ХОР

Добавь свой голос

ФИЗИКА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Элективный курс по физике

Михаил
12/2/2007 12:01:47
Автор: Кучатова Наталья Юрьевна, Каменская МОУ СОШ Выборгский р-н

Пояснительная записка.

Основная идея введения данного элективного курса состоит в существенном расширении знаний, умений и навыков, учащихся в области физики с целью построения преемственности между школьной программой по физике и программой поступления в ВУЗы. Практика вступительных экзаменов показывает, что решение задач по физике представляет для абитуриентов наибольшую сложность, как в логическом, так и в аналитическом плане.

Основная цель настоящего курса - расширение кругозора учащихся, развитие физического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда многочисленных качеств средствами углубленного изучения физики, повышение культуры учащихся в рамках школьного курса физики, подготовка учащихся к вступительным экзаменам по физике в ВУЗы, требующие углубленного знания по предмету.

Данный курс расчитан как на учащихся 11-х классов имеющих прочные знания по физике, так и на учащихся, чьи знания требуют совершенствования.

Программа курса разработана в соответствии со школьной программой и с программами вступительных экзаменов по физике, охватывает все важнейшие темы школьного курса по физике.

Цели и задачи курса:

  1. Расширение знаний учащихся и выход за пределы школьной программы.
  2. Формирование у учащихся:
    • общеучебных умений (ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, конспектировать лекции с выделением главных идей, работа с наглядностью и т.д.)
    • умений действовать по образцу (алгоритмическая грамотность)
    • умений находить и разрабатывать собственные способы решения (эвристические наклонности)
    • навыков решения задач с использованием знаний, полученных в процессе изучения основного курса физики.
    • Навыков сомоконтроля и элементов рефлексии.
  3. Создавать условия для развития у учащихся:
    • логического мышления.
    • Физической грамотности.
    • Умения самостоятельно применять полученные знания в смежных науках.
    • Умения работать в группах, вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
    • Умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
    • Навыков исследовательского характера.
  4. Содействие в воспитании культуры физического мышления.
  5. Воспитания у учащихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  6. Оказания помощи учащимся в подготовке к ЕГЭ и вступительных экзаменов.

Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Формы работы:

  1. Лекции
  2. Практикумы
  3. Самостоятельная работа
  4. Учебные конференции

Содержание программы:

1. Правила и приемы решения физических задач.

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения ( план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значения. Оформление решения задач.

Различные приемы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.

2. Динамика и статика.

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основе закона динамики: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, на бытовом содержании, с техникой и краеведческим содержанием, военнотехническим содержанием.

3. Законы сохранения.

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии.

4. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Решение качественных задач на основе положения и основное уравнение малекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач на описание поведения идеального газа: основные уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление молекул в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.

Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

5. Основы термодинамики.

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

6. Электрическое и магнитное поле.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи различных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренция.

7. Закон постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах.

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач различных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля – Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение изменения показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, вольт – амперная характеристика, характеристика конкретных явлений и др.

8. Электромагнитные колебания и волны.

Решение задач разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Решение задач на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Решение задач по геометрической оптике: зеркала, оптические системы. Классификация задач по СТО и знакомство с приемами их решения.

9. Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.

Учебно – тематический план.

Наименование разделов и тем курса Кол –во часов Форма проведения Форма контроля и оценка учащихся
1 Правила и приемы решения физических задач 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
2 Динамика и статика 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
3 Законы сохранения 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
4 Строение и св-ва газов, жидкостей и твердых тел 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
5 Основы термодинамики 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
6 Электрическое и магнитное поле 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
7 Законы постоянного электрического тока 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
8 Электромагнитные колебания и волны 2часа Лекция, практика, сам. ис-ия Выполнение тестовой работы, оценка до 5- ти баллов
9 Обоб-ие занятие 1часа Учебная конференция  

Литература.

  1. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы - М.; Просвещение 1981г.
  2. Турецкий Е. Н., Фридман Л. М. « Как научиться решать задачи» - М.: Просвещение 1984 г.
  3. Тульчинский М. Е. « Качественные задачи по физике» - М.: Просвещение 1972 г.
  4. Методика факультативных занятий по физике: Под редакцией О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова – М.: Просвещение 1988 г.
  5. Балаш В. А. « Задачи по физике и методы их решений» - М.: Просвещение 1983 г.
  6. Задачи по физике для поступления в ВУЗы. (Подбор олимпиадных задач для различных вузов).
  7. Бутиков Е. И., Быков А. А., Кондратьев А.С. « Физика в задачах» издание Ленинградского университета. 1974 г.
  8. Меледин Г. В. « Физика в задачах» М. « Наука» 1985 г.
  9. Кирик Л. А. Генденштейн Л. Э. « 1001 задача по физике» М. « Илекса» 2004 г.
  10. «ЕГЭ по физике» Просвещение 2003 г.