Программа элективного курса «Радость творчества»
Рахаева Ольга Андреевна18/2/2008 12:25:55
Автор: Айларова Лариса Маратовна, Пригородная СОШ, Гатчинского района
Пояснительная записка
Программа предполагает знакомство учащихся 9 класса с лучшими образцами литературы и искусства на основе их теоретического и практического изучения.
Программа построена с учётом возрастных, личностных и эстетических представлений учащихся средней школы о развитии мировой культуры.
Основные цели программы:
- постижение культурных достижений человечества на протяжении определённого временного отрезка;
- углубление понятий о духовной и материальной культуре;
- развитие интереса к достижениям русской и мировой культуры;
- осознание своих способностей к творческому созидательному труду;
- воспитание патриотического чувства гордости за историю и культуру своего Отечества;
- создание обстановки радости творчества.
Учебно-тематический план (16 часов)
Количествово часов | Раздел | Тема |
---|---|---|
1 час | Введение. | Культура – память и опора человечества. |
2 часа | Дом и Отечество. | Образ дома как образ мира и человека. Значение его в жизни человека. Чувство дома – чувство Родины. |
4 часа | Любовь в литературе и искусстве. "Души волшебное светило" А.С.Пушкина. | Любовь – спасенье или рок? Муки и радости любви. Истории великой любви. О красоте человеческих лиц. |
2 часа | Рождение человека. | Ребёнок – дар Божий. Материнство. |
3 часа | Бури и покой. | Духи природы. Где человек живёт. Гармония человека и природы. |
4 часа | Радость творчества. | Ремесло и творчество. Искусство – зеркало желаний. Неповторимость стиля художника. Искусство как спасительная сила, дарующая жизнь. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА: Введение. Культура – память и опора человечества. 1 час.
- Беседа с учениками о том, что такое духовная и материальная культура.
- Технический прогресс, с одной стороны, и душевная развитость – с другой.
- Человек и природа. Как устроен мир? Что помогает человеку в борьбе с трудностями? Чтение отрывков из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» и из «Книги джунглей» Р.Киплинга.
- Размышление учеников: что бы они взяли с собой на необитаемый остров?
ТЕМА: Дом и Отечество. 2 часа.
1. Образ дома как образ мира и человека.
- Образ дома в различных видах искусства:
- М.Шагал «Купание ребёнка»; Б.Кустодиев «Утро» - сравнение картин.
- Устное словесное рисование «Дом моего детства».
- Музыкальный образ дома в «Картинках с выставки» М.Мусоргского (фрагмент «Старый замок»)
- Образ дома в поэзии - С.Есенин «В хате» и Н.Клюев «Рожество избы». Выразительное чтение и сравнительный анализ.
- Устройство домов у народов разных стран (античные, японские, русские избы и т. д.).
2. Чувство дома – чувство Родины.
- Мотивы рождения жизни и веры в смысл и красоту в стихотворениях С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой.
- Выразительное чтение одного из стихотворений И.Бунина, В.Набокова. Утрата дома как утрата отечества.
- Рассказ-притча о блудном сыне. Высокий гуманистический смысл притчи и воплощение его в картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Мини-сочинение «Портрет моего дома».
ТЕМА: Любовь в литературе и искусстве. «Души волшебное светило» А. С. Пушкина. 4 часа.
1. Любовь: спасенье или рок?
- Новелла П.Мериме «Кармен» и сравнение её с оперой Ж.Бизе «Кармен». Прослушивание фрагментов оперы. Безграничность чувства и дерзость страсти, сметающей препятствия и часто разрушительной. Образ Кармен.
2. Муки и радости любви.
- Стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…» Благородство души выше ревности, преодоление эгоистических моментов. Чтение наизусть стихотворения учениками. Прослушивание романса М.Глинки.
- Фрагменты увертюры – фантазии П.И.Чайковского и балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
3. Любовь летит сквозь времена.
- Рассказ учителя о древнегреческом мифе «Орфей и Эвридика».
- Сила любви, воплощение сюжета в произведениях искусства.
- Стихотворение А.С.Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» как выражение средневекового идеала возвышенной любви.
- Беседа «Какой предстаёт любовь в ваших любимых стихотворениях?» Возможен письменный ответ.
4. Истории великой любви.
- Отношения Полины Виардо и И.С.Тургенева, А.С.Пушкина и Н.Гончаровой. Отрывки из писем. Повести о любви И.С.Тургенева и И.А.Бунина. Литературная композиция.
5. Любовь и красота.
- О красоте человеческих лиц. Чтение стихотворений, авторский текст, портреты Пушкина и Н.Гончаровой, музыкальные фрагменты: звучание живой музыки, исполняемой на виолончели и гитаре.
Тема: Рождение человека. 2часа
1. Рождение ребёнка – дар Божий.
- Боги, охраняющие младенцев. Обычаи, обряды по случаю рождения ребёнка. Примеры из истории античности, стран Востока.
- Поэтические обращения к матери. С.Есенин «Письмо матери», Пер Сивле, А. Исаакян. Выразительное чтение одного из стихотворений.
2. Материнство.
- Сравнение образов Мадонны и младенца Христа в картинах Леонардо да Винчи и Рафаэля. Впечатления учеников. Чтение отрывка из рассказа В.Вересаева о «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Что позволяет писателю испытывать «радость и гордость за человечество»?
Тема: Бури и покой. 3 часа
1. Духи природы.
- Буря и гармония в природе и в душе человека. Сопоставление стихов Ф.И.Тютчева и японской поэзии. Слияние человека с природой и разобщение.
- Времена года в живописи, музыке, литературе. М.Врубель, «Пан». Отражение национального колорита. Словесное описание музыки к хокку Басё «Жаворонок поёт».
2. Где человек живёт.
- Воплощение стихий в искусстве. Лес. А.Фет. Лес как источник опасности и удач. И. Штраус «Сказки Венского леса».
- Море. Лики моря и его отражение в различных видах искусства.
- Поля и степь. Бескрайность полей в русской живописи и литературе. Рассказ А.Чехова «Степь». Отрывки.
- Горы. Горы как объект покорения или символ недоступности. "Горные вершины" М.Лермонтова; «Вершина» В.Высоцкого. Сопоставление картин Айвазовского, Васнецова, Чюрлёниса. Анализ стихотворения А.Пушкина «Кавказ».
3. Гармония человека и природы.
- Человек - соавтор природы.
- Роль цветов и букетов в жизни человека. Сад - образ рая и отражение национального характера и стиля жизни в образе сада. К.Моне «Дама в саду». Мини-сочинение «Мой любимый цветок».
Тема: Радость творчества. 4 часа.
1. Ремесло и творчество.
- Различие ремесла и творчества. Что такое творческие профессии? Сравнение пения рядчика и Якова Турка в рассказе Тургенева "Певцы". Творчество как взлёт человека к высшему пределу.
2. Искусство- зеркало желаний.
- Легенда о Пигмалионе. А.Блок – «несбывшееся воплотить» («Стихи о Прекрасной Даме»). Рождение вдохновения в стихах Пушкина «Осень» и А.Ахматовой. Стихотворение И.С.Тургенева «Стой!» как выражение преклонения перед вдохновением. Самостоятельная работа «Когда у вас бывает вдохновение?»
3. Неповторимость стиля художника.
- Художественный стиль писателей и поэтов, музыкантов и художников. Викторина «Узнаете ли вы?». Вопросы на узнавание стиля известных ученикам авторов.
4. Искусство как спасительная сила, дарующая жизнь.
- Г.Успенский. Рассказ «Выпрямила». Воплощение силы живого искусства, спасающего человека от смерти. Вопрос для обдумывания «Какое творчество приносит мне радость?»
Итоги курса - совместные поездки в музеи, собеседования, практические и творческие работы.
Литература:
- Маранцман В.Г. Введение в Мировую художественную культуру.
- Человек и культура. М., Росмэн, 1995г.
- Буслович Д.С. Люди. Герои. Боги. СПб, "Зимний сад".
- Лихачёв Д.С. Земля родная. М., Просвещение, 1983 г.
- Кун Н.А. Мифы Древней Греции. Просвещение, 1993 г.