ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Разработка занятий к курсу. Метафорические портреты эмоций.

Рахаева Ольга Андреевна
1/3/2008 10:56:31
Автор: Н.Л.Мишатина

Тема № 4. Метафорические портреты эмоций: «как сердцу высказать себя?..» (Ф. Тютчев).

Цели занятия:

  1. Формировать умение концептуально-метафорического анализа имён эмоций.
  2. Развивать творческую способность анализировать и конструировать метафоры, являющиеся ключом к внутреннему миру человека.
  3. Знакомство с жанром метафорического портрета.
  4. Совершенствовать умение составлять текст в жанре метафорического портрета эмоций.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

«Как сердцу высказать себя?..» – спрашивает поэт. С жизнью сердца связана внутренняя жизнь человека. «Всякое внутреннее чувство оказывается в сердце» – читаем в Словаре В.И. Даля. А чувства могут быть светлыми, приятными и, напротив, тревожными, неприятными для нас. Хорошо жить «с лёгким сердцем». Тяжело – когда «камень на сердце».

В какой мере человек хозяин своим чувствам? Внимательно прослушайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского и подумайте, почему оно называется «Бессознательность» (1877).

Мы часто действуем случайно,
Хандрим и любим невзначай;
Всё в нас от нас творится тайно,
Как за собой ни примечай.

Нет равновесья в нашей доле:
Как ни держись, неровен час,
А волей иль скорей неволей
Куда-нибудь да клонит нас.

Жизнь наша, чувства, впечатленья –
Не заведённые часы:
Нельзя нам класть для уравненья
Движенья сердца на весы.

Итак, многие «движенья сердца» (эмоции и чувства) возникают и проявляются бессознательно, т.е. без предварительного контроля сознания («тайно от нас»). Не случайно по отношению к чувствам так часто употребляется эпитет «безотчётный» (безотчётная грусть, безотчётное смущение, безотчётная нежность).

Как же открыть нам дверь в «невидимый мир» собственных чувств и эмоций и рассказать о нём? Давайте воспользуемся советом героини поэмы М. Цветаевой «Переулочки»:

А войти-то как? –
Выходом.
А речи-то как? –
Выкрутом.

Выкрутом – значит, найти ключ, который бы открывал нам дверь. Этот ключ – метафора, без которой не существовала бы лексика «невидимых миров» (внутренней жизни человека).

Опираясь на творческую фантазию создателей языка и собственное воображение, продолжим наш разговор о «языке» чувств.

II. Решение лингвокультурологических задач.

1)На «узнавание» языка конкретных эмоций.

Перед вами словесный материал, при помощи которого можно описать пять эмоций из приведённого ниже списка.

  1. Глухой, терпкий, мутный; море, наплыв, бацилла, горечь; навалиться, нахлынуть, брать, испариться.
  2. Летучий, светлый, звонкий; чаша, потоки, всходы, всплеск; брызнуть, бурлить, испариться; пить, распирать от, черпать, зарумяниться от.
  3. Леденящий, вязкий, липкий; оковы, в объятиях; сковывать, разрастаться, вцепляться; дрожать от, оцепенеть от.
  4. Кипящий, выплеснувшийся; прилив, взрыв, волна; переполнять, бурлить, вскипать; потемнеть от, сверкать от, ощетиниться от.
  5. Горячий, светлый; крушение, жар, капелька; зажигать, гореть, светиться от, сиять от.

Список эмоций: счастье, гнев, презрение, любовь, стыд, страх, радость, тревога, грусть, тоска.

Подумайте, о каких эмоциях идёт речь?
(Тоска – 1, радость – 2, страх – 3, гнев – 4, любовь – 5).

2) На конструирование метафор.

Составьте и запишите на каждую из «узнанных» эмоций по четыре метафоры разного строения (Прил. (прич.) + сущ.; Сущ. + Сущ.; Глаг. + Сущ.; Сущ. + Глаг.).

3) На конструирование сравнений.

Допишите следующие сравнения:

  1. Тоска глухая, как …
  2. Радость звонкая, как …
  3. Страх леденящий, как …
  4. Гнев кипящий, как …
  5. Любовь горячая, как …

Вывод: вами получен материал, необходимый для создания метафорических портретов эмоций.

III. Знакомство с жанром метафорического портрета слова.

1) Определение жанра метафорического портрета.

Метафорический портрет слова – это сочинение малой формы, основу которого составляют метафоры и метафорические сравнения.

2)Работа с метафорическим портретом-загадкой, написанным семиклассницей.

Страх

Он стар, как мир, но власть его над людьми безгранична. Наверное, он появился на Земле тогда, когда на змия-искусителя пошёл первый человек, желая познать добро и зло. Его глаза бездонны, взгляд бессмысленен, а дыхание леденит кровь. Ты, спиной ощущая его липкие объятия, всякий раз хочешь оглянуться, заглянуть в его мутные глаза. Но из глубины веков плач Орфея по Эвридике останавливает тебя в твоём нетерпении… (Екатерина С.)

– Прочитайте текст.
– Какое чувство «зашифровано» в данном портрете? (Чувство страха)
– Что помогает ученице «оживить» страх, сделать его живым действующим лицом? (Приписывание ему свойства одушевлённых предметов: у страха есть «глаза», «взгляд», «дыхание», «руки»)
– Назовите метафоры, которые помогли вам «узнать» страх.
– Какие образы говорят о культурной эрудиции автора? (Библейские образы, связанные с сюжетом грехопадения и изгнания из рая; античные образы Орфея и Эвридики).

Вывод: в отборе тех или иных метафор и культурных ассоциаций отражается наше индивидуальное видение мира (внутреннего).

IV. Художественный текст как образец метафорического портрета эмоции.

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует…

– Прочитайте текст. Подумайте, о каком чувстве идёт речь. Аргументируйте свой ответ. Какой изобразительный приём положен в основу этого текста? Назовите способ его выражения.

Ответы учащихся:

V. Домашнее задание.

Напишите метафорический портрет любой из эмоций (чувств), используя её «метафорический язык». Вы можете «зашифровать» свой портрет, если не назовёте имени эмоции. Будьте готовы прочитать свой портрет-загадку одноклассникам и предложить им найти ключ к её решению.