Разработка занятий к курсу. Метафорические портреты эмоций.
Рахаева Ольга Андреевна1/3/2008 10:56:31
Автор: Н.Л.Мишатина
Тема № 4. Метафорические портреты эмоций: «как сердцу высказать себя?..» (Ф. Тютчев).
Цели занятия:
- Формировать умение концептуально-метафорического анализа имён эмоций.
- Развивать творческую способность анализировать и конструировать метафоры, являющиеся ключом к внутреннему миру человека.
- Знакомство с жанром метафорического портрета.
- Совершенствовать умение составлять текст в жанре метафорического портрета эмоций.
Ход занятия.
I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
«Как сердцу высказать себя?..» – спрашивает поэт. С жизнью сердца связана внутренняя жизнь человека. «Всякое внутреннее чувство оказывается в сердце» – читаем в Словаре В.И. Даля. А чувства могут быть светлыми, приятными и, напротив, тревожными, неприятными для нас. Хорошо жить «с лёгким сердцем». Тяжело – когда «камень на сердце».
В какой мере человек хозяин своим чувствам? Внимательно прослушайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского и подумайте, почему оно называется «Бессознательность» (1877).
Мы часто действуем случайно,
Хандрим и любим невзначай;
Всё в нас от нас творится тайно,
Как за собой ни примечай.
Нет равновесья в нашей доле:
Как ни держись, неровен час,
А волей иль скорей неволей
Куда-нибудь да клонит нас.
Жизнь наша, чувства, впечатленья –
Не заведённые часы:
Нельзя нам класть для уравненья
Движенья сердца на весы.
Итак, многие «движенья сердца» (эмоции и чувства) возникают и проявляются бессознательно, т.е. без предварительного контроля сознания («тайно от нас»). Не случайно по отношению к чувствам так часто употребляется эпитет «безотчётный» (безотчётная грусть, безотчётное смущение, безотчётная нежность).
Как же открыть нам дверь в «невидимый мир» собственных чувств и эмоций и рассказать о нём? Давайте воспользуемся советом героини поэмы М. Цветаевой «Переулочки»:
А войти-то как? –
Выходом.
А речи-то как? –
Выкрутом.
Выкрутом – значит, найти ключ, который бы открывал нам дверь. Этот ключ – метафора, без которой не существовала бы лексика «невидимых миров» (внутренней жизни человека).
Опираясь на творческую фантазию создателей языка и собственное воображение, продолжим наш разговор о «языке» чувств.
II. Решение лингвокультурологических задач.
1)На «узнавание» языка конкретных эмоций.
Перед вами словесный материал, при помощи которого можно описать пять эмоций из приведённого ниже списка.
- Глухой, терпкий, мутный; море, наплыв, бацилла, горечь; навалиться, нахлынуть, брать, испариться.
- Летучий, светлый, звонкий; чаша, потоки, всходы, всплеск; брызнуть, бурлить, испариться; пить, распирать от, черпать, зарумяниться от.
- Леденящий, вязкий, липкий; оковы, в объятиях; сковывать, разрастаться, вцепляться; дрожать от, оцепенеть от.
- Кипящий, выплеснувшийся; прилив, взрыв, волна; переполнять, бурлить, вскипать; потемнеть от, сверкать от, ощетиниться от.
- Горячий, светлый; крушение, жар, капелька; зажигать, гореть, светиться от, сиять от.
Список эмоций: счастье, гнев, презрение, любовь, стыд, страх, радость, тревога, грусть, тоска.
Подумайте, о каких эмоциях идёт речь?
(Тоска – 1, радость – 2, страх – 3, гнев – 4, любовь – 5).
2) На конструирование метафор.
Составьте и запишите на каждую из «узнанных» эмоций по четыре метафоры разного строения (Прил. (прич.) + сущ.; Сущ. + Сущ.; Глаг. + Сущ.; Сущ. + Глаг.).
3) На конструирование сравнений.
Допишите следующие сравнения:
- Тоска глухая, как …
- Радость звонкая, как …
- Страх леденящий, как …
- Гнев кипящий, как …
- Любовь горячая, как …
Вывод: вами получен материал, необходимый для создания метафорических портретов эмоций.
III. Знакомство с жанром метафорического портрета слова.
1) Определение жанра метафорического портрета.
Метафорический портрет слова – это сочинение малой формы, основу которого составляют метафоры и метафорические сравнения.
2)Работа с метафорическим портретом-загадкой, написанным семиклассницей.
Страх
Он стар, как мир, но власть его над людьми безгранична. Наверное, он появился на Земле тогда, когда на змия-искусителя пошёл первый человек, желая познать добро и зло. Его глаза бездонны, взгляд бессмысленен, а дыхание леденит кровь. Ты, спиной ощущая его липкие объятия, всякий раз хочешь оглянуться, заглянуть в его мутные глаза. Но из глубины веков плач Орфея по Эвридике останавливает тебя в твоём нетерпении… (Екатерина С.)
– Прочитайте текст.
– Какое чувство «зашифровано» в данном портрете? (Чувство страха)
– Что помогает ученице «оживить» страх, сделать его живым действующим лицом? (Приписывание ему свойства одушевлённых предметов: у страха есть «глаза», «взгляд», «дыхание», «руки»)
– Назовите метафоры, которые помогли вам «узнать» страх.
– Какие образы говорят о культурной эрудиции автора? (Библейские образы, связанные с сюжетом грехопадения и изгнания из рая; античные образы Орфея и Эвридики).
Вывод: в отборе тех или иных метафор и культурных ассоциаций отражается наше индивидуальное видение мира (внутреннего).
IV. Художественный текст как образец метафорического портрета эмоции.
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует…
-
А. Ахматова
– Прочитайте текст. Подумайте, о каком чувстве идёт речь. Аргументируйте свой ответ. Какой изобразительный приём положен в основу этого текста? Назовите способ его выражения.
Ответы учащихся:
- Это стихотворение о любви. Любовь – самое драгоценное чувство. Вот почему живёт оно «у самого сердца».
- В тексте есть два сравнения: колдующей змейки и воркующего голубка. Эти сравнения противопоставлены друг другу (союз то–то – разделительный). Они говорят о сложности любовного чувства. С одной стороны, любовь приносит страдания («змейка» жалит, есть метафора «яд любви»), с другой – дарит нежность и ласку (есть выражение «голубиная нежность»).
- Мне кажется, что любовные страдания особые. Ведь «колдует» не змея, а «змейка» (очень важен ласкательно-уменьшительный суффикс -к-). Поэтому это сладкие страдания, сладкая боль.
- Радость любви чистая, светлая («на белом окошке»). Любовь поднимает ввысь, окрыляет (традиционный образ голубка).
- Два сравнения стоят в форме творительного падежа. Первое сравнение вызывает у меня ассоциацию с колдовством, чарами, с несвободой («свернувшись клубком»). Второе – с чистотой, нежностью, счастьем.
- Образ любви загадочный, таинственный, сказочный (мотив колдовства).
V. Домашнее задание.
Напишите метафорический портрет любой из эмоций (чувств), используя её «метафорический язык». Вы можете «зашифровать» свой портрет, если не назовёте имени эмоции. Будьте готовы прочитать свой портрет-загадку одноклассникам и предложить им найти ключ к её решению.