ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

«КРУГ ТРУДА» Мастерская письма по стихотворению В. Брюсова « Труд» (2часа)

Михаил
5/3/2007 14:06:33
Автор: -

I. Запишите:

ПРИМЕРЫ АССОЦИАЦИЙ

Труд – занятия, учение в школе, результаты, умения, работа, усердие, желание, уроки, домашнее задание, старательность, сила, группа, помощь, упорство, терпимость, школа, колхоз, люди, работающие на поле, учить, помогать людям, школьный предмет, общество, дружба, станки, уборка, вычислять, каторжный, помощь родителям, ответственность, творчество, радость, сплоченность, польза.

ПРИМЕРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Труд – старательная работа, при которой люди выкладываются полностью
Труд – это когда человек стремится добиться цели в жизни. Труд –это работа.
Труд – это занятие, работа или дело, которые всегда приносят пользу и делаются со смыслом.
Труд – это когда кто-то помогает кому-то
Труд – работа человека, которую он желает выполнять.
Труд- когда человек делает какое-либо дело с душой, от всего сердца, очень старается выполнить это. Труд бывает разный (физический, моральный).
Труд – работа, полезная для общества.
Труд – это действие человека, ради которого стоит поработать, а потом отдыхать; когда человек зарабатывает деньги или приносит пользу кому-то ради какой-то цели.


II. Чтение стихотворения В.Я.Брюсова «Труд». Составление таблицы. Во время первого чтения – выписать ключевые слова (1 колонка).
Второе чтение – выписать слова, с которыми рифмуется слово «труд»(2 колонка)
Третье чтение – выписать все эпитеты, относящиеся к слову «труд» (3 колонка).
Просмотрев записи первых трех колонок, сформулировать основную мысль стихотворения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: священное слово «труд», круг труда, все довольство жизни создано трудом, все – наследие трудов, все искусства, знанья, книги – воплощенные труды, право на место в жизни тем, чьи дни в трудах, труженикам – слава, труженикам – венок в веках, радость в душу льется всех, кто бодро встал к труду, каждый награжден, если труд с успехом завершен.

РИФМЫ

Разнообразных – алмазных, жгут – труд, человеком – просекам, когда- труда, чашей – нашей, трудом – дом, победный – бесследный, поездов – трудов, книги – в миге, труды – следы, право – слава, в трудах – в веках, смеется – льется, звезду – к труду, усталый – малый, награжден – завершен.

ЭПИТЕТЫ К СЛОВУ «ТРУД»

Воплощенные, скромный, малый, круг труда, наследие трудов.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

Труд приводит к открытию, к новому. Все – наследие трудов.
Труд – это главное на Земле, не было бы труда, человек оставался бы троглодитом.
Все, что есть вокруг нас – воплощение труда.
Труд – воплощение мысли человека.
Труд – основа жизни.
Нет священней слова «труд».


III. Разделить лист на три колонки.

1-я колонка - слова, которые созвучны вашему настроению, которые больше всего впечатляют вас. Подчеркнуть два наиболее понравившихся.
2-я колонка – выписать первое из двух понравившихся слов и к нему подобрать ряды различных ассоциаций: по цвету, по звуку, по смыслу; синонимы, антонимы.
3-я колонка – записать второе слово по слогам и из слогов и букв, входящих в это слово, создать новые слова.
Еще раз подчеркнуть любые два слова, соединить их в словосочетание.
Записать словосочетание посередине строки. Это название вашего текста.
Зачитывают по очереди получившиеся словосочетания.

ПОЛУЧИВШИЕСЯ ЗАГЛАВИЯ

Награжденным слава. Великая победа. Светлая вера. Наследие трудов. Учебный день. Торжественный танец. Усатый троглодит. Удачная победа. Победный клич. Счастливая победа. Вера в искусство. День Победы. Счастливый оптимист. Яркое желание. В мире слов. Дар тружеников. Победные труды. Довольство жизни. Помощь обществу. Золотые труженики. Малый зал. Ударный венок. Уважение смысла.


IV. Создание текста из слов, накопленных в мастерской.

ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ

ВЕРА В ИСКУССТВО
Каждый человек должен верить в искусство. Благодаря искусству, мы живем в красивых домах, видим красивые картины, читаем интересные книги. Искусство всегда останется в веках, если ты вложил в него душу и старания. Создатели этого труда навсегда вошли в историю. Искусство останется навсегда!
РОСТОВЦЕВА ЮЛЯ

УСАТЫЙ ТРОГЛОДИТ
Усатый троглодит жил в пещере совсем один, если не считать мух. Так он и жил, пока однажды не переел разнообразных животных : мамонтов, тараканов и кроликов. И он провел весь день в трудах, пытаясь добыть пищу. И только когда потрудился, понял, что такое труд. И мог с полной уверенностью назвать себя человеком и тружеником.
СЕРГИЕНКО АНЯ

НАГРАЖДЕННЫМ СЛАВА
Люди, которые хорошо трудятся, получают награду. Люди, которые учатся, работают, получают знания, а потом будут награждены за свой труд. Люди, которые хорошо потрудились, потом хорошо отдыхают. Хорошо отработав, потом получают награду, почет и славу.
АЛЕКСЕЕВА ОЛЯ

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА
Рабочие так не хотели начинать работу. Им надо было построить мост. Они медленно работали, но один из них встал на стул и попросил его выслушать. Он сказал, что если они быстро построят мост, то это будет великая победа. Он вдохновил всех рабочих, и через полтора месяца мост был готов. Вот поехали первые машины. Все замерли в ожидании. Когда машина закончила путь, рабочие закричали: «Ура! Великая победа!»
ЯКОВЛЕВ ВИТЯ

СВЕТЛАЯ ВЕРА
Светлая вера и темная вера- две разные вещи. Светлая вера – это вера в Бога, темная вера – это когда человек верит в дьявола. Если у человека светлая вера, то он молится, надеется и верит в Бога. Всегда у добрых людей все получается, и все их мысли сбываются. Добрые люди после смерти попадают в рай, а злые – в ад.
ШАРАПОВ ВАНЯ

УДАЧНАЯ ПОБЕДА
Был ясный день. Солнце только вставало, но на стадионе уже проходили соревнования между зайцами. И вот на старт вышли два соперника. Один из них любил поесть – Грызун, а другой всегда пытался принести победу – Бегун. Раздался свист, и зайцы побежали. Грызун бежал быстрее. Но вот на дороге он увидел яркую морковку и не смог удержаться. И вот первый раз у Бегуна была случайная, но удачная победа. В награду был вручен мешок смеха, а так как Бегун был скромнее , то отдал его Грызуну, считая, что завоевал победу не трудом, а случайно.
ЛЯПИНА ЛЕНА

СЧАСТЛИВЫЙ ОПТИМИСТ
Жил-был на свете человек. Он был оптимистом. Однажды пошел он в лес и заблудился. Долго бродил по лесу. Вдруг перед ним появилось здание необычайной красоты. Он зашел внутрь и увидел волшебника, который сидел на золотом троне. « Я знаю, что ты несчастливый, - сказал маг, - жизнь твоя мрачна, полна неудач. А знаешь почему?» « Нет», - ответил человек. « Да потому, что ты лентяй и не хочешь трудиться!» - воскликнул волшебник. « Не правда! Я не лентяй! – крикнул оптимист. – Просто мне нельзя работать, так как это вредно». « А вот ты попробуй, поработай». И с этими словами оптимист вдруг очутился дома. С этого дня он начал усердно работать и стал счастливейшим человеком в мире.
ВАРЕНОВ АНТОН


V. РЕФЛЕКСИЯ ( Письменно, поэтому привожу без Изменений).

Надо проводить мастерские, так как это занимательно, познавательно и интересно, они подталкивают к труду.
Было интересно. Понравилось слушать тексты одноклассников. Удивил сам ход работы. Мастерские нужно проводить, так как расширяют кругозор.
Понравилось составлять тексты (было весело). Сложно было подбирать ключевые слова (их не так уж и много). Думаю, мастерские нужны.
Мастерские нужно проводить чаще, чтобы ребята лучше узнали друг друга.
Я узнал много нового и понял смысл слова «труд». Я хочу, чтобы было больше таких мастерских( подчеркнуто учеником).
Больше всего понравилось слушать тексты и составлять таблицы.
Мне все было классно. Особенно слушать тексты других ребят. Мастерские нужны.
Мастерская подтолкнула меня трудиться.
Понравилась «игра» со словами.
Удивило разнообразие мастерской (заданий много).Надо проводить мастерские чаще.
Понравилось. Особенно 2 часть. Трудно составлять слова.
Мастерские лучше, чем простой урок.
Я надеюсь, что мастерских будет больше.
Понял полное значение слова «труд» Понравились рассказы товарищей.

МАТЕРИАЛЫ К МАСТЕРСКОЙ

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ

ТРУД

ПОСЛЕСЛОВИЕ (рефлексия «мастера»)

Мастерская проведена. Что чувствую? Что удивило? Буду ли дальше идти по этому пути?

На мой взгляд, мастерская удалась. Она позволила не только провести анализ стихотворения (ключевые слова, рифмы, эпитеты, формулирование основной мысли), но и способствовала «раскрытию» ребят.

Первые задания выполнялись без особых эмоций, если не считать, что все-таки было у некоторых удивление, когда слышали при чтении ассоциаций те слова, что были и у них.

При работе с ключевыми словами, рифмами, эпитетами тоже, наверное, не следовало ожидать чего-то особенного (ведь у всех практически одинаковые записи- стихотворение-то одно на всех). На этом этапе (скорее всего) шла отработка навыка находить эпитеты, ключевые слова, рифмы. Ребята с этим справились, и надо сказать, что после такой работы ( четырехкратное погружение в текст, составление таблицы) основную мысль сформулировали четче и быстрее, чем обычно.

На третьем этапе ( на рефлексии ребята назвали это 2-ой частью) началось оживление: смех, интерес в глазах, удивление, желание обсудить с соседом… Но настоящий всплеск эмоций произошел, когда прозвучали получившиеся словосочетания. Не успели успокоиться, а я сообщаю, что эти словосочетания – тема их небольших текстов. Ну, тут… поистине « разгул» эмоций! Надо было видеть их лица! ( жалею, что не было под рукой фотоаппарата.

И ВОТ СИДЯТ ТВОРЯТ, ВСЕ СТАРАЮТСЯ. Потом зачитывают. Слушают с интересом друг друга.
Смеются
Конечно, нельзя сказать, что тексты получились глубокими ( было-то всего 10 минут. И не будем забывать, что это семиклассники.) Более того, некоторые «резвились», создавая свой текст (к этому располагали их темы). Но тем не менее это не помешало всем быть услышанным, никто не повторялся, даже если темы были похожи. Ребята чувствовали, что это интересно другим.

Что ж свой « круг труда» они совершили. А рефлексия (она проведена устно и письменно) показала, что ребята хотят, чтобы мастерские проводились почаще.

Думаю, ответ на вопрос : идти ли дальше по этому пути – понятен: надо, если это необходимо твоим ученикам.