ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВУЮЩЕГО, в СЛОВЕ явленный»: освоение концептов русской культуры»

Семен
19/2/2007 18:37:31
Автор: Мишатина Наталья Львовна,РГПу им.Герцена, каф. методики преподавания русского языка и литературы

Задачи курса:

Специфика подхода:

  1. выстраивание системы смысловых и ценностных контекстов в содержании обучения русскому языку и развитию речи, что исключает необязательность и бессистемность знаний;
  2. обучение учащихся метафорической стратегии восприятия мира, взгляд на метафору как средство постижения, оценки и представления действительности;
  3. ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения как важнейшее условие создания мотивации к учению;
  4. личностно значимая постановка учебной задачи, нацеливающая на постоянную рефлексию над глубинным смыслом гуманитарно значимых понятий;
  5. дискуссионность многих вопросов и тем, рассматриваемых в курсе, и неоднозначность ответа на эти вопросы как условие формирования у старшеклассников навыков критического мышления;
  6. использование интерактивных технологий обучения, способствующих ценностно-смысловому взаимодействию со словом.
Название темы Всего часов
1 Вводный урок. Концептосфера русского языка: «я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (Пушкин) 2
2 Вводный урок. Концептосфера русского языка: «нельзя объять необъятное» (К.Прутков) 2
3 Образ души в представлении русского языка и культуры: «с желанием на свет мы рождены» (Крылов). 2
4 Метафорические портреты чувств: «как сердцу высказать себя?» (Тютчев) 2
5 Проектирование учебного словаря чувств «Образ человека, в Слове явленный»:осознание актуальности учебного проекта (занятие № 1);коллективное построение концепции словаря и планирование ее реализации(занятие № 2) 4
6 Образ стыда в представлении русского языка и культуры: «старайтесь сохранить тепло стыда» (Маршак) 4
7 Благоговение: «высокопарных слов не стоит опасаться» (Б. Окуджава). 2
8 Образ радости в представлении русского языка и культуры: «радость бытия» 2
9 Христианский образ радости как «радости сердца»: «что в этих красках светит?» (Бунин) 2
10 Образ тоски в представлении русского языка и культуры: «как это по-русски» 4
11 Диалог с поэтическим текстом: «сердце сердцу весть подает» (Даль) 2
12 Образ любви в представлении русского языка и культуры: «нравственное чудо любви» (Розанов) 6
13 Образ надежды в представлении русского языка и культуры: «надежды мои золотые» 2
14 Проектирование учебного словаря чувств «Образ человека, в Слове явленный»:занятие № 3: коллективная разработка сценария презентации готового учебного проекта. 1
    37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вопросы для дискуссий

  1. Русская любовь: отношение или связь? Первая любовь – это эгоизм самоутверждения или это жертвенность, служение, посвящение? Какая книга олицетворяет для вас первую любовь?
  2. Русская тоска: ключ к национальному характеру?
  3. Почему сегодня так заметно «побледнел» стыд? Подменена ли в современном обществе репутация характеристикой? Совместимы ли со свободой стыд и запрет?
  4. Почему только в русском языке зависть бывает белой? Можно ли направить зависть в позитивное русло?
  5. Русская обида: задетое чувство или задетая честь?
  6. Почему надежда оставляет человека последней? И почему в ящике Пандоры среди прочих бедствий таилась и надежда? Можно ли оценивать это состояние человеческой души только положительно, или оно таит в себе и другие стороны? Как вы оцениваете смысл двух русских пословиц: «береженого Бог бережет» и «на Бога надейся, а сам не плошай»? Почему все тот же Фауст сказал: «Я шлю проклятие надежде»? Какие два вывода позволяет сделать метафора «надежда – спасательный круг»? Каким вам видится символ Надежды третьего тысячелетия?
  7. Древние говорили: «каков человек, таков и мир». В «точке распятия» или в «точке гармонии» находится человек в современном мире?
  1. творческие работы и задания учащихся (создание эмоционально-ситуативных или этимологических этюдов, метафорических и аллегорических портретов чувств, эссе на основе концептов русской культуры и др.);
  2. групповое выполнение проектного задания (создания «Словаря чувств»)
  1. Мишатина Н.Л. «Как сердцу высказать себя?..» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. Книга для учителя. – СПб.: Изд-во «Милена» - 2002 (тираж 500 экз.) и 2005 (тираж 200 экз.)– 260 стр.
  2. Мишатина Н.Л. «Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Сага» - «Наука» - 2004, тираж 500 экз.– 256 стр.
  3. Мишатина Н.Л. «Образ человека, в Слове явленный: освоение концептов русской культуры». Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие.– СПб.: Изд-во «Сага» - 2005, тираж 500 экз.– 166 стр.
  4. Мишатина Н.Л., Бутолина Т.М. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: элективный курс «Образ человека чувствующего, в Слове явленный: освоение концептов русской культуры». Для предпрофильной и профильной школы. (Серия «Образ человека, в Слове явленный…»). – СПб.: Изд-во «Сага» - 2005, тираж 700 экз.– 144 стр.
  5. Мишатина Н.Л. Диалог с Обидой и Честью на уроках словесности. // Журнал «Русская словесность». 2005. - № 2. – С. 66 – 73.
  6. Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника.// Журнал «Русский язык в школе». - 2006. - № 3. – С. 23 – 27.
  7. Мишатина Н.Л. Достоевский и Чехов: диалог с Совестью и Стыдом (по «лестнице контекстов»).//Журнал «Русская словесность». – 2006. - № 7. – С. 59 – 67.