ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Конспект урока литературы. По рассказу Е.И.Носова «Живое пламя» (7 класс)

Чмых Анна Григорьевна
18/2/2008 17:06:28
Автор: Доротюк Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лебяженская средняя общеобразова

(Цель урока, оборудование, план урока)

Цель урока:

  1. Воспитание любви к Родине, чувства благодарности к памяти погибших воинов
  2. Формирование навыков выразительного чтения
  3. Обучение приемам работы с текстом на основе анализа произведения.
  4. Развитие интереса к литературе на военную тему

Оборудование к уроку:

План урока:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Определение темы произведения
  3. Работа с текстом (аналитическое чтение)
  4. Продолжение темы с опорой на материал о воине-афганце
  5. Подведение итогов урока

Домашнее задание к уроку: прочитать и разделить текст на части

Класс был разделен на группы и работал над рассказом по заданиям учителя (групповая технология обучения)

1 группа: находит материал о Евгении Носове, слова И.Баскевича, характеризующие писателя, являющиеся к эпиграфом к уроку.

2 группа (ученики повышенного уровня обучения): анализирует текст, находит изобразительные средства.

3 группа: работает с материалами Книги памяти.

1. Вступительное слово учителя

Учитель просит ученика выразительно прочитать эпиграф к уроку и подумать, к какому поколению принадлежит писатель, рассказ которого мы будем сегодня обсуждать. О какой войне идет речь? (Великая Отечественная война 1941-1945гг)

Учитель: Евгению Ивановичу Носову на войне выпала тяжкая доля. Он служил противотанковым артиллеристом. Послушайте страничку из его автобиографии: Читает ученик: «Это постоянная дуэль с немецкими танками – кто кого… Или ты его, или, если ты промазал- он тебя. Уже в самом конце войны в Восточной Пруссии немецкий «Фердинанд» все-таки поймал в прицел наше орудие, и я полгода провалялся в гипсовом панцире.»

2. Определение темы произведения

Учитель: После войны Евгений Носов много лет работал в газете корреспондентом. Неизменной темой писателя остается жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к родной земле и к людям, живущим на ней.

Дома вы прочитали рассказ «Живое пламя». Определите тему этого рассказа. Как вы можете объяснить его название?

3. Работа с текстом

1. Прочитайте в лицах 1 часть рассказа. В плане: 1.Мак для клумбы никак не подходит

2. Какой художественный прием использует автор, описывая героиню рассказа? Найдите их в тексте. (Сравнения: «лоб у нее, точно мрамор бел», «щеки горят, будто маков цвет»)

3. Найдите в тексте ответ на вопрос: почему Ольга Петровна не хотела сеять маки (Для клумбы это никак не подходит: пыхнул и сразу сгорел)

4. Чтение и обсуждение 2 части рассказа.

В плане: 2часть: Маки твои уже бутоны выбросили.

Задание: Определить тип речи (описание).

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой и утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Ученики доказывают принадлежность данного текста к типу речи – описанию: находят прилагательные-определения.

Учитель: автор сообщает нам о том, что тетя Оля очень скупо сказала о своем сыне. Найдите и прочитайте этот отрывок. Как вы считаете, в чем заключается причина такого поведения тети Оли? ( Ей очень больно говорить о своем единственном сыне, погибшем на войне)

5. Выразительное чтение 3 части.

В плане: п.3.Клумба тети Оли

( Дети читают вслух)

Вопросы учителя:

6. Выразительное чтение 4 части в лицах.

В плане: п.4 «У него короткая, зато без оглядки, жизнь»

Слово учителя:

Для родных и близких погибших на войне солдат война не закончилась. Она остается кровоточащей раной, которую даже время исцелить не в состоянии. Мы все в неоплатном долгу перед этими молодыми ребятами, которые отдали свою жизнь за нас. История России – это, к сожалению, история многих войн. Великая Отечественная война, война в Афганистане, война в Чечне. Что мы знаем об этих событиях? Что мы знаем о тех людях, которые являются их живыми участниками и живут рядом с нами. Что мы знаем о тех молодых ребятах, которые сложили головы за границей России, но не уронили чести нашей страны, нашего народа.

Прошло более 10 лет с окончания войны в Афганистане, и сегодня мы вспомним выпускника нашей школы Альметова Рината, воина-афганца, погибшего в далёком 1980 году.

Выступление 3 группы:

Ученик: В школьном музее мы нашли Книгу памяти, которая посвящена воинам-афганцам из Ленинградской области. Среди имен погибших героев находится имя Альметова Рината Фидаиловича, выпускника нашей школы. (Идет рассказ о подвиге Рината)

Ученица: «Последнее письмо из Афганистана». Эти 4 слова напишет Фаина Михайловна, мама Рината, на конверте значительно позже, а пока перечитывала это письмо сына каждый день и не знала, что 30 марта 1980 года начальник штаба 40 армии генерал-лейтенант Панкратов сделал запись: «В районе Пули-Хумри на повороте в Кундуз мы были обстреляны. Завязался бой, лейтенант Альметов убит, два сержанта ранены».

Ученик: Мама Рината говорила, что в тот день на душе ее было неспокойно. Она перечитывала письма, перебирала фотографии, вспоминала, как ее сын получил диплом с отличием и закричал прямо с порога: «Мамуля, вот я и офицер!» Она, любуясь своим единственным, не могла скрыть слез радости.

Ученик: Из школьной характеристики: «…Веселый, правдивый, честный обладающий чувством долга и ответственности. Занимался спортом, принимал участие в художественной самодеятельности, посещал музыкальную школу. Он прекрасный сын…»

Действительно, Рината всегда отличало высокое чувство ответственности, долга. После военного училища ему было предложено остаться в Ленинграде, в родном училище, но он уехал служить в Венгрию.

Вот одно из писем Рината домой:

Мамуля, здравствуй! Получил от тебя первое письмо. Отвечаю на твои вопросы. Вадик Джумасултанов и Серега Карнаух здесь, так что из поселка Лебяжье три человека. Получила ли ты деньги, которые я тебе отправил? Живу нормально, отпуск мой запланирован на июнь-июль, но не знаю, как получится. Погода здесь хорошая, градусов 20, бывают дожди. Дорог почти нет, одни горы и пустыни. На этом писать заканчиваю. До свидания, Ринат.

Ученица: мама Рината читала это письмо и не знала, что 30 марта 1980 года ее сына уже не было в живых. Говорят, в это время в Афганистане цвели тюльпаны и маки. Только для нее и солнце стало черным.

Ученик: «Уважаемая Фаина Михайловна! Свой последний бой Ваш сын Ринат принял мужественно и стойко, с ненавистью отбивая атаки врага. Смерть преждевременно вырвала из наших рядов товарища. Светлая память о нашем друге навсегда сохранится в наших сердцах. Группа товарищей по оружию.

Такое письмо получила Фаина Михайловна из части, где служил ее единственный сын. 7 апреля 1980 года Рината похоронили на кладбище в Лебяжье.

Ученик на фоне тихо звучащей песни «Журавли» читает стихи:

Как мало лет он прожил! Только двадцать!
Но миг победы больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает
Оно в душе солдата родилось,
Когда оно друзей не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь

Смотрю, смотрю в лицо его простое
Печальное тире между двух дат
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат!

Учитель: Ринат похоронен на лебяженском кладбище среди могил солдат Великой Отечественной. Больше 40 лет разделяют этих солдат – воинов, отдавших свою жизнь в борьбе с фашистами и обычного парня, выпускника нашей школы. Но есть между ними одно очень важное сходство: верность воинскому долгу, воинской присяге, умение защищать свою семью, свою мать, свою Родину.

Домашнее задание:прочитать рассказ Е.Носова «Кукла» и ответить на вопрос: «Какие проблемы объединяют эти рассказы»?