ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Урок русского языка. Тема урока: «Заметка в школьную газету»

Чмых Анна Григорьевна
18/2/2008 18:32:54
Автор: Авдеева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лебяженская средняя общеобразоват

(Цель, оборудование урока, ход урока)

Цель урока:

  1. Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля
  2. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля
  3. Формирование умения анализировать и редактировать текст.
  4. Формирование умения работать в группе

Оборудование урока, наглядность:

  1. Вырезки из газет
  2. Раздаточный тестовый материал
  3. Макет газеты «Школьные окна»
  4. Персональный компьютер, мультимедийный проектор

1. Слово учителя:

Сегодня перед нами стоит достаточно трудная, но интересная задача: мы должны отобрать материал в школьную газету. Тема номера: День рождения школы. В заключение прошлого урока вам было задано домашнее задание: написать заметку в школьную газету на данную тему.

2. Актуализация знаний:

Понятие о заметке в газету как о жанре.

Жанр – вид литературных произведений того или иного стиля. Заметка в газету - один из жанров публицистики. В ней кратко сообщается о каком-либо интересном факте или событии общественной жизни. Цель сообщения - привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе, событиях школьной жизни.

Я прочитала все ваши работы, составила о них собственное мнение. Вопрос: соответствуют ли ваши заметки данной характеристике?

Вам предлагается отредактировать заметки (убрать лишние слова, добавить восклицательные или вопросительные предложения, для большей убедительности добавить однородные члены предложения и т.д.) Особое внимание необходимо уделить орфографии и пунктуации.

(Ученикам для работы раздается 2-3 варианта заметок)

3. Повторение особенностей публицистического стиля. Работа с текстами заметок.

4. Анализ предложенного текста.

Прочитайте текст заметки.

Выполните стилистический анализ этой заметки по следующему плану:

  1. Укажите стиль текста
  2. Определите задачу и основную мысль высказывания
  3. Покажите, как в соответствии с основной мыслью строится текст: сколько в нем микротем, абзацев, какой тип речи использован, какими способами связаны между собой предложения, какие средства выразительности в нем имеются
  4. Оцените заголовок: помогает ли он уловить главную информацию?

Вот уже несколько лет наша школа активно работает в эколого-краеведческом направлении. Несомненно, в таком красивом поселке, расположившемся среди стройных сосен и песчаных дюн, среди замечательной природы, невозможно не задуматься о том, что этот уникальный уголок нашей малой Родины, родного Ломоносовского района должен быть обязательно изучен и сохранен для следующих поколений.

Про экологический клуб «ЭКОС» Лебяженской школы знают многие любители природы не только в районе, но и в Ленинградской области. Экологический проект, над которым работала школа летом, назывался «Организация и проведение экологических экспедиций на территории водно-болотного угодья «Лебяжье»».

5 августа 2006 года в кабинете директора заседал «совет мудрейших». Все вместе разрабатывали план двухдневной экспедиции, решали, где же нам разбить лагерь, чтобы и чистая вода была рядом, и место было удобное для ночлега в палатках. После долгих споров все сошлись в едином мнении, что лучшего места, чем пойма р. Коваш, нам не найти.

Действительно, когда на следующий день 15 ребят и 6 взрослых отправились на место экспедиции, то радости и удивлению нашему не было предела: какие же все-таки красивые у нас места! И место мы выбрали замечательное – рядом речка Коваш шуршит камышами, справа – луг с травами выше головы, лес вдалеке.

Приступили к разбивке лагеря. И вот тут оказалось, что ставить палатку не так просто: нужно много секретов знать. (Да, есть над чем поработать учителям в плане туристической подготовки детей!) Спасибо мальчишкам из Лоцманского класса – показали, как нужно палатки устанавливать, чтобы ночью не мокнуть и не мерзнуть. Под огромным непромокаемым тентом мы и прятались сначала от жаркого солнца, а на следующий день – от проливного дождя.

Постепенно жизнь в лагере налаживалась: палатки выстроились ровным полукругом, весело затрещал костер, и от него потянулся вкусный запах супчика...

Наступил вечер… Удивительно, но никто не вспомнил о телевизоре и компьютере, никто не пожаловался, что скучно. После ужина ребята и взрослые собрались у костра, пели песни под гитару, разговаривали, вспоминали какие-то истории. А вокруг лагерь со всех сторон обступила ночь, на небе высыпали удивительно яркие звезды. Трещит костер, звучит негромко песня, все подпевают негромко. Красота!

А утром следующего дня к нам пожаловали гости из Правительства Ленинградской области. Очень им в нашем лагере понравилось, жаль, что не захотели пойти с нами по Сюрьевскому болоту прогуляться. А между тем исследования воды, воздуха, почвы, флоры и фауны болота прошли на высоком уровне, а вопросы, выдвинутые для обсуждения, заинтересовали всех:

  1. Почему болота нуждаются в защите?
  2. Осушение болот. За и против.
  3. Какие из обитающих в болотах растений и животных занесены в Красную книгу?
  4. Существует мнение, что леса – легкие планеты, реки и ручьи – ее кровеносная система, а болота играют роль печени и лёгких на земле. Согласны ли вы с этим утверждением?

Конечно, мы проделали большую работу. Ее результаты обязательно станут основой для сборника, который в этом году будет издан в школе. Ну, а сами работы будут зачтены как проект на экзамене по экологии или биологии. Замечательные фотографии растений и животных, сделанные в экспедиции, говорят сами за себя.

Возвратившись из экспедиции, мы поделились своими впечатлениями с родителями.

Ребята вместе с учителем редактируют предложения, подобранные учителем из заметок, написанных школьниками к уроку. Работа в группах по 4-5 человек. Обоснование ответа строго регламентировано (3 мин). Комментарии учителя даются после каждого ответа.

«Авторский» текст Отредактированный текст
Скоро в нашей школе мы будем праздновать веселый праздник – День рождения школы Скоро мы будем отмечать веселый праздник- День рождения школы.
Наша школа новая и большая В нашей школе светлые классы, два спортивных зала, торжественный актовый зал, уютная столовая, просторный холл
Мне нравится, как учителя нас учат математике Среди многих учителей, работающих в нашей школе, больше всего мне нравится учитель математики Светлана Антоновна. Она строгая, но справедливая, всегда подробно объясняет новый материал, а иногда даже может пошутить на уроке
Урок-лекция была проведена в 11 классе на тему «Экологическое состояние Ленинградской области» Урок-лекция была проведен в 11 классе на тему «Экологическое состояние Ленинградской области»
Расположите приведенные ниже предложения по порядку  
1. Славными мореходами и лоцманами славилось Лебяжье. 2. Именно здесь 140 лет назад была открыта первая школа - морское училище. 3. На южном берегу Финского залива расположилось уникальное по своему историко-культурному значению Лоцманское селение.4. Руководство и финансирование школой осуществлялось цехом Кронштадтских лоцманов и составляло 1500 рублей в год. 1. На южном берегу Финского залива расположилось уникальное по своему историко-культурному значению Лоцманское селение. 2.Именно здесь 140 лет назад была открыта первая школа - морское училище. 3.Руководство и финансирование школой осуществлялось цехом Кронштадтских лоцманов и составляло 1500 рублей в год. 4.Славными мореходами и лоцманами славилось Лебяжье.  
Замените выделенные слова, подходящие по смыслу:  
До самой старости она оставалась такой же словоохотливой, памятной и энергичной. До самой старости она оставалась такой же словоохотливой, памятливой и энергичной.  
К январю 1944 года враждебная оборона немцев была сломлена, и блокада Ленинграда снята. К январю 1944 года вражеская оборона немцев была сломлена, и блокада Ленинграда снята.  
Исполнительное мастерство маленьких артистов достойно восхищения. Исполнительское мастерство маленьких артистов достойно восхищения.  
Инкери, исконным жителям нашего края, приходилось очень туго: каменная земля с трудом поддавалась обработке. Инкери, исконным жителям нашего края, приходилось очень туго: каменистая земля с трудом поддавалась обработке.  
Отношения между лоцманами и жителями поселка носили добрый, доверчивый характер. Отношения между лоцманами и жителями поселка носили добрый, доверительный характер.  
Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Находясь в школе, 1. нам дают новые знания 2. узнаешь еще больше нового и интересного 3. иногда не выполняется домашнее задание 4. обычно хочется погулять Находясь в школе, узнаешь еще больше нового и интересного
Играя в этом спектакле 1.было чувство радости 2. артисты старались передать свое настроение 3. должен учитываться замысел автора 4. зал с интересом смотрел пьесу Играя в этом спектакле, артисты старались передать свое настроение
Возвратившись из экспедиции, 1. произошло интересное событие 2. мы поделились своими впечатлениями с родителями 3. нам не спалось 4.надолго запомнились интересные случаи в дороге Возвратившись из экспедиции, мы поделились своими впечатлениями с родителями
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Объясните свой выбор.
предложение варианты Правильный ответ, обоснование
Река Лоцманка (1) густо заросшая кувшинками (2) располагается (3)в удаленной от поселка (4) части Лоцманского селения. 1) 1,2 2) 1,2,3 3)3,4 4) 1,3 Река Лоцманка, густо заросшая кувшинками, располагается в удаленной от поселка части Лоцманского селения.
Было впечатление(1) что мы чудесным образом перенеслись в Древнюю Русь (2) когда в бойницах Копорской крепости виднелись (3) стоящие на страже русские воины (4) охранявшие рубежи княжества. 1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1, 2,4 Было впечатление, что мы чудесным образом перенеслись в Древнюю Русь, когда в бойницах Копорской крепости виднелись стоящие на страже русские воины, охранявшие рубежи княжества.

Заключительный этап урока. Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: упр.448.

Напишите заметку в школьную газету на тему «Человек и природа». Используйте в заметке любой тип речи, но стиль должен быть публицистический.