ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Разработка занятий к курсу. Образ души в представлении русского языка и культуры.

Рахаева Ольга Андреевна
26/2/2008 12:29:50
Автор: Н.Л.Мишатина

Тема № 3. Образ души в представлении русского языка и культуры: «с желанием на свет мы рождены…» (И.А. Крылов).

- Запишите тему урока. Для начала разговора – стихи Роберта Рождественского (в исполнении учителя):

-Смотри, как дышит эта ночь.
Звезда, уставшая светить,

- Чо?
…………………………………………….
А сколько музыки в степях,
в предутреннем дрожанье рос…
-Брось!
-Да погоди!
Почувствуй ночь,
Крадущийся полет совы,
Сопенье медленных лосих…
-Псих!
-Послушай, разве можно так:
Прожить – и не узнать весны,
Прожить – и не понять снега?..
-Ага!

- Что по форме представляет собою этот поэтический текст? (Диалог). Каким же видят мир герои? (Ученики письменно формулируют ответ, а затем его озвучивают).

- Почему один и тот же мир столь непохож в восприятии разных людей? (Первый герой – романтик, второй – безразличный человек, ; один хочет видеть красоту в мире, другой не испытывает потребности в прекрасном и т.д.). Назовите, чей ответ вам наиболее понравился.

- Теперь я позволю предложить свою версию ответа на вопрос, обратившись к тексту, который когда-то я записала для себя – на случай:

– Как живёшь? – спросили у него.
– Живу. Ничего, – ответил он.
– Что ты делаешь? – спросили у него.
– Я? Так, ничего.
– Посмотри на себя в зеркало, что за вид? – сказали ему.
– А что за вид? Ничего! – ответил он.
– Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.
- Он заглянул, а там – ничего.

- Найдите ключевое слово (ничего). Как мы понимаем выражение «в душе – ничего»? (Фиксация в рабочей тетради). Среди ответов: не было в жизни ничего яркого, чтобы отпечаталось в ней; человек не стремился к самопознанию, поэтому душа осталась чистым листом; не было в жизни ни взлетов, ни падений, ни настоящей радости, ни боли.

- Выражению «в душе – ничего» мы можем подобрать антонимическое выражение. Какое? (Богатство души). Да и сама фраза «в душе – ничего» позволяет говорить о душе как вместилище чего-то. Что же составляет содержание души? Ответы фиксируются в рабочей тетради и на доске учителем с комментарием:

(Далее происходит заминка, и учитель просит обратить внимание на тему урока).

Вывод: когда душа не наполнена всем этим, тогда можно говорить о душевной пустоте.

- Я сейчас прочитаю фрагмент из стихотворения И.А. Крылова с интригующим названием «Письмо о пользе желаний».

Наскуча век желаньями терзаться,
Препятством чтя их к благу моему,
Сжал сердце я и волю дал уму,
Чтобы от них навеки отвязаться.
……………………………………
Противник чувств, лишь разуму послушен,
Ко всем вещам стал хладен, равнодушен…
……………………………………
Без горести, без скуки я терял;
Без радости я вновь приобретал;
Равно встречал потери и успехи;
Оставили меня и грусть и смехи…
………………………………………
Нет, нет не то нам надобно блаженство;
С желанием на свет мы рождены.
На что же ум и чувства нам даны?
Уметь желать – вот счастья совершенство!
К тому ль дан слух, чтобы глухими быть?
На то ль язык, чтоб вечно быть немыми?
На то ль глаза, чтобы не видеть ими?
На то ль сердца, чтоб ими не любить?
…………………………………………
Желать и ждать – вот счастье человека.
<Конец 90-х гг. XVIII в.> И.А. Крылов.

- Согласны ли вы с Крыловым, что часы любви «меж страхами и меж надежды» стоят «целого века покоя»? В чём счастье человека? Чего желает душа и к чему стремится? (Фиксируем ответы в рабочей тетради и на доске). Приведем некоторые из ответов:

- Вспомните наш с вами разговор о душе на предыдущем уроке (душа – природное и сверхприродное начало) и знаменитые тютчевские строки о душе – «жилице двух миров». Подумайте, к какому из начал: природному или сверхприродному - относятся названные вами желания и устремления? (К сверхприродному началу). Вывод: чтобы мир заиграл всеми красками и звуками, душа должна быть наполнена желаниями и чувствами.

- Как в античности изображалась душа? Греки считали, что душа человека отлетает через его рот в тот момент, кода наступает смерть. Они изображали это символически на саркофагах в виде бабочки, вылетающей из личинки. Позже они использовали крылатую фигуру Психеи (греческое слово, означающее «душа»). Аналогичным образом изображалось и «наделение» человека при его рождении живой душой, принимавшей облик маленькой крылатой человеческой фигурки. В античном искусстве этот акт совершила Минерва после того, как Прометей сотворил человека. Христианское искусство подобным же способом изображает одушевление Адама Богом (Д.Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве).

- Почему этому образу даны крылья бабочки? Вот как отвечают восьмиклассники:

- Как наполнить душу таким содержанием? Давайте вдумаемся в совет, который дает русский драматург: Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт дает и самые формулы мыслей и чувств. Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. Высшая творческая натура влечет и подравнивает к себе всех. Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышаются душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства. (А.Н. Островский. Застольное слово о Пушкине.)

- Как же в русской поэзии определяется “душа”? Проведем стилистический эксперимент: перед вами поэтические фрагменты, в которых пропущены авторские эпитеты. Впишите свой эпитет (не стараясь угадать, что часто невозможно). При этом на доске и в рабочих тетрадях фиксируются как эпитеты, предложенные учениками, так и индивидуально-авторские эпитеты.

Душа - .......................................................................................................

№ 1.
Все в ней так искренно и мило,
Так все движенья хороши;
Ничто лазури не смутило
Ее (безоблачной) души.

№ 2.
Душою (черной) зло любя,
Колдунья старая конечно
Возненавидит и тебя;
Но горе на земле не вечно.

№ 3.
Не за свою молю душу (пустынную),
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

№ 4.
Я люблю тебя так оттого,
Что из пошлых и гордых собою
Не напомнишь ты мне никого
(Откровенной) и (ясной) душою.

№ 5.
Твоя участь тиха, как рассказ вечерний,
И душой (одинокой) ему покорись.
Ты иди себе, молча, к какой хочешь вечерне,
Где душа твоя просит, там молись.

№ 6.
Неясный луч знакомого блистанья,
Чуть слышный отзвук песни неземной -
И прежний мир в немеркнущем сиянье
Встает опять пред (чуткою) душой.

№ 7.
Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
(Темная, звериная) душа.

- Продолжить ряд эпитетов к слову “душа” поможет хорошо известный вам “Словарь эпитетов русского литературного языка” К.С. Горбачевич и Е.П. Хабло (ученики выбирают по три определения из каждой рубрикации). Приведите эпитеты, в которых оценка души определяется рамками следующих оппозиций: чистота-нечистота, свет-тьма; верх-низ.

Душа (о положительных свойствах души) – ангельская, благородная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, добрая, доверчивая, любящая, мягкая, нежная, непорочная, неподкупная, отзывчивая, открытая, светлая, чистая и др.

Душа (об отрицательных свойствах души) – алчная, безнравственная, заячья, коварная, копеечная (разг.), мелкая, низкая, подлая, праздная, продажная, пустая, слепая, сумеречная, темная, угрюмая, холодная, циничная, черствая и др.

Душа (о темпераменте, силе чувств; о характере переживаний человека) – азартная, артистическая, бездомная, восторженная, дерзкая, изломанная, кроткая, мятежная, поющая, очарованная, пылкая, раненая, разочарованная, смятенная, страстная, тревожная, тщеславная, усталая, унылая и др.

В основе метафоризации души в русском языке лежат определенные архетипы (первоэлементы). Соотнеся с ними глагольные метафоры души, заполните вторую графу таблицы:

Архетипы, лежащие в основе метафоризации души в русском языке Глагольные метафоры души
1. Душа – это первоэлемент: огонь, вода, воздух, земля душа горит/остыла, излить душу, душа кипит, вдохнуть душу, растить в душе
2. Душа – это воображаемый орган: любить душой, чувствовать душу
3. Душа – это ценность: купить/ продать/ растратить душу, заботиться о душе
4. Душа – это предмет (книга, музыкальный инструмент): читать в душе, душа звучит, душа поет
5. Душа – это человек: душа жаждет/ плачет, чувствует

- Подумайте, какой метафорический образ отражает ваше представление о душе. Раскройте его в миниатюре, используя представленные эпитеты.

Метафорические образы, названные учениками:

- Я предлагаю закончить урок стихотворением Владислава Ходасевича, осмысление которого может способствовать улучшению наших помыслов.

К Психее

Душа! Любовь моя! Ты дышишь
Такою чистой высотой,
Ты крылья тонкие колышешь
В такой лазури, что порой,

Вдруг, не стерпя счастливой муки,
Лелея наш святой союз,
Я сам себе целую руки,
Сам на себя не нагляжусь.

И как мне не любить себя,
Сосуд непрочный, некрасивый,
Но драгоценный и счастливый
Тем, что вмещает он – тебя?