ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Обучение деловому письму

Семен
19/2/2007 20:01:12
Автор: Кенденкова Вера Андреевна ,учитель русского языка и литературы МОУ<<КСОШ №6>>

Основными целями данного курса является:

Занятия в рамках данного курса предполагают большую часть времени уделять формированию практических навыков в составлении деловых бумаг. На рассматриваемых занятиях проводятся упражнения следующих видов:

№ п/п Тема занятия Количество часов
1 Особенности официально-делового стиля речи 1
2 Деловое письмо 1
3 Адрес. Составление телеграмм 1
4 Справка. Удостоверение. 1
5 Заявление. 1
6 Объяснительная записка. 1
7 Объявление. Пригласительный билет. 1
8 Расписка. Доверенность. 1
9 Протокол. 1
10 Договор. 1
11 Автобиография. 2
12 План работы. 1
13 Отчет-информация о своих, чьих-то действиях, работе. 1
14 Резюме. 1
15 Поздравление. 1
16 Итоговый урок. 1
Итого   17 часов

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

  1. Особенности официального – делового стиля речи.

Основные признаки официально – делового стиля речи:

Стилевые черты.

Виды работы:

2.Деловое письмо.

Виды работы:

  1. наименование должностного лица и название учреждения, организации, которым адресуется письмо.
  2. содержание просьбы или уведомления
  3. подпись автора письма
  4. дата
  5. адрес отправителя

3.Адрес. Составление телеграмм.

Виды работы:

4.Справка. Удостоверение.

Форма написания справки:

  1. наименование министерства, отдела, учреждения ;
  2. наименование документа;
  3. дата выдачи справки (слева);
  4. номер справки (справа);
  5. место составления документа (слева, под датой);
  6. текст справки (содержание, цель выдачи, срок действия);
  7. подпись лиц, выдававших справку.

Виды работы:

5.Заявление.

Форма заявления:

  1. наименование адресата, к которому обращаются с просьбой ( этот элемент заявления располагается посередине листа);
  2. должность, фамилия, имя (иногда адрес заявителя пишется в родительном падеже без предлога);
  3. наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова заявление ставится точка);
  4. изложение просьбы (пишется с красной строки);
  5. подпись автора заявления (пишется внизу справа).

Виды работы по закреплению материала

Просим отгрузить 1000 м3 древесины Архангельскому комбинату, расположенному на берегах красавицы Двины, пахнущей вековым сосновым бором. 6.Объяснительная записка.

Логическая схема документа.

  1. наименование должностного лица и учреждения, которому направляется записка (пишется в #дательном падеже);
  2. наименование документа;
  3. дата составления;
  4. заголовок документа (о чем?) Б если текст большой по объему;
  5. содержание (текст) записки;
  6. наименование должности, инициалы, фамилия и подпись составителя.

Виды работы учащихся:

Определить стилистическую окраску слов уклоняться, увиливать, отбояриваться, отлынивать, ходатайство, просьба, прошение, поручение, нагрузка, поручать, возлагать, взваливать.

7.Объявление. Пригласительный билет. Форма объявления:

  1. время;
  2. место;
  3. наименование мероприятия (что?).
  4. ответственный за проведение мероприятия (кто).

Виды работы с учащимися:

План оформления пригласительного билета:

  1. обращение (пишется посередине строки, после обращения обычно ставится восклицательный знак);
  2. точное, краткое изложение содержания приглашения;
  3. указание места и времени проведения мероприятия;
  4. наименование учреждения или лиц, ответственных за приглашение.

Виды работы с учащимися:

8.Расписка. Доверенность.

Форма расписки:

Виды работы учащихся.

  1. составление расписки от своего имени на получение на прокат магнитофона «Панасоник» № 79012 в ателье № 3;
  2. составление доверенности на получение стипендии за март.

Доверенность - документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, выдавшего доверенность по форме:

Виды работы с учащимися:

9.Протокол.

В сложных фиксируется весь ход и результаты собраний, заседания. Реквизиты протокола:

Текст протокола состоит из 3 частей:

  1. Слушали
  2. Выступили
  3. Постановили

Виды деятельности учащихся

10. Договор.

Реквизиты договора:

  1. название документа;
  2. дата;
  3. место составления или издания;
  4. заголовок к тексту;
  5. текст;
  6. вводная часть текста(наименование сторон, заключающих договор , должности, фамилии, инициалы);
  7. предмет договора;
  8. изложение порядка рассмотрения споров;
  9. срок действия договора;
  10. юридические адреса сторон, подписи и печати.

Виды деятельности учащихся

11.Автобиография.

Форма деловой автобиографии:

  1. наименование документа
  2. текст автобиографии
  3. подпись составителя
  4. дата написания

Виды работы :

12. План работы.

Форма плана:

  1. утверждающая подпись должностного лица, его инициалы и фамилия (в правом верхнем углу 1 ступени плана;
  2. наименование документа;
  3. наименование учреждения , организации или должности лица, группы лиц , работа которых планируется;
  4. указание периода, на который составляется план;
  5. таблица определенной формы;
№п/п Содержание работы Лица, ответственные за выполнение Отметка о выполнении
  1. подпись должностного лица, ответственного за выполнение плана.

Виды работы учащихся:

13.Отчет- информация о своих, чьих-либо действиях, работе.

Форма отчета:

  1. название документа ;
  2. название учреждения, организации , предприятия или должности ( с указанием фамилии) лица или группы лиц , отчитывающихся о своей работе;
  3. указание периода, за который пишется отчет ;
  4. текст отчета;
  5. подпись лица, ответственного за составление и содержание отчета;
  6. дату составления отчета.

Виды деятельности учащихся:

14.Резюме Составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные

  1. Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные телефоны.
  2. Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет)
  3. Образование (в обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего места учебы) по схеме:

Виды работы учащихся:

15.Поздравление.

Композиция поздравления:

  1. обращение;
  2. поздравление;
  3. пожелание;
  4. прощание;
  5. подпись.

Виды работы с учащимися:

Список использованной литературы

  1. “Секретарское дело” Т.Н Бондырева Москва “Высшая школа” 1998 г.
  2. “Обучение деловому письму на уроках русского языка” К.П Щепина Москва “Просвещение” 1990 г.
  3. “Этикет русского письма” А. Акишина Н. Формановская изд. “Русский язык” 1991 г.
  4. “Стилистика русского языка” М.Н Кожина Москва “Просвещение” 1993 г.
  5. “Русская речь” Е.Н Никитина Москва “Просвещение” 1995 г.