Организация традиционных Пушкинских дней в Гимназии
Рахаева Ольга Андреевна9/3/2008 19:37:15
Автор: Овсянникова Ольга Станиславовна, МОУ "Гимназия" г.Выборг
Содержание:
- Организация традиционных Пушкинских дней в гимназии.
- Планы проведения пушкинских дней.
- Вариант №1.
- Вариант №2.
- Вариант №3.
- Вариант №4.
- Сценарий театрализованного представления «Импровизации».
- Вопросы к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по «Повестям Белкина»
- Образцы маршрутных листов для проведения утренних линеек в начальной школе.
- Образцы работ победителей творческих конкурсов: « И мысли просятся к перу…»
- Интерактивная презентация «Шедевры Болдинской осени».
- Методические рекомендации по представлению презентации на интерактивной доске
- Интерактивная презентация «Иконография А.С. Пушкина».
- Заключение.
Организация традиционных Пушкинских дней в гимназии
Одной из традиций, одной и доминант воспитательной работы гимназии являются Пушкинские дни, дающие прекрасные возможности для патриотического и эстетического воспитания гимназистов, для развития коммуникативных и креативных свойств личности.
Это наше любимое детище, это помощник в патриотическом, историко-культурном и эстетическом воспитании гимназистов, эмоциональный центр, откуда тянутся нити к ув-лечению детей театром, музыкой, поэзией, живописью. Много волнений и счастливых мгновений связано с Пушкинианой. Благодаря им стало интереснее жить гимназистам и преподавателям, и классным воспитателям и родителям. Мы вместе пишем сценарии, соз-даем эскизы костюмов и декораций, подбираем музыкальное сопровождение, создаём ин-терактивные приложения вечеров и спектаклей, ставим танцы, оформляем зал. Во время театральных постановок можно перенестись в Пушкинскую эпоху, ощутить дух того за-мечательного времени. А как меняются наши актер во время репетиций, как начинают ве-рить в себя, свои возможности. Многие признаются, что спектакли традиционных гимна-зических праздников - это самые яркие впечатления гимназической жизни.
Цели работы на каждом этапе образования, определены воспитательными и образо-вательными задачами, исходя из возрастных психологических особенностей учащихся, с учетом обязательного выхода на творчество, выражающегося в различных формах: сочи-нениях, эссе, стихотворениях, живописных работах в различной технике (акварель, графи-ка, цифровые технологии), музыкальных композициях, драматизациях любимых пушкин-ских произведений, составлении календарей пушкинских дат, рукописных журналов, аль-манахов «Мой Пушкин», выставок различного рода, интеллектуальных игр. Создание вир-туальных экскурсий по Пушкинским местам средствами Интернета и медиатек.
Начало работы над Пушкинианой относится в 1993-1994 учебному году. Следова-тельно, уже можно говорить о традициях, сформировавшихся к настоящему времени. Мы определили для себя: Пушкиниана- круглый год в системе урочной и внеурочной дея-тельности.
Возможности для творчества многообразны. За время существования гимназии были проведены праздники с общей тематикой.
1993-1994 гг. – «Это звонкое имя- Пушкин»
1994-1995 гг. – «Что за прелесть эти сказки»
1995-1996 гг. – «Повести А.С.Пушкина»
2002-2003 гг. – «Пушкин и его эпоха»
2003-2004 гг. – «Импровизация»
2004-2005 гг. – «Собранье пестрых глав…»
2005-2006 гг. – «Пушкин и его современники»
2006-2007 гг. - «Болдинская осень»
Структуру проведения Пушкинских дней можно представить следующим образом:
- Общегимназические ежедневные тематические утренние линейки. Возможные варианты тем линеек: «Балет и театр Пушкинской поры», «Музей литературного героя», «Вымысел и реальность в повести «Пиковая дама»», «Друзья А.С.Пушкина в Выборге и его окрестностях» и другие.
- Индивидуальная работа в классах ведется в соответствие с общей тематикой Пушкинских дней.
- Пушкинские дни завершаются проведением общегимназических праздников. ЗА шесть лет были поставлены спектакли: «Вечер при свечах» (концертный вариант), «Я вас люблю…», «Лицей, который не кончается», «Что за прелесть эти сказки», «Отчизне по-святим души прекрасные порывы», «В лавке Смирдина», «Импровизация», «Пушкин и его эпоха», «Пушкин. Последние дни», «Прочитаем Онегина вместе…», «Болдинская осень».
Количество участников Пушкинских дней:
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
---|---|---|---|---|---|
Классы | 1-11 | ||||
Количество участников | 260 | 272 | 384 | 398 | 398 |
Формы работы:
- проектная деятельность;
- игры по станциям;
- интеллектуальные игры;
- подготовка выступлений для разновозрастных аудиторий;
- театрализация;
- творческие мастерские;
- Информационные технологии.
Планы проведения Пушкинских дней в гимназии
В этой главе представлены некоторые варианты планов проведения пушкинских дней.
Вариант №1
Число | Начальная школа | Средняя школа |
---|---|---|
пятница | Оформление выставки рисунков и Чудо-перева. Отв.-Петрова Е .В., Кл. вос-питатели. | Оформление выставки рисунков и коридоров Гимназии. |
понедельник | Открытие Пушкинских дней. 8-05 бальный зал. Отв.-Моховикова И.Л. | 8-30 – Открытие Пушкинских дней. Бальный зал. Отв.–Виноградова И. И.Рыбакова И. А. |
вторник | Посещение Пушкинских гостиных (по плану). | 14-30 – Конкурс чтецов (III тур). Бальный зал. Отв.–учителя словесности. |
среда | Пушкинские гостиные. 14-00 – Конкурс чтецов. Бальный зал. | Игра по станциям «Светлое имя Пушкин» (5-7 классы) 14-30 – II корпус. Отв.-классные воспитатели, учителя литературы. |
четверг | Пушкинские гостиные. 14-00 – к/ф «Руслан и Люд-мила» (к/т «Выборг») | Посещение выставки рисунков Нади Рутевой в Выборг-ском краеведческом музее. |
пятница | Пушкинские гостиные. 13-00 – Концерт гимнази-ческого хора. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (7-11 кл.) 14-30 – Бальный зал. |
понедельник | Детский Пушкинский бал. 13-30 | Подведение итогов Пушкинских дней. Утро. |
Остальные варианты планов проведения пушкинских дней Вы найдете в документе Пушкинские дни.doc (в конце статьи).
Сценарий театрализованного представления «Импровизации»
Одним из важных мероприятий Пушкинских дней является театрализованное представле-ние. Предлагаем вашему вниманию Сценарий заключительного Пушкинского вечера «Импровизации».
-
«Импровизации»
Авторы: И.А. Рыбакова, И.И. Виноградова
Действующие лица и исполнители:
- Чарский, поэт
- Импровизатор
- Ведущий 1
- Ведущий 2
Сцена «Цыгане»
- Чтец
- Земфира
- Алеко
- Стари
Романсы
Сцена «Полтава»
- Чтец
- Мария
- Мать
Сцена «Борис Годунов»
- Марина
- Рузя
- Димитрий
Сцена «Русалка»
- Старик – мельник
- Князь
Сцена 1
Музыкальное вступление (флейта).
Ведущий 1: Чарский был один из коренных жителей Петербурга. Ему не было ещё тридцати лет; он не был женат; служба не обременяла его. Покойный дядя его, бывший вице – губернатором в хорошее время, оставил ему порядочное имение. Жизнь его могла быть очень приятна; но он имел несчастие писать и печатать стихи.
Ведущий 2: Он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал искреннее счастье.
Ведущий 1: Однажды утром Чарский чувствовал то благодатное расположение духа, когда метания явственно рисуются перед вами и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложаться под перо ваше и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли. Чарский погружен был душою в сладостное забвение…. И свет, и мнения света, и его собственные причуды для него не существовали. Он писал стихи.
Ведущий 2: Вдруг дверь его кабинета скрипнула и незнакомая голова показалась. Чарский вздрогнул и нахмурился.
Чарский: Кто там? Что вам надобно? (фр.)(с досадою)
Импровизатор: Синьор, простите меня, пожалуйста, если…(низко кланяясь) (Чарский встаёт) Я неаполитанский художник, обстоятельства принудили меня оставить отечество. Я приехал в Россию в надежде на свой талант… Надеюсь, синьор, что вы оделаете дружеское вспоможение своему собрату и введёте меня в дома, в которые сами имеете доступ.
Чарский: Позвольте спросить, кто вы такой и за кого вы меня принимаете?(сдерживая негодование)
Импровизатор: Синьор … я думал…. Я считал… ваше сиятельство… простите меня.(запинаяся)
Чарский(сухо): Что вам угодно?
Импровизатор: Я много слыхал о вашем удивительном таланте; я уверен, что здешние господа ставят за честь оказывать всевозможное покровительство такому превосходному поэту, и потому осмелился к вам явиться.
Чарский: Вы ошибаетесь, Синьор. Звание поэтов у нас не существует. Наши поэты не пользуются покровительством господ. (прерывая)
(Импровизатор, извиняясь, поклонился, хочет выйти)
Чарский: Куда же вы? Постойте … Я должен был отклонить от себя незаслуженное титло и признаться вам, что я не поэт. Теперь поговорим о ваших делах. Я готов вам услужить, в чеи только будет возможно. Вы музыкант?
Импровизатор: Нет, ваше величество! Я бедный импровизатор.
Чарский: Импровизатор! Зачем же вы прежде не сказали, что вы импровизатор?(вскрикивая)
(Чарский сжал руку импровизатора).
Я надеюсь, что вы будете иметь успех: здешнее общество никогда ещё не слыхало импровизатора. Главное – чтоб вы были в моде. (Помолчав). Надобно только, чтоб вы были в моде; а вы уж будете в моде, вот вам моя рука.
(Прощаются. Уходят)
Музыкальный фрагмент.
(Венецианская песня)
Сцены 2, 3, 4 и 5 Вы найдете в документе Пушкинские дни.doc (в конце статьи).
Вопросы к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по «Повестям Белкина»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по произведениям А. С. Пушкина «Повести Белкина» развивает коммуникативные и креативные свойства личности, расши-ряет кругозор и познавательный интерес.
- Узнайте героя по портрету:
«Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».
- «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придава-ли ему вид настоящего дьявола».
- «Был росту среднего, глаза имел серые, волосы русые, нос прямой; лицом был бел и худощав».
- «… В черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью … молодой, строй-ный гусар с длинными чёрными усиками».
- События какой повести происходят в следующем месте? Кому из героев оно принадлежит?
«Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью, около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст, над мраморным камином было широкое зеркало, пол обит зелёным сукном и устлан коврами».
- «… желтый домик…купленный за порядочную сумму».
- «…Смиренная, но опрятная обитель».
- «Село Ненарадово»
- С каким героем связан следующий предмет?
Красная шапка с золотой кистью и галуном.
- Французские романы.
- Черное кольцо с изображением мертвой головы.
- Картина, изображающая какой-то вид из Швейцарии.
- Общие вопросы
- Какую героиню автор называет «молодая красавица»?
- «Молодая преступница»?
- Кому и о чём снится пророческий сон?
- В связи с чем и где появляется имя Александра Ипсиланти?
- Откуда взят эпиграф к повести «Гробовщик»?
- Какую роль и в какой повести играет мальчик Ванька?
- Кого в повестях называют диктатором?
- Где можно было прочитать «приличные немецкие стихи»?
- В какой повести важную роль играло дупло старого дуба?
- Где висела вывеска, «изображающая дородного амура с опрокинутым факелом» ?
- О ком следующие слова: «умирала со скуки в этой варварской России».
- О каком произведении Пушкин писал Плетнёву: «…под моим именем нельзя бу-дет, ибо Булгарин заругает» - и напечатал его аноним.
- В одном селе родился, жил и умер вымышленный автор повести, составив ещё од-ну незаконченную рукопись. Кто он? В каком селе родился? И какую рукопись не закончил?
- От чьего лица написано письмо о Белкине к издателю, и какая связь существует между автором письма и героями «Метели»?
- Откуда взят эпиграф к «Повести Белкина»?
- Черты облика какого реального лица отразились в образе Сильвио?
- Какой эпизод в «Выстреле» носит автобиографический характер?
- Где и за что сражался и погиб Сильвио?
- Что изображала картина, прострелённая двумя пулями, всаженными одна в дру-гую?
- Над кем иронизирует автор: «…была воспитана на французских романах и, следст-венно, была влюблена и «Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равной страстью»?
- У кого из героев была печатка, на которой были изображены «два пылающих серд-ца с приличной надписью»?
- Какие картинки висели в жилище смотрителя, как бы предсказывая дальнейший сюжет?
- Как зовут Вырина и случаен ли выбор этого имени?
- В какой повести во сне или наяву приглашают в гости и принимают мертвецов?
- Какую повесть А.Григорьев считал зерном «сентиментального натурализма»?
- Какой критик утверждал, что «Повести Белкина» не достойны «ни имени, ни та-ланта Пушкина»?
- Какое имя придумала себе барыня, превратившись в крестьянку?
- Какая повесть кончается как водевиль о «муже своей жены»?
Образцы маршрутных листов для проведения утренних линеек в начальной школе
Учащимися 9-11 классов в рамках Пушкинских дней каждое утро перед уроками проводятся линейки для начальной школы, где младшие гимназисты, знакомятся со стихами, сказками А.С. Пушкина и некоторыми фактами его биографии. Учителя начальной школы пишут на маршрутных листах отзыв о проведённой линейке. Тематика утренних линеек разрабатывается в соответствии с общегимназической темой.
Образцы работ победителей творческих конкурсов: « И мысли просятся к перу…»
Итогом творческих конкурсов «И мысли просятся к перу…» Являются стихи, эссе, сказки, зарисовки, иллюстрации в разных форматах.
Работы победителей творческих конкурсов учащихся 9-11 классов «И мысли просятся к перу…»:
1 место.
Посвящение учителю.
Я много в этом мире знаю
Людей: злых, добрых и смешных.
Из года в год я их встречаю
В потоке будней городских.
Ими населены строения
И улицы наводнены,
А лица их слились в виденье,
Расплывчаты, лишь чуть видны…
Я много в своей жизни видел
Их глаз всех мысленных цветов
Любил их или ненавидел:
Глаза святых, глаза лгунов
Но были, есть и знаю – будут
Средь них и те, кто дорог мне
Кого не скоро я забуду,
Кто словно золото в песке.
И в их числе особым светом
Горстка людей освещена.
-
Леонтьев Е.Ю. 11 класс.
2 место.
Посвящение учителю.
Что же такое учитель?
Каратель? Или мучитель?
А может помощник, советник
И друг?
Кто знает ответ на этот вопрос,
Тот до философа точно дорос!
Жизни узнать все закоулки
Это не виски глотать вам из рюмки.
Так, на чём я остановился?
Ах да, ведь в деле в этом я заблудился
Ответ не знаю на этот вопрос,
Значит, до философа я не дорос.
Учитель – наставник, скорее всего,
Ведь с самого детства знаю его.
Годы прошли, всё изменилось,
А мнение моё не изменилось.
Учитель – помощник, вот мой ответ!
И всем я сейчас хочу дать совет:
Учитесь, учитесь и помните всё –
Учитель вам друг, а не враг, вот и всё.
-
Мосолов Сергей, 11 класс
3 место
Лирическая зарисовка.
Зима.
За ночью утро, и мороз,
Ища очередную жертву
Манит её весёлым треском,
А ей уж не помочь.
Краса завяла безвозвратно,
Роскошней не было созданья:
Её глаза как счастья воды, улыбка! нет её милей…
Стоит, свободна, без оков – легко ей.
Тогда она не знала горя, живя в беспечности своей,
Ь (И) ей казалось – счастье вечно, дивно:
«Я буду видеть праздник солнца, любить весь мир, как он меня»
Но всё не вечно, всё проходит.
И вот настал тот час расплаты, который должен доказать:
Нам всем гореть в аду бесстрастном,
Так мстят нам предки сквозь века.
Об этом навсегда мы помнить будем.
Рука, искавшая опоры, дрожит в упадке сил.
Жизнь помрачнела вдруг,
Ещё вчера искрился светлый луч в глазах,
Скользя между ресниц и сохраняя веру жертвы.
Так, потеряв надежду, она выходит в утро мрака.
Вокруг неё мороза треск, собачий лай и море страха,
Упала; свет, лишь свет и колокола звон:
«Я снова вижу праздник солнца, я буду видеть этот сон!»
-
Сочинили ученицы 10 а класса Попова Любовь и Дядичко Анастасия.
Приложение
- File: articles_256_pushkinski.doc
Полный текст статьи "Организация традиционных Пушкинских дней в Гимназии".
- File: articles_256_pushkin.ppt
В презентации представлены портреты А.С.Пушкина.
- File: articles_256_shedevrybo.ppt
Презентация «Шедевры Болдинской осени» предполагает работу с интерактивной доской. Материалы презентации могут быть использованы для проведения литературного салона, литературно-музыкальной композиции с включением фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина, из его писем, воспоминаний современников, в музыкальном сопровождении.
-
File: articles_256_prilojenie.doc