Программа элективного курса для учащихся 9 классов «УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ВЫБИРАТЬ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Семен4/3/2007 21:19:58
Автор: Королева Е.А., Веденичева С.С., Стаховский И.В.
Программа курса по выбору «Тайны продуктов питания», объемом 14 часов, предназначена для учащихся 9 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс имеет практическую направленность. От того, как питается человек, зависит его здоровье, работоспособность, внешний вид и просто хорошее настроение. При этом, важно не только какое количество пищи мы съедаем, огромное значение имеет качество блюд на нашем столе. При современном изобилии на прилавках магазинов нужно уметь правильно выбрать продукты питания, отличить от подделки, обезопасить себя от употребления вредных химических составляющих. Содержание программы курса расширяет знания учащихся о продуктах питания, их ценности для организма, влияния на здоровье человека.
Целью программы является формирование и поддержание интереса учащихся к своему здоровью, здоровому образу жизни и одной из его составляющих - здоровому питанию.
Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, проектную деятельность, самостоятельную работу с источниками информации.
Курс вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни..
Основные задачи курса:
- Раскрыть предметную компетентность
- Разъяснить необходимость научных биологических знаний для человека любой профессии
- Развитие и отработка ключевых компетенций
Содержание программы.
- В ведение (2 часа). Обсуждение проблемы выбора качественных продуктов питания, первичная оценка качества глазами детей, создание проблемной ситуации нехватки знаний для решения данной проблемы.
- Что такое качество продуктов? (4 часа) Значение качественных продуктов питания для здоровья человека. Стандарты качества (ГОСТы, ОСТы, ОТУ, ТУ). Пищевые добавки в продуктах питания, их назначение: консерванты, красители, добавки с кодом «Е» и др. Разрешенные и запрещенные пищевые добавки. БАДы. Генетически модифицированные продукты.
- Не количеством, а качеством. (2 часа ) Энергетическая ценность продуктов питания. Сколько калорий и на что мы тратим? Влияние калорийности пищи на здоровье человека. Количество белков, жиров, углеводов в продуктах питания. Количество белков жиров и углеводов, необходимое человеку. Меню долгожителей, для идеальной фигуры и т.д.
- О чем говорит маркировка? (2 часа)Маркировка мясных и рыбных консервов. Сроки и правила хранения консервов, продуктов питания и блюд , приготовленных из них.
- Твое отношение к пище (2 часа).Анализ правильности выбора продуктов питания вашей семьи с точки зрения их качества. Как выбрать качественный продукт.
- Мир профессий (2 часа)
Тематический план курса
№ | Тема | часы | Форма деятельности учителя | Форма деятельности учащихся | Формы контроля |
---|---|---|---|---|---|
1 | Введение | 2 часа | Организация проектной деятельности;Постановка проблемы | Анализируют информацию на этикетках,выявляют противоречия между информацией и нехваткой знаний для решения | Выбор темы творческой работы для защиты про окончании курса |
2 | Что такое качество продуктов?1.Стандарты качества (ГОСТы, ГМП и др.)2.Пищевые добавки в продуктах (консерванты, код Е и др.) | 4 часа | Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, координирует результаты деятельности | Знакомство с информацией, формулировка вариантов решения проблемы | Составление памятки покупателю (возможно составление презентаций) |
3 | Не количеством, а качеством.1.Энергетическая ценность продуктов и здоровье.2. Питательные вещества и их роль в жизнедеятельности организма. | 2 часа | Сопровождение и консультативная деятельность | Индивидуальная работа, групповая работа | Составление рационального меню для своей возрастной категории |
4 | О чем говорит маркировка?1. Маркировка мясных и рыбных консервов.2. Сроки и правила хранения продуктов питания. | 2 часа | Составление памятки, презентаций | ||
5 | Твое отношение к пище. | 2 часа | Консультации к подготовке творческой работы и ее защиты | Публичное выступление | Написание мини-сочинений,эссе,листок-антиреклама на какой-нибудь продукт. |
6 | Мир профессий | 2 часа |
Рекомендации к проведению курса.
-
Данный курс рекомендуется проводить для группы учащихся 9 классов 12-15 человек, которые делятся на группы по 3-4 человек.
-
Занятия удобнее проводить спаренными уроками, по 2 часа.
-
Рекомендуется групповая форма работы над проектом, которая включает работу с дополнительной литературой, материалами СМИ, изучением таблиц, карточек,подготавливаемых учителем. После работы каждая группа обобщает и оформляет творческий отчет, который заслушивается на завершающем занятии.
-
Для работы необходимы упаковки самых различных продуктов питания, этикеток, и т.п.
Литература:
- Т.Литвинова, «Как определить качество продуктов, которые нам продают», ООО «Центральный Книжный Двор», М., 2003.
- Газета «Паритет», №3, 2004.
- Журнал «Биология в школе» №7,2004
- Журнал «Здоровье» №4, 2004, стр.58
- «Аргументы и Факты», «Энциклопедия жизни», 2003.
- Журнал «Здоровье» №2, 2004, статья «Перекус на бегу», стр.56-57.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» №4,2004, стр 75-85
- Журнал «Здоровье», №2, 2004, стр.56-57
- Журнал «Здоровье», №10, 2004, стр. 124-125.
- Журнал «Здоровье», №8, 2004, стр24-26.
- Журнал «Здоровье», №6, 2004, стр. 74
- Журнал «Свет», №1, 2004, стр. 8-10
- Журнал «Здоровье», №12, 2004
Словарь терминов.
-
ГОСТ – государственный стандарт.
-
ОСТ – отраслевой стандарт.
-
ОТУ – общие технические условия.
-
Фальсификация продуктов – умышленное изменение их качественного состава с целью скрыть дефекты или придать товару привлекательный вид.
-
Суррогаты- заменяющие продукты, по вкусовым характеристикам приближенные к натуральным продуктам.
-
Пищевые добавки – это природные и синтетические соединения, которые не являются источником энергии, как пища, не используются в чистом виде, а добавляются в продукты для облегчения технологического процесса, продления срока хранения или придания заданных свойств.
-
Антиоксиданты – предназначены для продления срока хранения пищевых продуктов.
-
Консерванты – предназначены для предохранения продуктов от микробиологической порчи.
-
ГМИ - генетически модифицированные ингредиенты.
Темы сообщений и проектных работ учащихся:
- Биологически активные добавки.
- Пищевые красители.
- Консерванты.
- О чем говорит этикетка?
- Генетически модифицированные продукты.
- Пища быстрого приготовления.
- Газированные напитки, жвачки, чипсы, сухарики и т.п.
- Презентация по материалам курса «Инструкция потребителю».
Оценочные критерии творческой работы.
- Культура речи
- Оформление
- Аккуратность
- Эмоциональность
- Научность
- Время
- Использование наглядности
- Импровизация