ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Урок русского языка в 5 классе. Урок-повторение по теме «Лексика. Культура речи».

Чмых Анна Григорьевна
15/2/2008 11:54:41
Автор: Воронцова Елена Геннадьевна, Сиверская СОШ № 3 Гатчинского района

(Цели урока, оборудование, ход урока и т.д.)

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая: закрепить умение пользоваться словарями; повторить и закрепить знания, полученные на уроках по теме «Лексика. Культура речи»;

Воспитательная: воспитывать любовь к родному слову, любовь к лучшим образцам русской литературы, воспитывать любовь к родной природе, трепетное и внимательное к ней отношение;

Развивающая: развивать аналитическое мышление, развивать кругозор учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, учебник, распечатанные тексты для индивидуальной работы учащихся, выставка словарей («Краткий этимологический словарь» под ред. Н.М.Шанского, «Школьный толковый словарь русского языка» под ред. М.С. Лапатухина и др., «Краткий словарь синонимов русского языка» под ред. В.Н. Клюевой, «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова, «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова) Image: articles_211_1.jpg

На доске записана тема «Повторение по теме «Лексика» и эпиграф к уроку:

I. Беседа с классом (3 мин).

На доске записан эпиграф к нашему сегодняшнему уроку – слова, принадлежащие подлинным мастерам слова – А.С.Пушкину и И.С.Тургеневу. Прочитайте выразительно слова А.С.Пушкина.

Как вы поняли это высказывание? (даю ученикам высказаться). Коллективно приходим к выводу, что возможности языка неистощимы. Главное – знать законы языка.

Прочитайте слова И.С.Тургенева выразительно. Найдите грамматическую основу этого предложения.

Вывод: здесь только глагол-сказуемое, при котором нет подлежащего.

Какое подлежащее здесь могло бы быть? (Вы)

Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное)

Что тревожит писателя? (возможность небрежного отношения к языку)

Для чего автор дважды повторяет слово «наш»? (обращается к нам как к единой нации)

Какой у нас язык, по мнению И.С.Тургенева? («прекрасный»)

О писательском таланте И.С.Тургенева можно найти такой отзыв: «Его картины всегда верны, вы всегда узнаете нашу родную, русскую природу».

Что значит слово «картина»? Проверьте себя по толковому словарю.

Чем же рисует писатель? (словом)

II. Комментированное письмо и анализ предложений (7 мин).

Запишем, комментируя, предложения И.С.Тургенева:

  1. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
  2. Солнечные лучи почти никогда не касаются холодной, серебристой влаги ручья.

Обозначьте корни в словах «родника», «зеленеет»? Как называется орфограмма в корне этих слов? Поместите в «Словарь корней» новую корневую ячейку «-зелен-», в ряду однокоренных слов подчеркните проверочные слова.

Выделите суффиксы в словах «травка» и «серебристой». Какие значения имеют выделенные суффиксы? (уменьшительно-ласкательный, цветовой оттенок)

Какими красками вы бы стали рисовать эту картину, созданную Тургеневым в слове? Что вам помогает это сделать?

В этих двух предложениях 16 слов, из них 5 определений. Подчеркните их. Как называются красочные прилагательные? (эпитеты)

Что такое бархат? Что может быть бархатным? В прямом или переносном значении употреблено это слово писателем?

Что такое серебро? Образуйте прилагательные от этого существительного. Что может быть серебряным, что серебристым? (серебряный – сделан из серебра; серебристый - оттенок цвета)

На партах у вас текст И.С.Тургенева. Прочитайте его, обратите внимание на точность словоупотребления:

Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер из звонких голосов! На крыльях своих они, наверное, унесли капли росы, и песни их казались орошёнными росой.

Сравните: серебристая влага ручья – серебряный бисер голосов

Вывод:

  1. Язык Тургенева «неистощим в соединении слов, он поистине прекрасен.
  2. Он мастерски использует многозначность слова как средство создания картин природы.

III. Беседа с классом и анализ текста (7мин).

Мы говорим «картины природы, русская природа». А что можно увидеть в природе, что такое природа? (Дети перечисляют, остановим перечисление на птичках).

Каких птичек вы знаете?

А вот как пишет о них И.С.Тургенев, как много знает он их, как внимательно наблюдает писатель прекрасный мир природы.

Задание № 2 на листах на партах. Сколько птичек упомянуто в этом отрывке? (В тексте названо 9 видов птиц). Прочитайте выразительно текст.

Птицы засыпают - не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянкиГорихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонливо посвистывают… Вот и они умолкли. Ещё раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щёлкнул в первый раз.

…Вдруг в глубокой тишине раздаётся особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл – и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за тёмной берёзы…(«Ермолай и мельничиха»)

Задумывались ли вы, почему малиновка – малиновка, а зяблик – зяблик? Как возникли эти слова в русском языке?

Выпишите название птиц в столбик с пропуском строки. Отдельным учащимся было предложено в качестве домашнего задания провести микроисследование с целью выяснить, как возникли слова, называющие птиц, о которых упоминает И.С.Тургенев. Коротко запишите о возникновении слов по мере выступления учащихся-исследователей.

1 учащийся: Почему зяблик – зяблик? Зябь буквально значит «замерзающая пашня» (поле, вспаханное с осени до посева яровых); зяблик «появляется с таянием снегов и улетает только в начале зимы», т.е. в холодное, «зяблое» время.

2 учащийся: А какая птичка самая певучая, о ком мы говорим «поёт как …»? В этимологическом словаре Н. Шанского: соловей – слово общеславянское. Соловь – «серый, желтоватый» + суффикс – ей; птица названа так по цвету своего оперения.

3 учащийся: Вальдшнеп – это слово, пришедшее к нам из немецкого языка: wald – «лес» + schnepte – «бекас». Таким образом, в дословном переводе – это лесной бекас.

4 учащийся: Дятел – общеславянское слово. Образовано с помощью суффикса –ел и корня, который раньше звучал «дят», что означало «долбить». Следовательно, название птице дано ей по характерному для неё действию.

5 учащийся: Есть названия птиц, разгадать возникновение которых несложно, если вдуматься в состав слова, которое называет эту птичку. Вот как пишет об этом Н.Сладков в рассказе «Имена птиц»:

Давно я дознавался, почему зябликов зябликами зовут. Ну, славка-черноголовка – понятно: у птички (самчика) беретик чёрный на голове. Зарянка – тоже ясно: поет всегда на заре, и нагрудничек у неё цвета зари. Овсянка – тоже: на дорогах всю зиму овёс подбирает. А вот почему зяблик – зяблик?

(Домашнее задание-микроисследование учащиеся сдают на карточках для этимологического лото)

IV. Знакомство с этимологическим словарём (1 мин).

А вы запомнили ответ на этот вопрос?

Есть ли слова-названия птиц, об истории возникновения которых вам хотелось бы узнать? Помогут вам в этом этимологические словари. Работая над микроисследованием слов дома, ученики обращались к «Краткому этимологическому словарю русского языка», автор которого Н.М.Шанский.

V. Учитель читает текст ( задание № 3 у учащихся: на листах) ( 2 мин).

Лучшими соловьями всегда считались курские. Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена, а колена вот какие бывают:

Первое: пульканье – этак: пуль, пуль, пуль, пуль.

Второе: клыканье – клы, клы, клы, как желна.

Третье: дробь – выходит примерно как по земле дробь просыпать.

Четвёртое: раскат – тррррррррррррр.

Пятое: пленканье – почти понять можно: плень, плень, плень.

Шестое: лешева дудка – этак протяжно: го-го-го-го, а там коротко: ту!

И так до десяти.

Так в рассказе «О соловьях передаёт И.С.Тургенев слова «одного старого и опытного охотника из дворовых людей».

Что значит дворовые люди? В каком произведении уже встречалось это слово? (И.С.Тургенев «Муму») Найдите слова, подтверждающие, что рассказчик - простой малограмотный человек? Что значит слово колено, колена в данном тексте? А какое ещё колено вы знаете? А что об этом слове может рассказать словарь?

VI. Индивидуальное домашнее задание - микроисследование по толковому словарю (3 мин).

Подготовленный ученик зачитывает значения слова и в заключение оформляет запись на доске

КОЛЕНО

  1. Сустав, соединяющий бедро и голень (стоять на коленях).
  2. Ноги от этого сустава до таза (сидеть на коленях) только во мн.ч.
  3. Мн. коленья – отдельное звено, отрезок в составе чего-либо, являющегося соединением таких отрезков (коленья бамбука).
  4. Изгиб чего-либо, идущего ломаной линией, от одного поворота до другого (колено реки)
  5. Разветвление рода, поколение в родословной (устар.).
  6. В пении птиц: отдельное, выделяющееся чем-либо место (спец.).
  7. Переносн.: в песне, танце: отдельная фигура, отличающаяся своей эффектностью: выделывать колена (просторечн.).
  8. Переносн.: Неожиданный, необычно-страстный поступок: выкинуть колено, отмочить колено (просторечное неодобрительное).

На доске появляется запись:

КОЛЕНО – 8 значений

Как называются такие слова? (многозначные)

2 учащийся-исследователь: Если заглянуть в «Словарь русского языка в 4 томах», то слово «земля» будет записано дважды, вот так:

ЗЕМЛЯ1 – 7 значений (учащийся зачитывает выдержки из толкового словаря).

ЗЕМЛЯ2 – 1 значение (устаревшее название буквы «з»)

Беседа с классом:

Почему в словаре слово «земля» записано два раза? Как называются такие слова? (Омонимы) Из какого словаря можно узнать об омонимичных словах и о многозначности слова? (Ещё раз обращаем внимание учащихся на «Школьный толковый словарь», «Словарь русского языка в 4 томах»).

VII. Прочитайте предложения из произведений И.С.Тургенева (3 мин).

  1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
  2. Я добрался до берёзового леска, угнездился под одним деревцем.

Выпишите глаголы «приютились» и «угнездился».

Разберите по составу глагол (разбор под руководством учителя): корень «ют» в значении «крыша, дом» (уют, уютный ); приставка при- имеет значение «присоединиться, приобщиться».

Какую же картину рисует глагол «приютились»? (обрели дом, успокоились)

А каков состав слова «угнездился»? Корень «гнезд» (гнездо, гнездиться). Угнездиться – поместиться в тесном, но уютном месте.

Близко ли лексическое значение этих слов? Как называются такие слова? (синонимы). О синонимах русского языка можно узнать в специальном словаре, как он называется? («Краткий словарь синонимов русского языка» под ред. В.Н.Клюева).

Что составляет богатство русской лексики? При ответе используйте слова эпиграфа. Возможный вариант ответа:

Богатство русской лексики составляет его «неистощимость в соединении слов». Многозначные слова, слова в переносном значении делают наш язык прекрасным.

VIII. Напишите сочинение-миниатюру по заданному началу. Запишите предложение И.С.Тургенева (10 мин).

Лёгкий ветерок то просыпался, то затихал. («Касьян с Красивой Мечи»).

Расскажите о том, что делал ветерок, когда просыпался. 3-4 предложения. Используйте эпитеты.

VIII. Чтение 1-2 работ в классе (2 мин).

IX. Подведение итогов, оценивание (1 мин).

X. Задание на дом: упр. 366 (1 мин).

  1. Г.П.Соколова. Уроки русского языка и словесности. - М.,2003.
  2. Н.М.Шанский. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.,1961.
  3. М.С.Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,1999.
  4. В.Н.Клюева. Краткий словарь синонимов русского языка. - М.,1961.
  5. А.П.Евгеньева. Словарь русского языка в 4 томах. - М.,1981.
  6. Т.А.Ладыжинская. Учебник «Русский язык 5 класс». - М., 2004.