Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу О.Генри «Дары волхвов» (Маленькие люди в большом)
Чмых Анна Григорьевна18/2/2008 15:50:07
Автор: Авдеева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лебяженская средняя общеобразоват
(Цели урока, оборудование к уроку,план урока)
ЦЕЛИ УРОКА:
- Знакомство учащихся с творчеством О.Генри, американского писателя-юмориста.
- Обучение приёмам работы с текстом на основе анализа произведения, обращая внимание на изобразительно-выразительную силу деталей.
- Развитие умения рассуждать, строить развёрнутые ответы на вопросы, отбирать материал на определённую тему, выразительно читать текст.
- Развитие положительной мотивации к обучению, интереса к зарубежной литературе
- Формирование чувства гуманизма у учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:
- Учебник « В мире литературы» 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/А.Г.Кутузов, А.К.Киселев и др.
- Портрет О.Генри
- Толковый словарь В.И.Даля
- Словарик на доске: волхвы, Уильям Сидней Портер, царица Савская, царь Соломон,
-
ПЛАН УРОКА:
- Вступительное слово учителя
- Чтение рассказа, определение темы произведения
- Работа с текстом (анализ текста, характеристика героев рассказа, поиск изобразительно-выразительных средств)
- Подведение итогов урока.
1. Вступительное слово учителя.
-
Имя О.Генри (Уильяма Сиднея Портера) известно не одному поколению читателей. Мы знаем о нем одновременно много и мало, потому что О.Генри, известнейший американский писатель-юморист, избегал популярности. Его жизнь была богата приключениями, но многие факты его биографии покрыты тайной. Герои его рассказов – обыкновенные люди, жители многочисленных американских городков, ковбои, фермеры.
-
В своем первом сборнике О.Генри писал: « Нью-Йорк населяют четыре миллиона таинственных чужестранцев. Они попали сюда разными путями и по разным причинам. В провинциальных городках и на фермах, откуда они приехали, жизнь была скучной и однообразной, томительной по сравнению с соблазнами, которыми приготовил им большой город. А пока они ютятся в крошечных квартирках. Маленькие люди в большом городе, они тешат себя надеждой, что преуспеют в своих начинаниях, будут счастливы и благополучны».
'Попробуйте определить, какая тема преобладает в творчестве О.Генри (тема маленького человека в большом городе). Назовите известных вам писателей, которые обращались к теме «маленького человека» в русской литературе (А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь)
2. Чтение рассказа с пометами. Во время чтения дети делают на полях пометы (незнакомые слова, выражения)
- Понравился ли вам рассказ? Что именно вам понравилось?
- Почему герои рассказа поступили именно так? (перед Рождеством принято дарить подарки)
- Почему рассказ назван «Дары волхвов»? (Именно волхвы принесли новорожденному Иисусу все самое дорогое, что у них было)
- Дайте характеристику героям рассказа (составление синквейна)
- Джим
- Скромный, великодушный
- Никогда не опаздывает, любит Деллу, жертвует самым дорогим
- Продает свои фамильные золотые часы, чтобы сделать подарок любимой
- Рыцарь
- Делла
- Бережливая, влюбленная
- Переживает, продает волосы, покупает цепочку
- Ради подарка, достойного Джима, остригла свои роскошные волосы.
- Царица Савская
3. С помощью каких деталей мы узнаем о жизни Джима и Деллы, их материальном достатке? Найдите в тексте описание этих деталей.
Старенькая кушетка, вопиющая нищета, молчащая бедность, электрический звонок не работает, серая кошка, серый двор, старенький коричневый жакет, старенькая коричневая шляпка, ветхий красный ковер, дрянной кожаный ремешок.
- Найдите и прочитайте описание подарка Деллы. Почему именно на цепочке остановилась Делла? (Это была платиновая цепочка для карманных часов простого и строгого рисунка, пленявшая истинными своими качествами, а не показным блеском. Скромность и достоинство - эти качества отличали обоих.)
- Найдите и прочитайте описание подарка Джима.(Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос)
- Как вы думаете, почему сокровища, которыми обладали герои, по мысли автора, превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?
- Прочитайте выразительно последний абзац рассказа
А я рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими.
Ответьте на вопрос:
Почему писатель называет молодых людей глупыми и одновременно мудрейшими, мудрее всех мудрецов наших дней? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
4. Слово учителя:
Как можно определить жанр произведения, действие которого происходит под Рождество? (Святочный рассказ)
- Действие рассказа происходит накануне Рождественских праздников. Произведения каких писателей на эту тему вы знаете? (Н.В.Гоголь « Ночь перед рождеством», Г.-Х.Андерсен «Девочка со спичками», А.П.Чехов «Чудесный доктор»)
- Как вы думаете, почему жанр святочного рассказа заинтересовал этих авторов? (Накануне Рождества часто происходят волшебные, фантастические события. Девушки гадают на суженого, пытаются узнать свою судьбу.)
- Прочитайте определение святочного рассказа, данное Н.Лесковым:
«От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (канун Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».
- Как вы считаете, соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов» ?
- Попробуйте найти в рассказе все условия, соответствующие или опровергающие мнение Н.Лескова
приурочен к событиям святочного вечера | был сколько-нибудь фантастичен | Присутствие морали | Оканчивается весело |
---|---|---|---|
Действие происходит накануне Рождества | Какое-то мистическое совпадение желаний Деллы и Джима пожертвовать самым дорогим для любимого человека | Ради настоящей любви нужно жертвовать | Смех сквозь слезы |
- Попробуйте определить позицию автора. Найдите слова, в которых она заключается. Почему автор уверен, что математик и мудрец дадут неправильный ответ на вопрос «Что больше – восемь долларов в неделю или миллион в год?»
5. Подведение итогов урока. Изменилось ли ваше понимание смысла названия рассказа? Почему? Выставление оценок за работу на уроке.
6. Домашнее задание: подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитав рассказы О.Генри «Из любви к искусству», «Кому что нужно», «Последний лист», «Русские соболя», «Роза и крест» и др.