ХОР

Добавь свой голос

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Технологии интерактивного обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка.

Елена
4/4/2018 01:36:55
Автор: Сопова Елена Александровна

учитель английского языка ГБОУ СОШ №127 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Сопова Елена Александровна

Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, ровно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Именно поэтому мое выступление не призвано доказывать актуальность интерактивного обучения на основе теоретического материала, а носит сугубо практический характер, мне хочется поделиться накопившимся опытом с вами, в надежде, что кому-то сегодня он окажется полезен.

И все же без небольшой вступительной части, предваряющей мой рассказ, нам не обойтись, поэтому несколько общих слов. В короткой теоретической части своего выступлении я использовала материалы из научных трудов Михаила Юрьевича Курбатова , Даниила Борисовича Эльконина, а такжы наработки современных педагогов и интернет ресурсы по заявленной теме.

Итак, в педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) 2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

 Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. 

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

Теперь поговорим непосредственно о технологиях интерактивного обучения. На самом деле их существует огромное количество, ведь под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Т.о. интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

В этом вам поможет знание этапов структуры процесса обучения с применением технологий интерактивного обучения ТИО.

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.

3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Итак, позвольте предложить вашему вниманию несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в пятом и в одиннадцатом классе.

Например, технология работы в парах или тройках, как постоянных, так и ротационных (сменных). Ни для кого не секрет, что такая технология позволяет успешно отрабатывать многие аспекты при обучении иностранному языку.

Групповая работа тоже не нова и хорошо всем известна. Зачастую, на своих уроках я использую ротационные малые группы. Например, в рамках темы пятого класса «Страноведение. Великобритания», уже не первый год я практикую работу по следующей схеме: 1 этап – опережающее задание, сбор информации по определенному плану об одной из четырех частей Соединенного королевства. (идеально работать с кратным четырем количеством обучающихся, у меня было 12) Выбор части происходит путем жеребьевки. 2 этап – работа в малых группах Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Англия. Ребята делятся найденной информацией, систематизируют ее. 3 этап – работа в малых группах Соединенное королевство. Каждый учащийся доносит до всего коллектива группы информацию о своей части. 4 этап – сравниваем заполненные таблицы, дополняем материал, обмениваемся мнениями, готовим мини рассказы о соединенном королевстве.

Технология «Карусель». Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему эмоции, черты характера стараюсь предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: вы оптимист, на все реагируете с улыбкой или вы очень болтливый человек, склонный к панибратству.

Иногда использую и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение, можно использовать групповую работу.

Следующая технология « Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Обожаю использовать в рамках тем «хобби, семья, одежда, дом» параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: узнай, Сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое? или Кто сегодня одет в розовую футболку? У кого дома письменный стол стоит у окна? Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

При использовании технологии «Дерево решений», класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя или исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать и обсуждая плюсы (одна группа) минусы (втора группа) какого-то вопроса.

Иногда на обобщающих уроках я использую прием, известный в психологии, как «Свеча». По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. В старших классах свеча добавляет доверительность разговору, душевность и откровенность. С ребятами младшего возраста использую подобную технологию под названием «живой мяч» или «Teddy bear». Передается плюшевый мишка, например, при отработке комплиментарных структур, при составлении описательных рассказов или например при отработке темы About myself.

Не нуждающаяся в представлении и очень любимая мной технология «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на уроках. Он прекрасно стимулирует творческую активность. Напомню, участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1 – 5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).

Технология «Незаконченное предложение». Обучающемуся предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

Подобная технология «Групповой рассказ» буквально вчера использовалась мной при отработке Past Simple и Past Continuous. Каждый учащийся добавлял одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передавался дальше по кругу. Рассказы получились неожиданными и смешными.

Перечень используемых и вполне пригодных к использованию технологий можно продолжать до бесконечности, это и горячо любимые нами дебаты, дискуссии, семинары, и, конечно, игры.

К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала. Однако в драматизации присутствуют лишь некоторые возможности ролевой игры. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Остановимся ненадолго на ее функциях: Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.

Структура ролевой игры соответствует представленной выше модели, объединяющей все интерактивные технологии, но в ее структуре выделяются три компонента: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия органически связаны с ролью и включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения ее и подведения итогов. Это особенно характерно для периода подготовки ролевой игры. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 минут) различают «малую игру» и «большую игру». Малая ролевая игры реализуется на одном занятии по иностранному языку и зачастую является основой для проведения большой ролевой игры.

Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д.

Например, в рамках изучения темы закон и порядок(10 – 11 классы) мы всегда разыгрываем судебное заседание, а изучение темы искусство плавно перетекает в заочную экскурсию по одному из знаменитых музеев нашей страны.

Изучение темы путешествие переросло в презентации туристических компаний, рекламирующий свой вид отдыха. Группа учащихся, представляла независимых экспертов, решающих в ходе обсуждения, какой рекламный проект представлен наиболее ярко, выигрышно и правильно.

В рамках изучения темы деньги мы традиционно проводим круглый стол с целью «найти себе спонсора». Группа спонсоров выслушивает доводы нуждающихся в материальной поддержке кандидатов (роли распределены заранее: студент, нуждающийся в стипендии, иммигрант, ищущий средства для изучения языка, мать-одиночка мечтает улучшить быт ребенка и т.д.), задает вопросы, создает ситуацию соперничества и распоряжается материальными средствами. Задача каждого участника доказать, что именно он достоин гранта.

Заключение

Я предложила вашему вниманию всего лишь несколько проектов в рамках использования ролевых игр при изучении иностранного языка. Надеюсь, вас заинтересовали интерактивные технологии, и они станут неотъемлемой частью ваших уроков.

Ведь недаром современное информационное общество предъявляет новые требования к образованности специалиста. Новые ценности образования зафиксированы в известных задачах: научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться ответственности. Эти задачи вполне решаемы интерактивными методами, вот почему они и рассматриваются в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях как методы 21 века. Ну а мне хочется еще раз подтвердить, что эти методы позволяют не только успешно решать задачи подготовки педагога современной школы, но и значительно интенсифицируют этот процесс и становятся условием повышения качества обучения.

 

Список использованных источников

1. Вайсен Р., Оли Дж., Эванс В., Ли Дж., Спрунгер Б., Пеллаукс Д. Обучение жизненным навыкам в школах. - М. Вита-Пресс, 1996. - 66 с. 2. Воронкова Л.В. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно–ролевые игры. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 3. Е. Кашина – «Ролевые и лингвистические игры» (Самара, 1992) 4. Игры – обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 2004. -382 с. 5. Инновационные процессы в школе: организация и управление. - Владимир, 1995. - 69 с. 6. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — № 4, 1989. — С. 14-16. 7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. – 192 с. 8. Кулапов М.Н. Практикум: ролевые и деловые игры. – М.: Экзамен, 2003.–126 с. 9. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, №3, 2006 г. 10. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1988. — 169 с. 11. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке. Иностранные языки в школе, № 3, 1987г. 12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Роспедагенство, 1996. - 268 с. 13. Рабинович Ф.М. И др. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению // ИЯШ. 1983. № 6. – С. 68 – 74. 14. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. 268C 15. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.