ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Урок словесности в 6 классе.

Рахаева Ольга Андреевна
1/3/2008 12:43:35
Автор: Исаева Евгения Сергеевна, СОШ №1 г.Сертолово, Всеволожский район

ЦЕЛИ УРОКА.

Обучающие:

1) Лингвистические:

2) Литературоведческие:

Развивающие:

Воспитательные:

Коммуникативные:

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

(На материале воспоминаний о М.М. Пришвине)

1. Постановка целей и задач.

Слово учителя: Мы изучили на уроках литературы сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», а на уроках русского языка закончили тему «Имя прилагательное».

Сегодня мы будем повторять тему «Имя прилагательное» на материале сказки-были «Кладовая солнца» и воспоминаний о М.М. Пришвине, т.е. проведем интегрированный урок словесности.

2. Работа с портретом М. М. Пришвина и воспоминаниями сына писателя, П.М. Пришвина

/ На доске портрет М. М. Пришвина. Он сидит на пеньке в охотничьем снаряжении, на колене записная книжка, взгляд пристально устремлен вдаль. /

Слово учителя: Перед вами портрет замечательного писателя М.М. Пришвина. Всмотритесь в портрет писателя. Обратите внимание на одежду, позу, взгляд. Вы уже знаете (с 5 класса), что М.М. Пришвин был писателем-путешественником, ездил и ходил пешком по стране.

Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости (умер в 1954 году). В учебнике «Литература» для 5 класса помещены воспоминания об отце сына писателя, Петра Михайловича Пришвина.

Я подготовила распечатанные отрывки из воспоминаний. Давайте еще раз прочитаем эти воспоминания и подумаем, как эти воспоминания помогают понять изображение М.М. Пришвина на портрете, висящем перед вами.

Читает ученик: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет ее на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать; изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает...»

3. Работа с литературоведческим термином. Портрет.

/ Понятие «портрет» повторяется. /

Что такое портрет? Как создает портрет художник и писатель?

Отвечают ученики. Художник использует при создании портрета краски, карандаши, писатель – слова.

Учитель: Воспоминания Петра Михайловича – это тоже портрет, только словесный.

Задание: Составить предложение о Пришвине. (Каким изображен писатель на портрете?)

Варианты составленных предложений:

Задание: Найти прилагательные. Подчеркнуть прилагательные как члены предложения, определить разряд прилагательных.

4. Чтение следующего отрывка из воспоминаний (от слов: «Закончив писать...»).

Читает ученик: «Закончив писать, он обращается ко мне со словами: «Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько слов с этим же корнем: родина, роды, родственник, родимый, рожденный, родничок, родственный, родственное внимание».

5. Вопрос: Почему слово «родственный» Пришвин употребил дважды?

Ответ учеников: Чтобы подчеркнуть, что к природе, ко всему живому на земле необходимо именно родственное отношение, родственное внимание.

6. Слово учителя: Вспомним слова первой учительницы А. Платонова Апполинарии Николаевны про человека «родимого всякому дыханию: траве, зверю, а не властвующего Бога, чуждого буйной зеленой земле».

Вопрос: Что роднит эти два высказывания (Пришвина и Платонова)?

Ответ: Мысль о единстве человека и природы.

Вопрос: Каким же человеком был М.М. Пришвин?

Ответ: Наблюдательным, внимательным, «родимым» всему живому на земле.

7. Задание: Составить предложение о М.М. Пришвине и записать его. М.М. Пришвин был очень наблюдательным и родимым всему живому на земле.

Подчеркнуть основу предложения.

Вопрос: Какими членами предложения являются прилагательные?

Ответ: Сказуемыми.

Задание: Сравним с первым записанным нами предложением. Каким членом предложения являются прилагательные?

Ответ: Определением.

Вопрос: Следовательно, какова синтаксическая роль прилагательных?

Ответ: В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Задание: Разобрать морфологически.

1 вариант: Пристальным (взглядом) из 1 предложения.
2 вариант: (был) наблюдательным.

8. Проверка задания.

9.Итог.

Слово учителя: Итак, мы записали два предложения, учились употреблять прилагательные в речи, определять, каким членом предложения они являются (синтаксическая роль), делать морфологический разбор.

На втором уроке основное внимание будет уделено роли прилагательных в речи. Попутно закрепим знания о разрядах имен прилагательных и правописание сложных прилагательных. А также повторим изобразительные средства языка (тропы) на материале изученной сказки-были “Кладовая солнца”.

ХОД ВТОРОГО УРОКА (или вторая часть сдвоенного урока)

Эпиграф урока записан на доске.

Я ВЕДЬ О ПРИРОДЕ ПИШУ, А САМ О ЧЕЛОВЕКЕ ТОЛЬКО И ДУМАЮ

1. Беседа:

Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?
Каким хотел видеть человека М.М. Пришвин?
(Близким к природе, любящим, понимающим и защищающим ее)
Есть ли среди героев сказки такие люди?
(Антипыч, Настя, Митраша)
Что роднит этих людей?
(Близость к природе, понимание неразрывного единства человека и природы)

2.Слово учителя.

Настя и Митраша - еще дети, они делают ошибки, но природа учит их, и они учатся у природы.

3.Беседа

Можно ли назвать каждого из них “полным человеком”, (как в повести А. Платонова “Корова” машинист назвал Васю)?
(Да)
Каким образом М.М. Пришвин показал это уже в самом начале повести?
(Описывая их трудовую жизнь, заботу друг о друге, взаимоотношения с соседями, заботу о людях)
Как уже в первой главе сказки-были М.М. Пришвин сумел показать духовную красоту своих героев свое отношение к ним?
(Через портрет)
Как портрет помогает понять человека, его душу, авторское отношение к нему?

4. Задание.

Прочитайте описание внешности Насти, Митраши.

1. Ученик читает: (от слов “Они были очень милые...”).

Ученик: «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее были ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

2. Ученик читает: «Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. “Мужичок в мешочке”, улыбаясь, называли его учителя в школе».

“Мужичок в мешочке”, как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

5. Беседа:

Попробуйте прочитать описание внешности Насти без прилагательных.

1. Ученик читает: «Настя была как курочка на ножках. Волосы у нее отливали золотом, веснушки были, как монетки, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один глядел вверх».

Какое получилось описание?
(Бледное, скудное, невыразительное)
Попробуйте прочитать описание внешности Митраши без прилагательных.
(Вообще невозможно без прилагательных обойтись)
Слова какой части речи помогают созданию образа, делают портрет ярким, образным, зримым и даже помогают понять авторское отношение к герою?
(Прилагательные)

6. Вывод учащихся о роли прилагательных в речи (повторяют сказанное учителем)

7. Задание (дифференцированное, по группам):

Учащиеся из третьей группы (слабые) выписывают из второго абзаца прилагательные вместе с существительными или местоимениями (под руководством учителя на доске).

«Они были милые.Золотая курочка на высоких ножках, волосы ни темные, ни светлые, веснушки были крупные, частые, золотые монетки, носик был чистенький».

Задание: Определить, какие из них в тексте являются определениями, а какие – сказуемым. Где словосочетание, а где - предложение.

Учащиеся второй группы (средние) из второго и третьего абзаца выписывают прилагательные вместе с существительными, самостоятельно распределяя их на словосочетание и предложения.

1 столбик - словосочетания с прилагательными (прилагательные – определения):

2 столбик - предложения (прилагательные – сказуемые):

Дополнительно: Найти прилагательные в сравнительной степени, определить разряд прилагательных.

Учащимся первой группы (сильные) находят и выписывают из 2 и 3 абзаца тропы (наиболее яркие эпитеты, сравнения, метафоры).

8. Проверка выполнения заданий

При проверке повторяется отличие словосочетаний от предложений и сравнительная степень прилагательных.

9.Слово учителя: Итак, используя прилагательные и образные средства языка, писатель создает очень интересные и привлекательные образы героев.

10. Беседа.

Какую же историю рассказал нам М.М. Пришвин?
Что приключилось с детьми? Какова тема сказки-были?
(Пришвин рассказал историю о том, как Настя и Митраша ходили за клюквой. Как Митраша попал в беду, хотя природа его предупреждала. Тема сказки-были: Поход Насти и Митраши за клюквой)

Слово учителя: Как было уже сказано раньше, Митраша и Настя – еще дети, им свойственно ошибаться. Митраша проявил упрямство и легкомыслие, а Настя жадность. Но природа их научила уму-разуму. Природа всегда учит. Вспомним историю Травки и Антипыча.

Чему она учит?
Чему учит человека трава-белоус?
Как «образумили» Настю лось и змея-гадюка?
Какова же главная мысль произведения?

Пришвин приводит нас к выводу о том, человек и природа едины, что человек должен быть разумным хозяином природы, знать, любить, и понимать ее, как любил и понимал ее сам писатель. Пришвин каждую травинку, каждый цветочек, каждую ягодку наделял своим пристальным вниманием.

11.Задание.

Прочитайте отрывок из сказки-были, где М.М. Пришвин делится с нами своими наблюдениями над тем, как растут ягоды (стр.229,230)э

Ученики по очереди читают, как растет
1 ученик - черника
2 ученик – голубика
3 ученик – костяника
4 ученик – клюква.

После чтение отрывков делается вывод, что Пришвин использует много прилагательных, в том числе – сложных

12. Дифференцированное задание:

Учащимся третьей группы (слабые) - выписать из текста сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объяснить их правописание.

Учащимся второй группы - выстроить синонимический ряд к слову “красный”, дополнить его словами из текста.

Красный - алый, багровый, багряный, светло-красный, темно-красный, малиновый, вишневый, бордовый, багряно-красный, огненно-красный, изжелта-красный, кровяно-красный, рубиновый.

Какие из них написали через дефис?

Обращается внимание на богатство русского языка на то, что М.М. Пришвин выбрал самые выразительные эпитеты.

Учащимся первой группы (сильные) - работа в специальных карточках, в которых выписаны словосочетания слов, ученикам предлагается, указать тропы.

Листики как крылышки - (сравнение)
Сидят мелким горошком - (метафора)
Клюква прячется в болотной кочке - (олицетворение)
Каждый рубинчик в зеленой оправе - (метафора, метонимия)
Вытянешь целое ожерелье - (метафора, метонимия)
Стебелечек тоненький - (эпитет)
Золотые маленькие листики - (эпитет)
Огромная птица (глухарь) - (эпитет)
Кровяно-красная (ягода) – (эпитет)
Красно-рубиновая (ягода) - (эпитет)

13. Проверка

Начинаем с 3 группы. Дети читают, объясняют правописание, повторяют правило.

Затем проверяется задание 2 группы и, наконец, 1 группы.

Вспоминаем при этом о богатстве русского языка, синонимы (к слову Родина), о которых говорил М.М. Пришвин.

14. Заключительное слово учителя

Все прилагательные, использованные М.М. Пришвиным в тексте, а также тропы делают речь писателя точной, яркой, выразительной, образной, помогают создать зримый художественный образ. Писатель умел это делать великолепно. А мы? Нам надо учиться у такого мастера слова, как М. М. Пришвин. Следовательно, у М.М. Пришвина мы учимся не только любить Родину и природу, не только наблюдать, всматриваться и вслушиваться в окружающий нас удивительный прекрасный мир, но и выражать свои мысли и чувства ярко, образно, красиво.

Попробуем, следуя этому совету, выполнить творческое задание.

15. Задание на дом.

Дать развернутый письменный ответ на вопрос:

  1. Чему учит нас М.М. Пришвин и его сказка-быль «Кладовая солнца»?
  2. Каким хотел М.М. Пришвин видеть человека?
  3. Опишите Настю или Митрашу (портрет). Используйте прилагательные, с которыми работали в процессе урока.