ. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа».

  1. Чтение миниатюры.
  2. Понятие о ритмической прозе.
  3. Определение стихотворного размера.
  4. Краткий анализ миниатюры.

ІX. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Кавказ».

  1. Чтение стихотворения.
  2. Интегрированный анализ стихотворения.

X. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

XІ. Домашнее задание (дифференцированное).

І. Организационный момент.

ІІ. Сообщение темы и цели урока.

ІІІ. Проверка домашнего задания:

1) анализ статьи И. Андроникова «Певец Родины и свободы»

- Какими качествами должен обладать поэт, посвятивший свою жизнь искусству и родине?

- В чём, на ваш взгляд, проявилась многогранность личности М. Ю. Лермонтова?

- В чем сходство судьбы Лермонтова с судьбой Пушкина?

- Чем вы объясняете это сходство?

2) составление тезисного плана

1)«…Лермонтов, действительно, был разным и непохожим».

2) «Лермонтов исповедовался в своей поэзии».

3) «Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой <…> Лермонтов усваивал с первого дня пребывания в пансионе».

4) Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны».

5) «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека»

ІV. Актуализация знаний отдельных этапов из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

Отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова стали встречи с Кавказом.

Кавказ для Лермонтова - это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, ещё не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

Чтец (хорошо подготовленный ученик):

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:.
Люблю я Кавказ!..

Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

V. Интеграция географического материала по теме «Особенности природы Кавказа (дифференцированная работа).

Консультант по географии определяет задания І, ІІ и ІІІ группам.

1. Определение географического положения Кавказа (І группа)

- Определите географическое положение Кавказа и ответьте на вопросы:

  1. В какой части России находятся горы?
  2. Какие крупные объекты расположены рядом?
  3. В каком направлении протянулись горы?
  4. Какова протяженность их в градусах и километрах?
  5. В каком климатическом поясе они находятся?
  6. С какими государствами проходит граница России по Кавказу?

2. Краткая характеристика рельефа Кавказа (ІІ группа).

- Дайте характеристику рельефа Кавказских гор.

Кавказ - молодое горное сооружение, образовавшееся в период альпийской складчатости. В состав Кавказа входят Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье.

Система хребтов - Западный,' Центральный и Восточный Кавказ составляют Большой Кавказ. У Главного, Бокового и Скалистого хребтов один склон пологий, а другой- крутой. Такие гряды называют куэстами.

3. Работа с физической картой (ІІІ группа).

- Показать на карте

VІ. Кавказ в судьбе Лермонтова.

В возрасте трех лет М. Ю.Лермонтов потерял мать. Жил и воспитывался мальчик у бабушки. Ещё в детстве он был на водах, куда бабушка его возила лечиться. Будущего поэта поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снеговые вершины гор, бурные горные реки, живописные красноватые скалы.

1. Постановка проблемного вопроса

- Докажите, что каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной

2. Литературно - музыкальная композиция «Кавказ в судьбе Лермонтова»

Звучит романс на стихи Лермонтова «Горные вершины».

1) Чтец 1: Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный <…>
Ещё ребенком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников Аллы.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был товарищ их послушный

2) Чтец 2:

О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам.

«Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду?

Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти… Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность - нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны… И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!..»

3) Чтец 3:

Вспоминая Кавказ, Лермонтов в 1832 году писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

4) Чтец 4:

В 1837 году за сочинение «непозволительных стихов» на смерть Пушкина Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, то есть отправлении в ссылку.

5) Чтец 5:

С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил.
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел,
Он пролил в грудь мою забвенье бед
И дружески на дружный зов ответил.

6) Чтец 1:

Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, бодрости, жизнерадостности. Вот что он пишет тому же другу: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце».

7) Чтец 2:

Во время ссылки Лермонтов посетил много мест. Он объехал всю укрепленную линию русской армии от Кизляра до Тамани, был в Шуте, Шемахе, Кахетии, Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе и в других местах. Он встречался со многими интересными людьми, познакомился с передовой грузинской интеллигенцией и ссыльными декабристами. Это их и их единомышленников он имеет в виду, когда пишет в письме Раевскому: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные».

8) Чтец 3:

Лермонтов подружился с поэтом - декабристом Александром Ивановичем Одоевским - автором стихотворного ответа на пушкинское послание «в Сибирь». По распоряжению властей Одоевского с сибирской каторги перевели на Кавказ. Стихотворение «Памяти А. И. Одоевского» было написано Лермонтовым уже в Петербурге, в 1839 году, но полно воспоминаний о Кавказе, о встрече с другом.

9) Чтец 4:

Любил ты моря шум, молчанье синей степи -
И мрачных гор зубчатые хребты…
И, вкруг твоей могилы неизвестной,
Всё, чем при жизни радовался ты,
Судьба соединила так чудесно:
Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан, склонившись над щитом,
Рассказам волн кочующих внимая,
А море Черное шумит не умолкая.

10)Чтец 5:

Ещё в детские годы, бывая на Кавказе, Лермонтов слышал горские легенды и предания. Они поразили его и вдохновили на создание романтических поэм. Сейчас поэт стремился узнать новые сказания. Многие из них дали толчок его творческому воображению. Без знания Кавказа и устного поэтического творчества его народностей нельзя было написать «Демона», «Мцыри», «Беглец», сказки «Ашик - Кериб».

11)Чтец 1:

Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомиться с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу.

12) Чтец 2:

Обращаясь к Кавказу, Лермонтов сказал:

Он ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный.

13) Чтец 3:

В начале 1838 года, благодаря хлопотам бабушки, поэта переводят в Грозненский гусарский полк, а затем в Петербург.

14)Чтец 4:

Судьба хранила М. Ю. Лермонтова от нелепой пули. Первая ссылка окончилась, но вскоре за нею последовала и вторая...

15)Чтец 5:

В последний раз покидая петербургский свет, Лермонтов, кажется, был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.

VІІ. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Кавказ».

1. Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик.)

2. Лингвистический анализ лирического произведения (дифференцированная работа).

- Какие факты биографии поэта легли в основу стихотворения?

Учитель:

Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетается в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных слов и форм.

Лексическая работа - І группа

Задание:

- Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.

(«Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем.)

- С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? (Со «сладкой песней отчизны».)

- Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке.

(Сладкий - сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.)

Определение изобразительно - выразительных средств - ІІ группа

- Как вы думаете, почему Лермонтов называет вечер «розовым»?

- Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету? (Поэт любил вечера. Розовый вечер - это величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца. Эпитет помогает читателю образно представить картину, которую рисует Лермонтов.)

Задание:

- Найдите в стихотворении рефрен. Какую композиционную роль он выполняет?

(Строчка «Люблю я Кавказ» создает рефрен, который связывает различные лирические темы стихотворения, в них - главная мысль стихотворения.)

Определение стихотворного размера стихотворения - ІІІ группа

Задание:

- Определите стихотворный размер в данном тексте.

(1-4 строчки - четырехстопный амфибрахий, 5 строка - двустопный амфибрахий.)

- Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк? (Эффекта нервного дыхания как следствия волнения.)

4.Отработка выразительности чтения стихотворения.

- В каком темпе, с какой интонацией хочется его читать?

- Какое чувство важно передать? - Проследите, как вырастает тема отверженности, одиночества лирического героя.

- В чем он находит успокоение, спасение?

VІІІ. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа…»

1. Чтение миниатюры «Синие горы Кавказа…»

2. Понятие о ритмической прозе (беседа).

- Что такое ритм?

(Равномерное чередование чего-нибудь (звуков, пауз, ударения.) - Когда мы чаще всего встречаемся с ритмическим построением?(Когда изучаем поэзию. Поэтический ритм образует различные размеры стихосложения: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.)

- А возможно ли подобное чередование сильных и слабых слогов в прозе?

Вывод:

Ритмическая проза - эта особая организация художественной речи, которая находится как бы на границе между прозой и стихом. Она в большей степени ритмически упорядочена, чем проза. Ритмическая проза обыкновенно лишена рифм и воспроизводится в виде сплошного текста.

Миниатюра написана ритмической прозой: немерная, свободно движущаяся речь переходит в организованную по закону стихотворных размеров (в данном случае - дактиль).

3. Определение стихотворного размера миниатюры

Задание:

- Проанализируйте ритмический рисунок данной миниатюры. Определите стихотворный размер (Дактиль.)

Вывод:

Подобная организация текста, подчинение его единому ритму позволяет добиться эффекта необычайной взволнованности, усилить лирическое начало произведения.

4. Краткий анализ миниатюры.

- Какие чувства выражает Лермонтов в миниатюре?(В миниатюре идет речь о глубокой и неизменной любви к Кавказу.)

- Какие картины вы представляете, читая это произведение поэта?

(При чтении представляются картины от неба до земли. Вверху - «одичалые хребты», облака, небо, «громовые тучи», снега, далекие льдины утесов, лучи восходящего солнца. Внизу - пещеры, на гладком холме - одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, пропасть, выстрел нежданный, люди, дымные сакли.)

- Верх и низ - два полюса. Каково отношение поэта к этим пространственным полюсам? В чем оно выражается?

Задание:

- Определите по толковому словарю значение слова «престол». Почему поэт называет Кавказские горы «престолами природы»? (Престол.1) То же, что трон. 2) Высокий стол, стоящий посередине церковного алтаря, за которым совершается богослужение. Престолы природы - метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии М. Ю, Лермонтова.)

- Докажите, опираясь на текст миниатюры, что поэт воспринимает горы Кавказа небожителями, но вполне доступными земному существу. («…всё мечтаю о вас да о небе», «вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали»)

ІX. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Кавказ».

1. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Кавказ» (1829).

Чтец (хорошо подготовленный ученик):

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной,
И бьётся о берег в вражде бесполезной,
И лижет утёсы голодной волной…
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

2. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Кавказ».

Учитель литературы:

- Какой художественный образ заложен в этом стихотворении? - Какими средствами Пушкин показал, что он находится высоко в горах? («Нагие громады», «люди гнездятся», «играет и воет, как зверь молодой», «лижет утесы»).

Консультант по географии:

Определите по схеме высотной поясности примерную высоту, где стоял А. С. Пушкин.

Вопросы:

1. Какие высотные пояса описаны в стихотворении?

(Субальпийский пояс: «…мох тощий, кустарник сухой»; лесной пояс: «А там уже рощи, зеленые сени…»:

альпийский пояс, луга: «И ползают овцы по злачным стремнинам…»).

2. Почему А. С. Пушкин употребил слова: «Отселе я вижу потоков рожденье…»?

(Ледники, спускаясь по склонам гор ниже снеговой линии, тают и дают начало горным рекам и ручьям.)

3. Какую характеристику рекам Тереку и Арагви дал А. С. Пушкин?

(«…мчится Арагва», «Играет и воет, как зверь молодой».)

Консультант по географии:

- Гениальный А. С, Пушкин в этом стихотворении показал высотную поясность Кавказа, дал характеристику горным рекам.

- Найдите и покажите на карте реки: Терек, Арагви, Кубань, Егорлык, Калауз.

X. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Учитель литературы:

- Что общего в судьбах поэтов А. С, Пушкина и М. Ю, Лермонтова?

- Ответьте на проблемный вопрос: «Какие встречи с Кавказом были судьбоносными для М. Ю. Лермонтова?».

- Как связаны картины кавказской природы с впечатлениями и чувствами поэтов?

- Каким вы представляете Кавказ?

XІ. Задание на дом.

  1. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Кавказ» (І, ІІ, ІІІ группы).
  2. Выписать в тетрадь из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Кавказ» эпитеты, метафоры, сравнения (І, ІІ группы).
  3. Письменно ответить на вопрос: «Какие темы, образы, чувства объединяют стихотворение «Кавказ» с ритмической прозой Лермонтова?» (ІІІ группа).