ХОР

Добавь свой голос

МУЗЫКА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел

Использование современных образовательных технологий в работе учителя музыки

Столова Надежда Петровна
21/1/2008 16:40:23
Автор: Столова Надежда Петровна

В пояснительной записке к программе « Музыка » Д.Б. Кабалевский писал: «Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения любого школьного предмета. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хоть каких бы то ни было результатов».

Каждый метод обусловлен целевыми установками и принципами, характерными для школы того или иного времени, той или иной программы. С появлением концепции и программы Д.Б. Кабалевского появилась новая методология музыкального воспитания, главной идеей которой является преподавание музыки как живого образного искусства. «Нет живой программы,- пишет Д.Б. Кабалевский, без соответствующей ей методики, нет методики если она не соотносится с данной конкретной программой. Программа и методика в их диалектической, взаимодействующей и постоянно развивающейся связи образуют единую педагогическую концепцию. Эта связь не единственное, но обязательное условие успешного ведения занятий по любому школьному предмету». С появлением концепции Д.Б. Кабалевского появились следующие методы, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни:

1. Метод тождества и контраста (по Б.В. Асафьеву)
Метод сходства и различия (по Д.Б. Кабалевскому)
2. Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский)
3. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному на более высоком уровне или метод перспективы и ретроспективы. (Д.Б.Кабалевский; Э.Б.Абдуллин)
4. Метод создания композиций (Д.Б.Кабалевский; Л.В.Горюнова)
5. Метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин)
6. Метод эмоциональной драматургии. ( Д.Б.Кабалевский; Л.М.Предтеченская; Э.Б.Абдуллин)
7. Метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова)

Профессор, доктор педнаук, директор Института художественного образования РАО Л.В.Школяр пишет: «Созданная Д.Б.Кабалевским в годы авторитарной школы программа по музыке, уже тогда несла в себе большой демократический заряд. Время вправе внести необходимые поправки в музыкальный репертуар программы, но ее духовную ценность, мудрость, глубину и основательность необходимо сохранять и развивать». Чувствуя фундаментальность концепции Д.Б.Кабалевского, почти все авторы, занимающиеся учебниками по музыке, разрабатывают их на основе его тематизма, методов и приемов. Идеи Д.Б.Кабалевского продолжают развиваться, что выражается в новых технологиях и методах:

Эти технологии отвечают целям и задачам проблемного и развивающего музыкального образования, они направлены на повышение активного, деятельного освоения произведений искусства, т.к. каждый ребенок ставится в позицию Творца , Композитора , Поэта , Художника , другими словами в позицию исследователя. Потому-то и необходимо смоделировать творческий процесс так, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел бы себя с позиций другого человека, говоря научно, исследовал бы свои ценностные ориентации в этом мире: что для него имеет наибольшее значение, что может стать таким же значимым для всех людей. Необходимо, чтобы дети поняли смысл своей деятельности.

Зарисовки с уроков. (метод моделирования художественно – творческого процесса) (метод «сочинение сочиненного»)

На уроках музыки часто метод моделирования плавно перетекает в метод «сочинение сочиненного».

1. В восьмом классе школы №7 г. Сосновый Бор, на уроке посвященном «Лунной сонате» Бетховена, зная ее первую часть, ученики моделируют вторую и третью части, исходя из представления о том, каким человеком был композитор. Остановится ли он на той безысходности от несчастной любви, которая выражается музыкой первой части сонаты? Решили, что после чувства безысходности от неразделенной любви, человеку надо хоть какую-то отдушину…. Смоделировали, что во второй части сонаты должны быть светлые воспоминания о возлюбленной. А, зная каким мужественным и сильным был Бетховен, решили что в третьей части он будет бороться и преодолевать те страдания и ту боль, что принесла ему Любовь.

2. В школе – лицее №8 г. Тихвина, узнав от учительницы содержание «Эгмонта» Гете, дети с воодушевлением моделировали вначале образы, а затем, зная жизненное кредо Бетховена, моделировали драматургию данного произведения. В конце урока сделали вывод: «Счастье через страдание»; «Смерть через бессмертие».

3. В Дружногорской школе Гатчинского района дети с огромным увлечением моделировали произведение « Ромео и Джульетта » Шекспира – Чайковского. Встав в позицию Творца, ученики вначале выбрали форму произведения, используя знания музыкальной драматургии. Затем смоделировали образы – характеры действующих лиц, и каждый ученик должен был самостоятельно расположить эти образы по законам сонатной формы, которую дети выбрали для раскрытия содержания данного произведения. Дети слушают классическую музыку, пропуская ее через свое сердце и сравнивают свое видение данного произведения с тем, что создал автор.

4. В Войсковицкой СОШ Гатчинского района дети сочиняли и моделировали «Рассвет на Москва – реке» М.П.Мусоргского ( вступление к опере «Хованщина»).Дети «сочиняли» и импровизировали мелодии, которые, по их мнению, выражали рассвет. Пришли к мнению, что Мусоргский обязательно напишет мелодию в русском духе и стиле, и что музыка будет развиваться в вариационной форме.Выбрали средства музыкальной выразительности (темп, лад, жанр, динамику). Дети изображали на фортепиано звон колоколов, крик петухов, другие изобразительные моменты, т.к. решили, что композитор обязательно в содержание музыки введет изобразительные моменты.

5. В школе №4 г. Тосно моделировали финал оперы Верди «Риголетто». Через музыку ученики познакомились с характерами главных героев: Герцога, Риголетто, Джильды. Восьмиклассники поняли почему композитор для характеристики образа Герцога сочиняет не арию, как это бывает всегда в операх, а песенку. Образ Риголетто – отражение диалектики жизни, т.к. он злой горбун, издевающийся над людьми и в то же время любящий и нежный отец. В чем же музыкальная драматургия оперы и как столкнутся главные герои на своей жизненной дороге? Каждый ученик смоделировал свое понимание данной жизненной ситуации, поэтому слушали финал оперы, затаив дыхание. Результатом урока явилось желание детей посмотреть эту оперу в оперном театре.

6. В СОШ №8 г. Кириши в седьмом классе урок был посвящен сказочным образам композитора А.К.Лядова. Дети моделировали и «сочиняли» свое видение образов Кикиморы и Бабы Яги. Школьники выбирали темп, инструменты по тембру, характер, форму произведений.

7. На конкурсе «Учитель года 2006» учительница музыки вместе с детьми шестого класса по теме «В чем сила музыки, в чем сила искусства?» смоделировала вокальные вариации по «Романсу» Г.В.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Во-первых, дети выбрали для выражения чувства любви именно «Романс», а не пошлую песенку. Во-вторых, дети продумали исполнительское и динамическое развитие и вот что получилось:

Тема
1 вариация - Размышление (закрытым ртом)
2 вариация - Любовь одного человека (солист на звук «А» и хор закрытым ртом)
3 вариация - Воспеть великое чувство любви (весь хор на звук «А») (кульминация)
С большим вдохновением дети исполнили «Романс» Г.В.Свиридова.

8. В другом регионе на конкурсе «Учитель года 2006» дети четвертого класса «сочиняли», творили песню о России. Придумывали название, мелодию, думали о чувствах, которые надо вложить в смысл песни. Сравнивали свои «сочинения» с тем, как песню про Россию написал русский народ. Затем разучили русскую народную песню «Ты Россия, матушка Россия» и исполнили ее под зрительный ряд слайдов с русской природой, которые помогли прочувствовать красоту нашей России.

9. В Сертоловской СОШ № 1по теме «Воздействие музыки на людей» учительница завела философский разговор с детьми о смысле жизни. Может ли человек преодолеть жизненные несчастья, трудности или нет? Как же можно через музыку пережить эти несчастья и трудности? Дети выходят к фортепиано, «сочиняют» и комментируют свой выбор той или иной интонации, того или иного характера, тембра, динамики….

Так же выходили и «сочиняли» интонации преодоления и ученики Кобринской СОШ Гатчинского района. Одна шестиклассница не сразу, а постепенно пробуя и сочиняя точно вышла на интонацию Бетховена «Так судьба стучится в дверь»….Конечно, ученики слушали 1-ую часть 5-ой симфонии Бетховена с большим интересом, так как сами прежде пробовали сочинить музыку преодоления, музыку борьбы с судьбой.

Учителя музыки используют методы и приемы педтехнологий критического мышления; проектную деятельность, учитывая при этом специфику уроков музыки. Вот, например, несколько синквейнов, сочиненных учениками 5-го класса Приладожской СОШ Кировского района.

Тема: «Можем ли мы услышать живопись?»
Материал: Картина Б. Кустодиева «Масленица»
И. Стравинский «Потешные сцены» из балета «Петрушка»

• Масленица
Веселая, торжественная
Зазывает, веселит, впечатляет
В душу солнце заливает
Праздник

• Масленица
Шумная, яркая
Идет, кричит, закликает
Весну зазывает
Радость жизни

• Масленица
Яркая, светлая
Шумит, радует, забавляет
Надежду в душу вселяет
Вкусная

Материал: картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»
Франц Шуберт «Аве, Мария»

• Мадонна
Возвышенная, прекрасная
Заботится, жертвует, страдает
Отдает своего сына в жертву
Богиня

• Мадонна
Печальная, душевная
Грустит, плачет, страдает
Людям в душу веру вселяет
Источник материнства

• Мария
Романтичная, раздумывающая
Осмысливает, мечтает, вдохновляет
Возвышенность материнства отражает
Источник жизни

В Тосненской гимназии № 2 по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» на уроке в пятом классе звучала музыка Вивальди и разучивалась песня «Вивальди» (сл. и муз. Ю.Верижникова).

Вот как дети написали синквейны под впечатлением музыки.

• Вивальди!
Волшебный,современный
Любит играть,музицировать
Ты-свет в музыке
Талант!

• Вивальди!
Трепетный,проникновенный
Пишет,играет,звучит
Твои концерты просто чудо!
Скрипач!

Песня «Вивальди»

• Песня…..
Душевная, красивая
Звучит, чарует,тревожит
Она о нем,о гении,о скрипаче!
Жизнь!

Активно внедряются учителями музыки и компьютерные музыкальные технологии. Используя эти технологии, учителя умеют набирать и редактировать нотный текст, делать аранжировки музыкальных произведений, «караоке», запись звука, пользоваться музыкальными интернет-ресурсами. Применяются эти технологии на уроках, во внеклассной деятельности, в профильном обучении.

Беспроблемное, упрощенное преподавание искусства не позволяет ребенку развиваться как личности, поэтому очень важны все те подходы, принципы, технологии, методы, которые появились и продолжают появляться в музыкальном воспитании.

Литература:

  1. Программа по музыке (1-8 классы) под ред. Д. Б. Кабалевского «Просвещение» 2004г. Москва
  2. «Теория и методика музыкального образования детей» под ред. Л.В. Школяр «Флинта наука» 1999г. Москва
  3. «Музыкальное образование в школе» под ред. Л. В. Школяр «Академия» 2001г. Москва
  4. «Развитие критического мышления на уроке» С. И. Заир-Бек; И. В. Муштавинская «Просвещение» 2004г. Москва