Урок русского языка в 10 классе. Тема: «Особенности текстов описательного характера»
Чмых Анна Григорьевна17/2/2008 01:17:54
Автор: Воронцова Елена Геннадьевна, Сиверская СОШ № 3 Гатчинского района
(Цели, оборудование, ход урока и т.д.)
ЦЕЛЬ:
Обучающая: научить отличать тип текста описательного характера от других типов на лексическом, морфологическом, синтаксическом, композиционном уровнях.
Воспитательная: воспитывать в учащихся любовь к родной природе, любовь к русскому языку.
Развивающая: развитие аналитического мышления и способности анализировать полученные знания.
Оборудование: иллюстрации весенних пейзажей И.И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; А.Н. Комаров «Наводнение»; И.С. Остроухов «Первая зелень»; закрытая запись темы и задач урока; распечатка отрывка из текста И. Соколова-Микитова «Русский лес».
Image: articles_214_2.jpg
-
ХОД УРОКА
1. Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувства, «включить» воображение; цель индуктора – создать эмоциональный настрой).
- Запишите словосочетание «ранняя весна» и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию. 1 мин.
- Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами. 1 мин.
2.Расширение смысла словосочетания «ранняя весна». 1 мин
- Послушайте отрывок из стихотворения А.Н. Майкова и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Тёплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
3. «Самоконструкция». 4 мин.
- Выберите для себя одну из репродукций весеннего пейзажа, продолжите расширение ассоциативного ряда.
- Поделитесь выражениями – впечатлениями от увиденного.
- Создайте собственный небольшой текст на тему «Ранняя весна», включив в него накопленный материал.
4. Этап демонстрации. «Социализация» (предъявление текстов и обсуждение).
- Прочитайте получившийся текст (читается 2-3 текста, даются комментарии). 3 мин
- Какого типа речи получились тексты?
- Как вы это определили?
- Это тема сегодняшнего урока «Описание»
5. Этап «Разрыв» (проживание ощущений неполноты своего знания) 1мин.
- Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.
- Высказывания учащихся.
- Сравните ваши высказывания с планом на доске.
- Это круг вопросов сегодняшнего урока.
- Открывается запись на доске: «Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера».
-
План урока.
I. Цель, содержание текстов описательного характера.
II. Особенности текстов-описаний:
- композиционные;
- лексические;
- морфологические;
- синтаксические.
III. Виды текстов-описаний
6. Этап практической деятельности и созидания (творение нового знания).
- Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.
- Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника (стр. 156).
Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.
- Вспомните виды текстов-описаний. 2 мин.
Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений, интерьер.
- Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста И. Соколова-Микитова:
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.
- Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста. 3 мин.
- Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).
- Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).
- Подберите синонимы к слову «состояние». (Настроение, самочувствие, расположение духа).
- Как можно сформулировать основную мысль текста? (Хорош лес ранней и поздней весною).
- Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (осыпанные почками, надувшимися, смолистыми почками, птичьи голоса, прилётные птицы, ноздрястый снег).
- А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, восторг).
- Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).
- Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент? (Нет).
Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности). 5 мин.
- Что является предметом описания в этом тексте, «данным»? (Лес, состояние человека).
- Что является «новым» в состоянии леса, состоянии человека? (Признаки леса, чувства человека).
- Как взаимосвязаны «данное» и «новое»? Какой тип связи используется в тексте? (Параллельный)
- Что характерно для этого вида связи? (В первом предложении задаётся тема, которая развертывается в последующих предложениях).
Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно «данное» или общая тема. Сведения о «данном» и будут «новым». 3 мин.
- Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.
- Общее представление о предмете. (Предложение 1)
- Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)
- Авторская оценка, вывод, заключение. (здесь отсутствует)
Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка. 7 мин.
- Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите, какие предметы описывает автор. (Лес, птицы, деревья)
- Это слова одной тематической группы «ранняя весна» - наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.
- Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (хорош, больше и больше, сокрытая от глаз, бурная жизнь, осыпанные, обнажившиеся)
- Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, причастия)
- А в какой форме стоит большинство глаголов? (несовершенный вид, настоящее время)
- Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)
- Это основные морфологические особенности текстов описаний.
- Какие синтаксические конструкции использует автор? (предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)
- Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.
- Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)
- Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.
Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства язык. 6 мин.
7. Этап рефлексии.
- Заполните в таблице «Функционально-смысловые типы речи» графу «Описание». (Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного под руководством учителя).
8. Оценивание учащихся. 1 мин
9. Задавание на дом. 2 мин
- Обязательно ли описание выполняется в художественном стиле?
- В домашнем задании вы поработаете с этим вопросом. Чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах. Стр. учебника 158-163
ФУНКЦИОНАЛЬНО - СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ | ||||
---|---|---|---|---|
повествование | описание | рассуждение | ||
Цель | Сообщить о развивающихся действиях;раскрыть связанные между собой явления действительности, происходящие в виде некой цепочки событий в прошлом. | Дать представление о внешних сторонах объекта путём перечисления его характерных признаков | Сообщить о причинах или следствиях; разъяснить и подтвердить какую-либо мысль; углубить знания об окружающем мире. | |
Задача | Пространственно-временное представление ситуации. | Статичное представление элемента (фрагмента) ситуации, указание на ряд признаков предмета, отнесенных к определенному моменту речи. | Аргументация признаков, состояний, отношений; передача хода развития мысли. | |
Служит | Для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. | Для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. | Для получения нового знания о предмете, объекте. | |
Содержание | Действия, события, поступки, процессы. динамика. Образности мало. | Свойства, внутреннее состояние, статика. (когда повествование переключается на описание, время останавливается. | Причины, следствия (рупор авторских идей минуя образную форму) | |
Иерархия | Первичный | Вторичный по отношению к повествованию | Вторичный по отношению к повествованию | |
Композиция | Эпизод; фабула (совокупность эпизодов) | Внефабульные элементы (портрет, пейзаж, интерьер) | Внефабульные элементы (лирические отступления, внутренние монологи, потоки сознания, обращенные к читателю) | |
Грамматика | Конструкции последовательности действии. Обычно предложения не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры: соблюдается повествовательный порядок слов, когда сказуемое стоит после подлежащего и обозначает конкретное действие (чаще глаголы совершенного вида). | Конструкции описания, перечисления (чаще глаголы несов. вида, настоящего и прошедшего времени). Важны слова, обозначающие свойства, качества предмета | Конструкции доказательства: абстрактная лексика, связанная не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений; сложные предложения, которые могут передавать различные логические отношения |
Литература:
- Журнал «Литература в школе» № 7 2004.
- П.Ф. Ивченков. Обучающие изложения 5-9 классы. М.,1993.
- А.И. Власенков. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс». М.,2001.