«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВУЮЩЕГО, в СЛОВЕ явленный»: освоение концептов русской культуры»
Семен19/2/2007 18:37:31
Автор: Мишатина Наталья Львовна,РГПу им.Герцена, каф. методики преподавания русского языка и литературы
-
В современном обществе проблема эмоциональной компетентности (открытости человека своим эмоциональным переживаниям) стоит достаточно остро, что объясняется искусственным насаждением культа рационального отношения к жизни, воплощенного в образе некоего эталона – несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В связи с этим уместно будет вспомнить, как К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо «человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает».
-
Осознание и выражение собственных эмоций и чувств не приходит к подростку автоматически. Отсюда боль адаптации к жизни взрослых, постоянное ощущение несбалансированности душевной жизни, неспособность адекватно выразить свои чувства и переживания в слове.
-
Предлагаемый элективный курс направлен на развитие ценностно-эмоциональной культуры учеников. Он будет полезен и интересен учащимся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и учащимся 10 класса в рамках профильного обучения.
-
Цель:формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на основе изучения концептов чувств, составляющих «эмоциональную вселенную» русского языка.
Задачи курса:
-
1)целенаправленное и осознанное формирование у школьников (9-10 классы) целостного представления о внутреннем мире человека чувствующего на основе эмоциональных концептов (стыд, радость, удовольствие, тоска, надежда и т.п.) в процессе взаимодействия речевого и литературного развития учащихся;
-
2)овладение учащимися приемами учебного концептуального анализа слова, цель которого – от расширения знаний о слове (что дает лексический анализ) к расширению знаний о мире (концептуально-обобщенному знанию);
-
3)моделирование словесного портрета концепта (слово на уровне Текста как единицы культуры), включающего в себя словарный (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического) и контекстуально-метафорический (слово в контексте словосочетания) портреты, в процессе решения комплексных лингвокультурологических задач исследовательского и проектного типа;
-
4) совершенствование навыков лингвокультурологического комплексного анализа художественного текста с опорой на значения ключевых концептов русской культуры;
-
5) воспитание читательской культуры растущего человека, позволяющей постигать эстетику слова;
-
6) овладение жанровой моделью эссе как результат обретения системы личностных смыслов, определяющих отношение рефлектирующей творящей личности к миру;
-
7) средствами предмета «русский язык» развивать эмоциональную культуру ученика и помогать его самоутверждению в жизни в соответствии с усвоенной системой эмоционально-нравственных ценностей.
Специфика подхода:
- выстраивание системы смысловых и ценностных контекстов в содержании обучения русскому языку и развитию речи, что исключает необязательность и бессистемность знаний;
- обучение учащихся метафорической стратегии восприятия мира, взгляд на метафору как средство постижения, оценки и представления действительности;
- ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения как важнейшее условие создания мотивации к учению;
- личностно значимая постановка учебной задачи, нацеливающая на постоянную рефлексию над глубинным смыслом гуманитарно значимых понятий;
- дискуссионность многих вопросов и тем, рассматриваемых в курсе, и неоднозначность ответа на эти вопросы как условие формирования у старшеклассников навыков критического мышления;
- использование интерактивных технологий обучения, способствующих ценностно-смысловому взаимодействию со словом.
-
Курс носит теоретико-практический характер. Особое внимание следует обратить на самостоятельную творческую деятельность учащихся исследовательского, проектного и рефлексивного характера. Курс предполагает постоянную работу со словарями (как лингвистическими, так и энциклопедическими специальными и общими) и текстами разных стилей и жанров.
-
В рамках элективного курса школьникам предлагается выполнить учебный проект, в ходе работы над которым они открывают для себя разные способы познания самого себя и мира, развивают способность к свободному выбору, который всегда культурно - и социально обусловлен.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Всего часов |
---|---|---|
1 | Вводный урок. Концептосфера русского языка: «я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (Пушкин) | 2 |
2 | Вводный урок. Концептосфера русского языка: «нельзя объять необъятное» (К.Прутков) | 2 |
3 | Образ души в представлении русского языка и культуры: «с желанием на свет мы рождены» (Крылов). | 2 |
4 | Метафорические портреты чувств: «как сердцу высказать себя?» (Тютчев) | 2 |
5 | Проектирование учебного словаря чувств «Образ человека, в Слове явленный»:осознание актуальности учебного проекта (занятие № 1);коллективное построение концепции словаря и планирование ее реализации(занятие № 2) | 4 |
6 | Образ стыда в представлении русского языка и культуры: «старайтесь сохранить тепло стыда» (Маршак) | 4 |
7 | Благоговение: «высокопарных слов не стоит опасаться» (Б. Окуджава). | 2 |
8 | Образ радости в представлении русского языка и культуры: «радость бытия» | 2 |
9 | Христианский образ радости как «радости сердца»: «что в этих красках светит?» (Бунин) | 2 |
10 | Образ тоски в представлении русского языка и культуры: «как это по-русски» | 4 |
11 | Диалог с поэтическим текстом: «сердце сердцу весть подает» (Даль) | 2 |
12 | Образ любви в представлении русского языка и культуры: «нравственное чудо любви» (Розанов) | 6 |
13 | Образ надежды в представлении русского языка и культуры: «надежды мои золотые» | 2 |
14 | Проектирование учебного словаря чувств «Образ человека, в Слове явленный»:занятие № 3: коллективная разработка сценария презентации готового учебного проекта. | 1 |
37 |
-
Примечание. Распределение часов на изучение той или иной темы может быть скорректировано с учетом интересов и потребностей учителя и учащихся, специфики профильной подготовки в конкретной школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Тема № 1 (вводная). Концептосфера русского языка: «я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» (Пушкин). Современное культурно-философское осмысление языка: «язык – дом духа» и «пространство мысли» (Ю.С. Степанов). Значение и смысл слова: значение –«только камень в здании смысла» (Л.С. Выготский). Неисчерпаемость смысла слова. Понятие о концепте как «основной ячейке культуры в сознании человека» (Ю.С. Степанов). Культура как «совокупность концептов и отношений между ними» (Ю.С. Степанов). Культурный концепт как «свернутый текст». Основные источники моделирования («развертывания») содержания культурных концептов: словари (лингвистические и энциклопедические) и тексты (мифология, фольклор, Библия, русская и зарубежная классика, современная публицистика, философская литература и т.д.). Д.С. Лихачев об отождествлении концептосфер русского языка и русской культуры. Концептосфера русского языка: универсальное, национальное, индивидуальное.
-
Тема № 2 (вводная). Концептосфера русского языка: «нельзя объять необъятное» (К. Прутков). Понятие картины мира в языке. Язык как «источник нашего понимания бытия» (К. Ясперс), хранилище коллективного опыта и культуры народа. Язык и культура как важнейшие составляющие национального мировоззрения (рационального восприятия мира) и мироощущения (иррационального восприятия мира). Идея неразрывной связи родного языка и родной культуры. Ценностная картина мира как базовая составляющая языковой картины мира.
-
Русский язык как язык выражения мысли, чувства и воли русского человека (В.В. Колесов). Классификация абстрактных слов, отражающих опыт познания, переживания и действия в духовном развитии личности. Абстрактные слова как основа «практической философии» (системы смыслов) человека мыслящего, чувствующего и действующего. Ключевые концепты русской культуры, их идеологическая значимость: дух, душа, личность. Представление о строении человека в христианской антропологии (триада: дух – душа – тело). Обыденное (наивно-языковое) представление о строении человека (две оппозиции: дух – плоть и душа – тело). Моделирование ценностной картины мира в языке «Образ человека, в Слове явленный» (в диалоговом взаимодействии с учителем). Образ человека в поэтической картине мира Б. Пастернака («Во всем мне хочется дойти до самой сути…»).
-
Диалог культур как диалог внутри национальной картины мира, так и диалог национальных картин мира (культурная оппозиция: мы-другие). Концепт - ключ к пониманию национального во всечеловеческом и всечеловеческого в индивидуальных формах национального.
-
Тема № 3. Образ души в представлении русского языка и культуры: «с желанием на свет мы рождены…» (И.А. Крылов). Общее представление о богатстве эмоциональной вселенной русского языка. Концепты имен эмоций в ценностно-языковой картине мира: эмоции, чувства, страсти. Древнеславянское происхождение слова «душа». Душа (или сердце) как локализатор для «страстей человеческих». Мощный текстообразующий потенциал концепта «душа». Выделение универсальных и культурно-специфических компонентов концепта «душа» как бесценный ключ к пониманию культур. «Человек чувствующий» в поиске адекватного выражения себя в слове. Взаимосвязь культуры чувств, культуры души, культуры языка.
-
Тема № 4. Метафорические портреты эмоций: «как сердцу высказать себя?..» (Ф.Тютчев). Метафорический портрет как ключ к лексике «невидимого мира» (внутреннего мира) человека. Метафора как средство языка и свойство поэтического сознания. Световая метафоризация положительных эмоций в языке как светлых и отрицательных - как темных (светиться от радости – потемнеть от злобы). Традиционные эпитеты и сравнения, относящиеся к депрессивным (представленным в языке словами-концептами «горе», «тоска», «печаль», «скука»), тревожным (соответственно – «страх», «ужас», «тревога», «испуг») и положительным (соответственно – «радость», «любовь» и др.) чувствам. Знакомство с моделями построения метафор чувств. Анализ и конструирование метафор чувств (общеязыковых и индивидуально-авторских). Художественный текст как образец метафорического портрета слова (А. Ахматова. «Любовь»).
-
Тема № 5. Проектирование учебного словаря чувств «Образ человека, в Слове явленный»: осознание актуальности учебного проекта (занятие № 1); коллективное построение концепции словаря и планирование ее реализации (занятие № 2).Участие в мозговом штурме: выдвижение идей и их обоснование. Отбор учениками личностно значимых для них эмоциональных концептов. Определение количества словарных статей. Обсуждение творческого названия проекта. Конкретизация основных направлений исследования (с включением возможных источников информации). Коллективное обсуждение содержания и структуры словарной статьи: 1) заголовок – название конкретного чувства; 2-3) его определение по толковым и энциклопедическим словарям; 4) установление «внутренней формы» слова по этимологическим словарям; 5) составление синонимического и антонимического рядов; 6) составление словообразовательной цепочки; 7) фразеологизмы, выражающие данное чувство; 8) ключевые (общеязыковые) и индивидуально-авторские метафоры и сравнения; 9) метафорические портреты данного чувства в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки и т.д.) и художественном тексте; 10) метафорические портреты данного чувства в речи современных школьников (авторов словаря); 11) материалы свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди учащихся 9-11 классов родной школы юными составителями словаря (методика проведения: на слово-стимул надо ответить первым пришедшим в голову словом; слова-стимулы - это абстрактные существительные, обозначающие чувства, представленные в данном словаре).
-
Тема № 6. Образ стыда в представлении русского языка и культуры: «старайтесь сохранить тепло стыда» (С.Я. Маршак). Стыд как одна из исходных нравственных основ жизни человека: человек – «животное стыдящееся» (Вл. Соловьев). Библейская версия стыда как последствия грехопадения (оппозиции верх-низ, дух-плоть): стыд, страх, унижение. «Культурная память» слова: стыд, стужа, студеный, стынуть. Социальная версия чувства: ситуация стыда с его участниками («Я» - «Другой») в рамках конкретного социума. Расширение границ стыда цивилизацией: стыд и достоинство. Откуда появились слова тусовка и тусоваться. Определение вариативности «состава» чувства стыда: страх, унижение, робость, неловкость, смущение, застенчивость, раскаяние. «Горячие» и «холодные» метафоры стыда. Четкое разграничение этических понятий в русском языке: стыд - позор – срам, совесть – честь – репутация. «Ситуации стыда» в языке и жизни. Устный анализ литературных «ситуаций стыда» (А.С. Пушкин: «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»; Ф.М. Достоевский: «Бедные люди»; Л.Н. Толстой. «Отрочество» и др.). «Портрет застенчивости» в языке, литературе (Н.А. Некрасов. «Застенчивость») и жизни.
-
Тема № 7. Благоговение: «высокопарных слов не стоит опасаться» (Б. Окуджава).Вл. Соловьев об исходных нравственных основах жизни человека: стыд (отношение к себе), жалость (отношение к другому), благоговение (отношение к Абсолюту). Поэтический текст как литературная установка на изучение концепта «благоговение» (А.А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…») Взаимосвязь языковых средств всех уровней поэтического текста: фонетического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического. Лексическая разработка концепта «благоговение» как единицы языка и текста. «Культурная память» слова «благоговение».
-
Тема № 8. Образ радости в представлении русского языка и культуры: «радость бытия» (И.Бунин). «Язык» радости (непреходящее «я знаю/понимаю, что это хорошо») и удовольствия (сиюминутное «я ощущаю, что мне хорошо»). Поэтический язычески-персонифицированный образ Радости как один из источников жизни и вдохновения. Связь радости со светом и теплом (светлая радость, теплая волна радости). Метафорические образы радости в русском языке. Олицетворение как средство создания художественного образа радости (рождается, растет, просыпается и др.). Поэтический текст А.С. Пушкина «Вакхическая песня» как средство моделирования ценностной картины мира (фрагмент «Радость»). Радость деяния и созерцания.
-
Тема № 9. Христианский образ Радости как «радости сердца» (духа): «что в этих красках светит?..» (И.Бунин). Вл. Даль о «сродстве радуги с радостью». Образ Радости, воплощающий христианскую идею (радостная весть о спасении человечества). Связь образа Радости в русской культуре с именем Богоматери. Спутники радости в русской картине мира: покой (`состояние душевной гармонии`), утешение и благодать; вера, надежда, любовь, а также истина, добро и красота. Образ радости как соборного чувства. Выделение ключевых слов текста как основа моделирования художественного концепта «Радость» (И.А. Бунин. Рассказ «Эпитафия»).
-
Тема № 10. Образ тоски в представлении русского языка и культуры: “как это по-русски!” Установление разновидностей ситуаций-причин, вызывающих отрицательные эмоции, и способов преодоления депрессивных состояний (представленных в языке словами-концептами “горе”, “печаль”, “тоска”, “скука”). Установление внутренней формы (“зародыша смысла”) слова тоски. Метафорические образы тоски в языке и художественном тексте. Н.А. Бердяев о различиях между страхом, тоской и скукой. Тематический ряд страх – тоска – грех – искупление в Новом Завете. Универсальные и культурно-специфические компоненты концепта “тоска”. Русская тоска как ключ к национальному характеру (А.П. Чехов. Тоска). В.О. Ключевский о мировой скорби и личной грусти как синонимах в языке и антитезах в психологии. Ностальгия как “болезнь души, обращенной на восток” (Н.А. Тэффи “Ностальгия”).
-
Тема № 11. Диалог с поэтическим текстом: «сердце сердцу весть подает» (В. Даль). Поэтический текст как явление языка и культуры. Многозначность поэтического текста. Чтение как сотворчество, как гармонический диалог автора и читателя. Понятие индивидуально-авторской поэтической картины мира. Слово и контекст. «Приращение смысла» в условиях нового контекста. Выявление ассоциативно-смысловых связей слов в тексте. Использование смыслового контраста как художественного приема.
-
Тема № 12. Образ любви в представлении русского языка и культуры: “нравственное чудо любви” (В. Розанов). Четыре слагаемых любви: желание, вдохновение, нежность, жалость (М.Эпштейн). Христианское понимание любви: `привязанность в дружбе`, `страсть в наслаждении`, `любовь к ближнему`. Вл. Соловьев о трех типах любви: нисходящая (больше дает, чем берет, - материнская); восходящая (больше получает, чем дает, - дети к матери); уравновешивающая (равно и дает и получает – супруги). Любовь чувственная, альтруистическая (к ближнему) и благоговейная (к Высшему). Неразработанность культурных моделей любовного переживания в русской культуре. Духовное осмысление природы поцелуя в русском Эросе (К. Бальмонт. «Псалом поцелуя»). Концепт “любовь” как символ единения, близости и дружеской симпатии.
-
Взгляд на родной язык как “набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для группы индивидов” (В.В. Колесов). Национально-культурная специфика русской любви: любовь как отношение, а не связь (В.В. Колесов). Народные этические представления (любовь - блуд, любить - прелюбодействовать) и агрессивное тиражирование кальки англо-американского фразеологизма to make love to… как заниматься любовью. Любить и жалеть (одновременно и ужалить и желать).
-
Тема № 13. Образ надежды в представлении русского языка и культуры: “надежды мои золотые”. Надежда и русский авось. Аллегорический и метафорический портреты надежды. “Мелкие” слова (выражение Л.В. Щербы) как выразители жизненной позиции русского человека. Русский авось как отражение беспечности и отказ от принятия мер предосторожности.
-
Тема № 14. Презентация результатов учебного проекта: создание учебного словаря чувств «Образ человека, в Слове явленный». Подготовка к презентации: работа в команде по творческому оформлению материала и выработке критериев оценки собственной работы. Обсуждение плана публичного представления проекта (с использованием мультимедийных средств): художественное представление чувства (аллегория, инсценировка, киносценарий и т.п.); обоснование актуальности выбора данного эмоционального концепта группой; озвучивание одного из метафорических портретов чувств, написанных членом данной группы (коллективный выбор); осмысление результатов проведенного ассоциативного эксперимента и социологических опросов (диаграммы - на экране); обращение к экспертной комиссии и передача ей творчески оформленного проекта. Презентация интеллектуального продукта (нового учебного словаря). Оценка долгосрочного проекта. Рефлексия опыта деятельности.
-
В процессе работы над концептами важно, чтобы шло постоянное «воспитание мысли» (А.И. Герцен), помогающее ученикам доходить «до основанья, до корней, до сердцевины», развивать способность к самостоятельному взгляду на мир штампованных фраз и избитых истин, понимать, что есть вопросы «открытые» - на которые может быть дано больше одного ответа. Приведем примеры таких вопросов.
Вопросы для дискуссий
- Русская любовь: отношение или связь? Первая любовь – это эгоизм самоутверждения или это жертвенность, служение, посвящение? Какая книга олицетворяет для вас первую любовь?
- Русская тоска: ключ к национальному характеру?
- Почему сегодня так заметно «побледнел» стыд? Подменена ли в современном обществе репутация характеристикой? Совместимы ли со свободой стыд и запрет?
- Почему только в русском языке зависть бывает белой? Можно ли направить зависть в позитивное русло?
- Русская обида: задетое чувство или задетая честь?
- Почему надежда оставляет человека последней? И почему в ящике Пандоры среди прочих бедствий таилась и надежда? Можно ли оценивать это состояние человеческой души только положительно, или оно таит в себе и другие стороны? Как вы оцениваете смысл двух русских пословиц: «береженого Бог бережет» и «на Бога надейся, а сам не плошай»? Почему все тот же Фауст сказал: «Я шлю проклятие надежде»? Какие два вывода позволяет сделать метафора «надежда – спасательный круг»? Каким вам видится символ Надежды третьего тысячелетия?
- Древние говорили: «каков человек, таков и мир». В «точке распятия» или в «точке гармонии» находится человек в современном мире?
-
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
- творческие работы и задания учащихся (создание эмоционально-ситуативных или этимологических этюдов, метафорических и аллегорических портретов чувств, эссе на основе концептов русской культуры и др.);
- групповое выполнение проектного задания (создания «Словаря чувств»)
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:
- Мишатина Н.Л. «Как сердцу высказать себя?..» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. Книга для учителя. – СПб.: Изд-во «Милена» - 2002 (тираж 500 экз.) и 2005 (тираж 200 экз.)– 260 стр.
- Мишатина Н.Л. «Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Сага» - «Наука» - 2004, тираж 500 экз.– 256 стр.
- Мишатина Н.Л. «Образ человека, в Слове явленный: освоение концептов русской культуры». Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие.– СПб.: Изд-во «Сага» - 2005, тираж 500 экз.– 166 стр.
- Мишатина Н.Л., Бутолина Т.М. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: элективный курс «Образ человека чувствующего, в Слове явленный: освоение концептов русской культуры». Для предпрофильной и профильной школы. (Серия «Образ человека, в Слове явленный…»). – СПб.: Изд-во «Сага» - 2005, тираж 700 экз.– 144 стр.
- Мишатина Н.Л. Диалог с Обидой и Честью на уроках словесности. // Журнал «Русская словесность». 2005. - № 2. – С. 66 – 73.
- Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника.// Журнал «Русский язык в школе». - 2006. - № 3. – С. 23 – 27.
- Мишатина Н.Л. Достоевский и Чехов: диалог с Совестью и Стыдом (по «лестнице контекстов»).//Журнал «Русская словесность». – 2006. - № 7. – С. 59 – 67.