Программа "Кристаллы и жизнь"
Дмитрий20/2/2007 11:55:40
Автор: Басова Т.В., МОУ "Большеврудская СОШ" Волосовский р-он
Пояснительная записка к программе по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9х классов по теме “Кристаллы и жизнь”
-
Элективный курс “Кристаллы и жизнь” разработан таким образом, чтобы у учащихся на базе основных физических понятий, законов и принципов был сформирован естественнонаучный взгляд на окружающий мир, мир живой и неживой природы, что помогло бы повысить интерес к изучению физики, покажет связь физики с другими науками, ее значение в изучении тайн природы и использование полученных знаний в жизни.
-
Кристаллы обычно служат символом неживой природы, однако, грань между “живым” и “неживым” установить очень трудно и понятие “кристалл” и “жизнь” не являются взаимоисключающимися. Простейшие живые организмы – вирусы – могут соединяться в кристаллы. Конечно в кристаллическом состоянии они не обнаруживают никаких признаков живого, так как сложные жизненные процессы в кристаллах протекать не могут. Но при изменениях внешних условий на благоприятные (такими для вирусов являются условия внутри клеток живого организма) они начинают двигаться и размножаться.
-
Кристалл и живой организм представляют собой осуществление крайних возможностей в природе. В кристалле неизменными остаются не только сами атомы и молекулы, но также их взаимное расположение в пространстве.
-
В живом организме не только он существует сколько-нибудь постоянной структуры в расположении атомов и молекул, но ни на одно мгновение не остается неизменным его химический состав.
-
Носители “программы ” процессов, происходящих в живой клетке, являются молекулы ДНК, которые не только управляют процессами жизнедеятельности, но и несут в себе полную информацию о строении и развитии всего живого организма из одной только клетки. Молекула ДНК представляет собой двойную спираль из небольшого числа простых молекулярных соединений, повторяющихся в строго определенном для данного вида порядке. Диаметр молекулы 2*10-9м, длина может достигать нескольких сантиметров.
-
С точки зрения физики такие молекулы могут рассматриваться как особый вид твердого тела – одномерные апериодические кристаллы.
-
Следовательно кристаллы – это не только символ неживой природы, но и основа жизни на земле.
-
В данном элективном курсе акцент сделан на вопросы строения кристаллов, их роста, получение монокристаллов и применение кристаллических тел.
-
Мир кристаллов – удивительный мир многогранников, привлекающий совершенством и красотой геометрических форм. Но красота и правильность внешней огранки не обязательные свойства кристаллов. Главное, что их внутреннее строение подчиняется строгим законам симметрии. Всестороннее изучение строения кристаллов, их свойств привело к многообразному применению кристаллов в науке и механике, к повышению пределов прочности таких широко используемых в технике материалов, как сталь, чугун, алюминий, медь и др. исключительная роль выпала на долю кристаллов в современной электронике.
-
Применение кристаллов в науке и технике так многочисленны и разнообразны, что их трудно перечислить и по достоинству оценить.
-
В элективном курсе “кристаллы и жизнь” акцент сделан на вопросах строения кристаллов, симметрии и механизм роста кристаллов, дефектов в кристаллах, методах исследования кристаллов, применение кристаллов в науке и технике.
Данный элективный курс решает задачи:
- улучшение знаний о строении вещества
- развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации
- повышение интереса к изучению физики, проведению физического эксперимента, создание положительной мотивации обучения
- формирование научного мировоззрения учащихся
- воспитание у учащихся уважения к жизни и труду ученых, исследователей, изобретателей
- овладение умениями проводить наблюдение, выполнять эксперименты, объяснять их результаты
- самоопределение учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения в в выборе профессии
-
Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, полученными при изучении физики в основной школе, на расширение этих знаний, на развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний через различные источники информации.
-
Практические работы рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики школы.
-
Элективный курс рассчитан на учащихся 9х классов на 16 часов.
Учебно-тематический план программы по выбору “Кристаллы и жизнь”.
№ Наименование темы курса Кол-во часов В том же Теоретические занятия Практические занятия 1 Вступительное занятие 1 1 2 Возникновение атомной теории строения вещества 1 1 3 Строение кристаллов. Симметрия кристаллов. 5 3 2 4 Механизм роста кристаллов 3 1 2 5 Дефекты в кристаллах Методы исследования кристаллов 2 2 6 Применение кристаллов 3 3 7 Обобщающее занятие 1 1 16 12 4
Содержание программы «Краисталлы и жизнь».
I. Возникновение атомной теории строения
- Создателями учения об атомном строении вещества считаются древние греческие философы Левкипп и его ученик Демокрит, жившие в V в. до н.э.
- Экспериментательные подтверждения идеи атомного строения вещества
- Размеры и форма атома
- Модели атома, предложенные Д.Гломсоном и Э.Резерфордом
- Опыты Резерфорда как основа для создания ядерной модели атома
- Современное представление о строении атома
- Ядерная модель атома, характеристика частиц, входящих в его состав
II. Кристаллы. Строение кристаллов.
Симметрия кристаллов
- определение кристаллических тел
- анизотропия физических свойств, примеры анизотропии кристаллов
- многообразие геометрических форм кристаллов и гипотеза французского ученого Г.Глюк о строении кристаллов
- пространственная решетка – как наглядное представление внутренней структуры кристаллов
- основа кристаллической решетки, элементарная ячейка, последовательным переносом которой можно построить весь кристалл
- подсчет числа ионов, входящих в состав одной элементарной ячейки каменной соли
- симметрия кристаллов. изучение симметрии кристаллов для объединения их физических свойств
- количественная оценка степени симметричности кристаллов, элементы симметрии: оси, плоскости и центр симметрии
- работы русского кристаллографа Е.С.Федорова о существовании 230 различных кристаллических решеток
III. Механизм роста кристаллов.
- предположения о послойном росте кристаллов, наращивание слоя за слоем, доказательство данного предположения фактами существования плоских граней у кристаллов
- соотношение механизма застройки атомных плоскостей и скорости роста кристаллов
- опытные данные по выращиванию кристаллов из паров с перенасыщением
- расхождение теоретических расчетов и опытных данных о росте кристаллов, их обоснование
IV. Дефекты кристаллов.
- объяснение расхождения теории и практики исследования роста кристаллов
- дефекты структуры реальных кристаллов, не обладающих правильной кристаллической решеткой, нарушения в расположении атомов реальных кристаллов
- знание условий образования дефектов кристаллов и способы их устранения – как одно из важнейших условий использования кристаллов на практике
- самые простые дефекты в идеальной кристаллической решетке, их образование
V. Методы исследования кристаллов.
- исследование строения кристаллов методом дифракции ренгеновских лучей и нейтронов
- прямое наблюдение кристаллов в электронных микроскопах
- изучение и исследование строения кристаллов для получения кристаллов с заданными свойствами, их использование в науке и технике
VI.Применение кристаллов
- многообразие и многочисленность областей в науке, технике, медицине, где применяются кристаллы
- применение самого твердого и самого редкого из природных минералов – алмаза, его добыча, использование в промышленности и в современной технике природных и искусственных алмазов
- применение рубина – кристалла, уступающего несколько по твердости алмазу, но соревнующегося с алмазом по техническому применению
- применение рубинов в рубиновых лазерах – мощных источников излучения, испускаемого в виде тонкого светового луча
- применение кристаллов германия и кремния в большинстве полупроводниковых приборах
- способы повышения прочности твердых тел. Работы академика А.Ф.Иоффе по измерению прочности кристаллов каменной соли на разрыв
- влияние внутренних и внешних дефектов кристаллов на механические свойства твердых тел
- способы получения материалов с высокой прочностью на разрыв и сдвиг, т.е. с большим сопротивлением пластической деформации
- современные методы упрочения материалов, состоящие в искажении кристаллической структуры путем создания в ней различного рода дефектов, например, легирование сталей
VII. Заключение. Кристаллы и жизнь.
- Кристалл – символ неживой природы
- Кристалл и живой организм – пример осуществления крайних возможностей в природе
- Кристалл – это не только символ неживой природы, но и основа жизни на земле
Формы контроля и оценки работы учащегося.
- Защита проектов по следующим темам:
- Строение кристаллов
- Механизм роста кристаллов
- Дефекты в кристаллах
- Исследование кристаллов
- Применение кристаллов
- Отчет о результатах лабораторных исследований по шагам
- Наблюдение процесса кристаллизации под микроскопом
- Определение скорости роста кристаллов
Литература
- Учебник “Физика 8”, авт. Перышкин А.В.,Москва “Дрофа” 2002
- Хрестоматия по физике под редакцией Б.И. Сласского, Москва, “Просвещение”, 1978
- Факультативный курс физики О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, Москва, “Просвещение”, 1982
- Факультативный курс физики под редакцией А.В.Перышкина, Москва, “Просвещение”, 1976
- Мир физики, составитель Ю.И.Смирнов, С-Петербург, “МиМ-экспресс”, 1995
- А.П.Рыженков “Физика. Человек. Окружающая среда”, “Просвещение”, 1999
- Учебник “Физика-10” авт. Касьянов В.А., Москва “Дрофа”, 2005
- Энциклопедический словарь юного физика, Москва, “Педагогика-“Пресс””, 1999
Презентация 1.1Мб File: articles_121_prezentats.ppt