Элективный курс по биологии «Почему я похож на папу?»
Семен4/3/2007 20:59:17
Автор: М.М.Беляева, школа № 2, Н.Г.Куракова, школа № 1, В.П.Лукьянова, школа № 3,Н.Г.Петрухина, школа № 1,
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов, которая знакомит учащихся с генеалогическим методом изучения наследственности человека и его использованием для решения прикладных проблем, связанных с сохранением здоровья человека.
-
Объем курса-14 часов.
-
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
-
Программа выстроена в логике организации практической деятельности учащихся по составлению родословных и их анализу.
-
Содержание курса предполагает широкое использование иллюстративного материала непосредственно на занятиях. Главная мотивация работы - познавательный интерес. При изучении каждой темы учащиеся составляют родословные своей семьи, используя разнообразные морфологические признаки человека, а также обобщающие схемы и таблицы. Итогом выполнения практических работ являются информационные бюллетени, мультимедийные презентации, родословные семьи, генетический паспорт, создание веб-сайта.
-
В качестве учебно-методического комплекса используется учебник «Введение в общую биологию и экологию», сборники генетических задач, инструктивные карточки, справочные материалы.
-
Содержание и структура курса предполагают реализацию компетентностного подхода, а именно, включение самостоятельных работ с различными источниками информации (таблицы, схемы, модели), формирование коммуникативных и рефлексивных компетенций. В процессе освоения программы учащиеся должны:
- знать основные закономерности наследования признаков человека;
- понимать закономерности наследования признаков; необходимость ответственного отношения к своему здоровью; особую ценность и уникальность каждого человека;
- уметь составлять и анализировать родословные;
- применять полученные знания для профилактики заболеваний, зависящих от условий жизни;
-
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:
- жизнь, здоровье, человек;
- умение оперировать знаниями;
- эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного здоровья.
-
Наиболее целесообразна на занятиях индивидуальная работа учащихся с презентацией полученных результатов и выводов. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик; активного обсуждения материала в форме – ученик – ученик, ученик – учитель.
Содержание программы.
-
Тема №1.Генетическое разнообразие человека.2 часа.
-
Генетическое и фенотипическое разнообразие человека. Генетическое разнообразие народов.
Практические работы.
- Определение морфологических и функциональных признаков человека.
- Описание фенотипа собственного организма.
- Вероятностный характер проявления признаков.
-
Тема № 2. Методы изучения генетики человека.4 часа.
-
Генеалогический метод. Составление родословной. Генетический анализ родословных.
Практические работы:
- Составление и анализ родословных.
- Решение задач на составление и анализ родословных.
-
Тема № 3. Наследование признаков у человека.4 часа.
-
ДНК. Гены. Хромосомы. Хромосомные наборы человека. Половые клетки, их образование.Оплодотворение. Источники комбинативной изменчивости. Закономерности наследования пола, групп крови.
Практические работы:
- Анализ хромосомных наборов человека.
- Генеалогический метод исследования наследственности на примере групп крови.
- Решение задач на наследование групп крови.
-
Тема № 4.Наследственность, среда, болезни.2 часа.
-
Моногенные болезни. Мультигенные болезни. Роль среды и наследственности в возникновении заболеваний. Факторы риска. Диагностика и профилактика наследственных заболеваний.Генная терапия.
Практические работы:
- Составление и анализ родословных на примере наследования некоторых заболеваний (гипертоническая болезнь, язва 12-перстной кишки.)
- Составление генетического паспорта.