ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Урок (закрепление изученного) «Причастный оборот, выделение его на письме запятыми». 7 класс

Дмитрий
20/2/2007 14:34:08
Автор: Козлова Лидия Ивановна, Сертоловская средняя школа №1

Цель:

Ученики знают особенности строения предложений с причастными оборотами, правильно ставят знаки препинания в данных предложениях.

Задачи:

  1. Ученик соблюдает нормы согласования причастий с другими частями речи.
  2. Ученики "видят" в предложении причастный оборот.
  3. Ученики знают правила выделения на письме занятыми причастных оборотов.
  4. Учащиеся конструируют предложения с причастными оборотами, графически обосновывая знаки препинания при причастных оборотах.
  5. Ученики пишут творческие работы, включая в речь предложения с причастными оборотами. (П, III гр.)

Выделение причастных оборотов запятыми.

I. Опрос

  1. Работа над орфографией:
    1. I в. Устно объяснить правописание слов с пропущенными орфограммами из домашнего задания упражнение 646;
    2. II в. Классифицируют слова по видам орфограмм: из упражнение 646
  2. Орфоэпия (на доске). Баржа, прибывшие, поднятый, начатый, начавший,
  3. Тест « Допиши предложение» (пишет весь класс)
    1. Причастие - это …
    2. Определяемое слово-это …
    3. Зависимое слово- это …
    4. Причастный оборот- это ...
  4. Найти причастный оборот в предложении, записанном на доске.

Прибывшие на место десантники сразу обезвредили врага.

I в. (сред, способ) вспоминает алгоритм причастного оборота в предложении.

1. Нахожу причастие.

2. Смотрю, к какому слову оно относится (нахожу определяемое слово).

3. Задаю вопросы от причастия.

4. Устанавливаю границы причастного оборота.

5. Упражнение 646 (домашнее задание выделение на письме причастных оборотов, I в. проверяет II в.)

Спрашиваю: «Кто допустил ошибки?»

Цель проверки:

Дополнение к правилу:
Если причастный оборот относится к местоимению личному, то всегда выделяется на письме запятыми.
Доска! Сравнение

  1. Она, изнемогающая от усталости, присела отдохнуть.
  2. Изнемогающая от усталости, она присела отдохнуть.

II. Работа над темой.

1.Упр.652 (сб.) устно.

Затем выполняют упражнение 654 (сб.) письменно.

Выбирая из скобок причастия, согласуя их с существительными, графически выделяют причастные обороты.

II в. карточка №1 (тест - подстановка).

Проверяю I в., затем все слушают выполненное задание II в. Объясняем пунктограмму «Выделение запятыми причастных оборотов».

2.Измените предложения соответственно схемам (см. упр. 650(сб.)

1. [Х,|П.О.|]

Зацвёл куст сирени, растущий в палисаднике

2. [|П.О.|Х]

3. [Х,|П.О.|,L] Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.
3.Найдите ошибку.

1.[Х(сущ),|П.О.|]

2.[Х(сущ),|П.О.|,...]

3.[|П.О.|Х(сущ)]

4.[|П.О.|Х(мест)]

4.I в. - устный графический диктант. II в. Составьте предложения (кто сколько успеет), используя схемы.
Предложения для устного графического диктанта. Какой схеме соответствует прочитанное учителем предложение? Строки из стихотворения А.А. Ахматовой.
1.:«Ещё недавно плоская коса, черневшая уныло в невской дельте, как при Петре, была покрыта мхом...»
2.:«Прошло пять лет, и нанесённые войной,

3.:«Я счастлива. Но мне всего милей

4.:«Красный дом твой нарочно миную,

5.:«...Но она уже не ловит

6.Графический диктант (промежуточный срез для всех). Ключ:

1 2 3 4 5 6 7  
,, X X ,, , , , X

(ключ записан на доске).
1.Тополи, покрытые водой, наполняли воздух нежным ароматом.
2.Похожий на чуть разбавленный синькой воду бледный свет заливал восточную часть горизонта.
3.Оказавшимся в плену гор путешественникам была оказана срочная помощь.
4.Шёпот ветвей, ничем не отдаленный, раздавался совеем близко.
5.Из-под ног выходит трава, плотно слежалая с прошлого года.
6.Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшим дубняком и клёном.
7.Обвитое виноградником места было похоже на уютную беседку.
8.Индивидуальное задание. (Сильной III группе.)
Написать этюд. «Удивила ли меня природа сегодня утром?» (Использовать предложение с причастным оборотом). 7.Беседа (вывод).

7. Конструирование предложений с причастным оборотом, упр. 651 (сб.): устно.

8.Редактирование (работа в парах).

I ряд 1-2-е предложение I ряд 3-4 предложение III рад 5е предложением и упр. 656 №6

Какие значения потребовались вам, когда вы исправляли ошибки?

9.Сообщение. «Какую роль играют причастия и причастные обороты в художественных текстах?» 10.Анализ текста (устно); упр. 649(сб.) устно.

«Какую роль играют определения в тексте?»
11.Чтение этюдов (III гр.).
12.«Четвёртый лишний» (карточка №2) (I в. и II в.).
Задание В каком предложении нет причастного оборота?
1. Даже берёзы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме.
2. Окрестность исчезла во мгле желтоватой от лучей солнца.
3. На солнце ярко сверкнули избушки, занесённые снегом.
4. Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оживал».
2-е предложение лишнее! В данном предложении есть обособленное распространенное определение. Знаки препинаний ставим как при причастных оборотах. Они тоже характеризуют предмет.

III. Срез. Карточка №3 (I в.) (творческий диктант)

Задание: Где возможно, вставьте причастные обороты. Запишите получившейся текст, расставляя знаки препинания, делая графическое обоснование.

Помните, каким оживлённым был лес весной и летом? Теперь он стоит перед нами в таинственной тишине. Зеленеют ели. Кругом чернеют берёзы и осины. Кое-где возвышаются старые сосны. От деревьев ложатся длинные тени.
Срез. II в. Этюд ( на выбор)
1. «У засохшего пруда».
2. «Люди, помогите!» (передать содержание от лица уточки кряквы)

IV. Домашнее задание

I гр.: Упр.656 (письменно).
II гр.: Составить текст проверочного диктанта с причастными оборотами.
Всем: упр.653- (наизусть)
Индивидуально: патриотизм (как вы его понимаете?).