Проверка знаний, умений и навыков на уроках физики в СОШ.
Семен15/2/2007 01:57:45
Автор: Уранова Надежда Винедиктовна.Кировский район,поселок Синявино," МОУ Синявинская СОШ"
Проверка знаний, умений и навыков на уроках физики в общеобразовательной средней школе.
-
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность, эффективность обучения. В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.
-
Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
-
Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой.
-
Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи, мышления, внимания и памяти школьников.
-
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.
-
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда,в формировании честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
-
Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений учащихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета, что выполняется, если проверка плановая.
-
Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиеся обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу (смотри приложение «Рецензия на устный ответ»). Стимулом его учебного труда является справедливая его оценка (смотри приложение «Нормы оценок за устный и письменный ответ»). За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту проверки формирование знаний еще не завершено, в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи учащихся.
-
Только при гармоничном сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения.
Методические задачи (функции проверки) знаний, умений и навыков.
Дидактические функции | Методические функции |
Контролирующая | Выяснение наличия знаний, их уровня.Выяснение наличия умения применять знания в учебной практике.Выяснение наличия навыков. |
Обучающая | Развитие логического мышления учащихся, их речи, памяти. Уточнение, углубление, осознание и упрочнение знаний.Применение знаний в учебной практике, выяснение уровня этого умения.Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся.Закрепление знаний. |
Ориентирующая | Достижение промежуточных и конечных целей обучения по учебным задачам, определяемым контролирующей функцией (для учащихся).Достижение отдельными учащимися и классом в целом промежуточных и конечных целей обучения по учебным задачам, определяемым контролирующей и обучающей функциями (для учителя) |
Воспитывающая | Воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели, силы воли, любознательности, честности и др.Воспитание культуры труда.Воспитание навыков правильного поведения в коллективе, обществе.Подготовка к трудовой деятельности.Профессиональная ориентация. |
Уровни проверки. Их использование в процессе проверки знаний, умений и навыков учащихся.
-
Обучая одновременно всему и проверяя все, нельзя достигнуть цели обучения.Необходимо определить ступени, уровни, через которые обязательно должны пройти все учащиеся при формировании знаний. Только при последовательном переводе учащихся с одной ступени знаний на другую можно быть уверенным, что проделана необходимая работа для предупреждения появления пробелов в знаниях учащихся.
-
1 уровень начальный, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых минимумом содержания образования.Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
-
1.Умение описывать устно или письменно физическое явление.
-
2.Знание отдельных фактов истории физики.
-
3.Знание названий приборов и области их применения.
-
4.Знание буквенных обозначений физических величин.Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на чертежах.
-
2 уровень средний, предполагает:
-
1.Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления.
-
2.Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи.
-
3.Знание и понимание определений физических величин.
-
4.Знание единиц физических величин, их определений.
-
5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.
-
3 уровень достаточный, предполагает:
-
1.Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений.
-
2.Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений.
-
3.Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.
-
4. умение сопровождать рассказ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы.
-
5.Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.
-
6.Представление об историческом развитии отдельных разделов физики.
-
7.Сформированность «технических приемов» умственной деятельности.
-
Последнее время выделяют 4 уровень - высокий. На этот уровень можно вывести учащихся через факультативные занятия, профильное и углубленное обучение физики.
Виды проверки знаний, умений и навыков.
-
1.Устная проверка знаний, умений и навыков:
-
А) Фронтальная устная проверка знаний учащихся
-
Б) Индивидуальная устная проверка знаний
-
2.Письменная проверка знаний, умений и навыков:
-
А) Физические диктанты
-
Б) Контрольные, самостоятельные, тестовые работы
-
В) Сочинения и рефераты на физические темы
-
3. Проверка умения учащихся применять знания в учебной практике:
-
А) При выполнении физического эксперимента
-
Б) При решении задач
-
4. Зачетная система проверки знаний, умений и навыков.
-
А) Тематический зачет
-
Б) Комплексный зачет
-
В) Мини-зачет
-
5.Нетрадиционные формы проверки знаний:
-
Г) Урок-игра («Физическое лото», «Автопробег», «Счастливый случай», «Физическая рыбалка», «Физический аукцион» и др.)
-
Д) Экспресс-опрос
-
Ж) Физический мониторинг