Урок русского языка. Тема урока: «Заметка в школьную газету»
Чмых Анна Григорьевна18/2/2008 18:32:54
Автор: Авдеева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лебяженская средняя общеобразоват
(Цель, оборудование урока, ход урока)
Цель урока:
- Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля
- Закрепление умения создавать текст публицистического стиля
- Формирование умения анализировать и редактировать текст.
- Формирование умения работать в группе
Оборудование урока, наглядность:
- Вырезки из газет
- Раздаточный тестовый материал
- Макет газеты «Школьные окна»
- Персональный компьютер, мультимедийный проектор
-
ХОД УРОКА:
1. Слово учителя:
Сегодня перед нами стоит достаточно трудная, но интересная задача: мы должны отобрать материал в школьную газету. Тема номера: День рождения школы. В заключение прошлого урока вам было задано домашнее задание: написать заметку в школьную газету на данную тему.
2. Актуализация знаний:
Понятие о заметке в газету как о жанре.
Жанр – вид литературных произведений того или иного стиля. Заметка в газету - один из жанров публицистики. В ней кратко сообщается о каком-либо интересном факте или событии общественной жизни. Цель сообщения - привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе, событиях школьной жизни.
Я прочитала все ваши работы, составила о них собственное мнение. Вопрос: соответствуют ли ваши заметки данной характеристике?
Вам предлагается отредактировать заметки (убрать лишние слова, добавить восклицательные или вопросительные предложения, для большей убедительности добавить однородные члены предложения и т.д.) Особое внимание необходимо уделить орфографии и пунктуации.
(Ученикам для работы раздается 2-3 варианта заметок)
3. Повторение особенностей публицистического стиля. Работа с текстами заметок.
4. Анализ предложенного текста.
Прочитайте текст заметки.
Выполните стилистический анализ этой заметки по следующему плану:
- Укажите стиль текста
- Определите задачу и основную мысль высказывания
- Покажите, как в соответствии с основной мыслью строится текст: сколько в нем микротем, абзацев, какой тип речи использован, какими способами связаны между собой предложения, какие средства выразительности в нем имеются
- Оцените заголовок: помогает ли он уловить главную информацию?
-
Летняя экспедиция по родным местам.
Вот уже несколько лет наша школа активно работает в эколого-краеведческом направлении. Несомненно, в таком красивом поселке, расположившемся среди стройных сосен и песчаных дюн, среди замечательной природы, невозможно не задуматься о том, что этот уникальный уголок нашей малой Родины, родного Ломоносовского района должен быть обязательно изучен и сохранен для следующих поколений.
Про экологический клуб «ЭКОС» Лебяженской школы знают многие любители природы не только в районе, но и в Ленинградской области. Экологический проект, над которым работала школа летом, назывался «Организация и проведение экологических экспедиций на территории водно-болотного угодья «Лебяжье»».
5 августа 2006 года в кабинете директора заседал «совет мудрейших». Все вместе разрабатывали план двухдневной экспедиции, решали, где же нам разбить лагерь, чтобы и чистая вода была рядом, и место было удобное для ночлега в палатках. После долгих споров все сошлись в едином мнении, что лучшего места, чем пойма р. Коваш, нам не найти.
Действительно, когда на следующий день 15 ребят и 6 взрослых отправились на место экспедиции, то радости и удивлению нашему не было предела: какие же все-таки красивые у нас места! И место мы выбрали замечательное – рядом речка Коваш шуршит камышами, справа – луг с травами выше головы, лес вдалеке.
Приступили к разбивке лагеря. И вот тут оказалось, что ставить палатку не так просто: нужно много секретов знать. (Да, есть над чем поработать учителям в плане туристической подготовки детей!) Спасибо мальчишкам из Лоцманского класса – показали, как нужно палатки устанавливать, чтобы ночью не мокнуть и не мерзнуть. Под огромным непромокаемым тентом мы и прятались сначала от жаркого солнца, а на следующий день – от проливного дождя.
Постепенно жизнь в лагере налаживалась: палатки выстроились ровным полукругом, весело затрещал костер, и от него потянулся вкусный запах супчика...
Наступил вечер… Удивительно, но никто не вспомнил о телевизоре и компьютере, никто не пожаловался, что скучно. После ужина ребята и взрослые собрались у костра, пели песни под гитару, разговаривали, вспоминали какие-то истории. А вокруг лагерь со всех сторон обступила ночь, на небе высыпали удивительно яркие звезды. Трещит костер, звучит негромко песня, все подпевают негромко. Красота!
А утром следующего дня к нам пожаловали гости из Правительства Ленинградской области. Очень им в нашем лагере понравилось, жаль, что не захотели пойти с нами по Сюрьевскому болоту прогуляться. А между тем исследования воды, воздуха, почвы, флоры и фауны болота прошли на высоком уровне, а вопросы, выдвинутые для обсуждения, заинтересовали всех:
- Почему болота нуждаются в защите?
- Осушение болот. За и против.
- Какие из обитающих в болотах растений и животных занесены в Красную книгу?
- Существует мнение, что леса – легкие планеты, реки и ручьи – ее кровеносная система, а болота играют роль печени и лёгких на земле. Согласны ли вы с этим утверждением?
Конечно, мы проделали большую работу. Ее результаты обязательно станут основой для сборника, который в этом году будет издан в школе. Ну, а сами работы будут зачтены как проект на экзамене по экологии или биологии. Замечательные фотографии растений и животных, сделанные в экспедиции, говорят сами за себя.
Возвратившись из экспедиции, мы поделились своими впечатлениями с родителями.
Ребята вместе с учителем редактируют предложения, подобранные учителем из заметок, написанных школьниками к уроку. Работа в группах по 4-5 человек. Обоснование ответа строго регламентировано (3 мин). Комментарии учителя даются после каждого ответа.
«Авторский» текст | Отредактированный текст |
---|---|
Скоро в нашей школе мы будем праздновать веселый праздник – День рождения школы | Скоро мы будем отмечать веселый праздник- День рождения школы. |
Наша школа новая и большая | В нашей школе светлые классы, два спортивных зала, торжественный актовый зал, уютная столовая, просторный холл |
Мне нравится, как учителя нас учат математике | Среди многих учителей, работающих в нашей школе, больше всего мне нравится учитель математики Светлана Антоновна. Она строгая, но справедливая, всегда подробно объясняет новый материал, а иногда даже может пошутить на уроке |
Урок-лекция была проведена в 11 классе на тему «Экологическое состояние Ленинградской области» | Урок-лекция была проведен в 11 классе на тему «Экологическое состояние Ленинградской области» |
Расположите приведенные ниже предложения по порядку | ||
---|---|---|
1. Славными мореходами и лоцманами славилось Лебяжье. 2. Именно здесь 140 лет назад была открыта первая школа - морское училище. 3. На южном берегу Финского залива расположилось уникальное по своему историко-культурному значению Лоцманское селение.4. Руководство и финансирование школой осуществлялось цехом Кронштадтских лоцманов и составляло 1500 рублей в год. | 1. На южном берегу Финского залива расположилось уникальное по своему историко-культурному значению Лоцманское селение. 2.Именно здесь 140 лет назад была открыта первая школа - морское училище. 3.Руководство и финансирование школой осуществлялось цехом Кронштадтских лоцманов и составляло 1500 рублей в год. 4.Славными мореходами и лоцманами славилось Лебяжье. |
Замените выделенные слова, подходящие по смыслу: | ||
---|---|---|
До самой старости она оставалась такой же словоохотливой, памятной и энергичной. | До самой старости она оставалась такой же словоохотливой, памятливой и энергичной. | |
К январю 1944 года враждебная оборона немцев была сломлена, и блокада Ленинграда снята. | К январю 1944 года вражеская оборона немцев была сломлена, и блокада Ленинграда снята. | |
Исполнительное мастерство маленьких артистов достойно восхищения. | Исполнительское мастерство маленьких артистов достойно восхищения. | |
Инкери, исконным жителям нашего края, приходилось очень туго: каменная земля с трудом поддавалась обработке. | Инкери, исконным жителям нашего края, приходилось очень туго: каменистая земля с трудом поддавалась обработке. | |
Отношения между лоцманами и жителями поселка носили добрый, доверчивый характер. | Отношения между лоцманами и жителями поселка носили добрый, доверительный характер. |
Укажите грамматически правильное продолжение предложения: | |
---|---|
Находясь в школе, 1. нам дают новые знания 2. узнаешь еще больше нового и интересного 3. иногда не выполняется домашнее задание 4. обычно хочется погулять | Находясь в школе, узнаешь еще больше нового и интересного |
Играя в этом спектакле 1.было чувство радости 2. артисты старались передать свое настроение 3. должен учитываться замысел автора 4. зал с интересом смотрел пьесу | Играя в этом спектакле, артисты старались передать свое настроение |
Возвратившись из экспедиции, 1. произошло интересное событие 2. мы поделились своими впечатлениями с родителями 3. нам не спалось 4.надолго запомнились интересные случаи в дороге | Возвратившись из экспедиции, мы поделились своими впечатлениями с родителями |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Объясните свой выбор. | ||
---|---|---|
предложение | варианты | Правильный ответ, обоснование |
Река Лоцманка (1) густо заросшая кувшинками (2) располагается (3)в удаленной от поселка (4) части Лоцманского селения. | 1) 1,2 2) 1,2,3 3)3,4 4) 1,3 | Река Лоцманка, густо заросшая кувшинками, располагается в удаленной от поселка части Лоцманского селения. |
Было впечатление(1) что мы чудесным образом перенеслись в Древнюю Русь (2) когда в бойницах Копорской крепости виднелись (3) стоящие на страже русские воины (4) охранявшие рубежи княжества. | 1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1, 2,4 | Было впечатление, что мы чудесным образом перенеслись в Древнюю Русь, когда в бойницах Копорской крепости виднелись стоящие на страже русские воины, охранявшие рубежи княжества. |
Заключительный этап урока. Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: упр.448.
Напишите заметку в школьную газету на тему «Человек и природа». Используйте в заметке любой тип речи, но стиль должен быть публицистический.