ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка (Раздел II. Основная часть)

Семен
1/3/2007 14:50:17
Автор: Бараусова Татьяна Геннадьевна

Раздел II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

И.С. Якиманская

Глава 2. Дифференцированное обучение школьников

Глава3. Технология дифференцированного обучения

  1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.
  2. Наличие совокупности методов и приемов.
  3. Проектирование и организация.
  4. Наличие комфортных условий.

Глава 4. Организация самостоятельной работы.

  1. все ученики выполняют общее для всех задание;
  2. учитель дает инструктаж к выполнению заданий;
  3. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

Глава 5. Учет возрастных особенностей учеников при выборе методов обучения.

Глава 6. Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка

изучения новой темы.

дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

его выполнения в установленное время.

  1. Тема, место урока в теме.
  2. Постановка конкретных задач урока по теме.
  3. Работа на каждом уроке со словом, словосочетанием, предложением, текстом.
  4. Соответствие объема самостоятельной работы на уроке.
  5. Работа со словарями.
  6. Четкое распределение на уроке времени.
  7. Оценка за соответствующий выполненный объем работы (в устной форме, поурочным баллом).
  8. Разнообразие домашнего задания (по выбору, в соответствии с учебными возможностями).
  9. Организация самопроверки, взаимопроверки самостоятельно выполненных работ.
  10. Достаточное использование наглядности, опорных схем, таблиц, технических средств, компьютерных технологий.
  11. Систематическая организация повторения учебного материала.
  12. Разнообразие видов заданий на уроках.
Этапы урока Класс группа Содержание работы Время
1 Весь класс Совместная постановка цели, задач урока. 2 мин.
2 Весь класс Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа). 3 мин.
3 1,2,3 группы Дифференцированное повторение необходимого материала.(Проверка домашнего задания,опорное повторение для нового материала: правило с примерами,объяснением). 7 мин.
4 Весь класс Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение. 7 мин
5 Весь класс;1,2,3 группы Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости). 5 мин.
6 1,2,3 группы Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных. 8 мин.
7 Весь класс Общая проверка результатов усвоения материала:самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д. 8 мин.
8 Весь класс Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.) 2 мин.
9 1,2,3 группы Дифференцированное домашнее задание. 3 мин.

Глава 7. Технология опыта.

Дифференцированный подход в организации учебно-поисковой деятельности на уроках русского языка и литературы.

  1. учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
  2. Или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Я организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая. В период обучения применения знаний, закрепления умений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затем самостоятельно. От урока к уроку провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.
  1. задания на сравнение, сопоставление явлений, например, поставить глаголы в форму настоящего времени, определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
  2. задания исследовательского характера (это задания на примере работы с текстом).
  3. задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий: например, в процессе работы над обособленными членами предложения предлагаю задание на подбор разных грамматических синонимов.
  4. задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся (осуществляют проверку индивидуальных заданий, помогают слабым при выполнении работы над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях, выполняют обязанности консультантов в процессе индивидуально-групповой работы, помогают учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках зачетах, смотрах знаний). Этим самым учащиеся помогают ликвидировать пробелы.

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».

  1. Сложноподчиненное предложение – это союзное, сложное предложение (оно обладает всеми признаками предложения).
  2. В отличие от сложносочиненного предложения сложноподчиненное состоит из главного и придаточного.
  3. В придаточной части всегда есть подчинительные союзы или союзные слова, которые присоединяют ее к главному предложению.
  4. Придаточные предложения поясняют главное предложение или слово (словосочетание) в нем.
  5. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
  1. Найди и подчеркни грамматические основы предложений, проанализируй части сложного предложения.
  2. Определи, чем они связаны; если союзами, то какими – подчинительными или сочинительными.
  3. Посмотри, в каком предложении находятся подчинительные союзы или союзные слова (это предложение придаточное)
  4. Выясни, что поясняет придаточное предложение (все главное или слово, словосочетание в нем)
  5. Правильно поставь вопрос от главного предложения к придаточному.
  6. Найди границы главного и придаточного предложений – не забудь поставить знак препинания.

Урок в 6 классе по теме

От последующей согласной От суффикса От ударения
лож - лаг: предложить-предлагать бир-бер, тир-тер,пир-пер,стил -стел, мир-мер гор-гар:выгорел - загар,загорелый - нагар
приложи-прилагательное;рос, раст (ращ);выросли - растение;заросли - выращен;росток - отрасль; собирать - соберу;вытирать - стереть;запирать - запереть;замирать - замереть;застилать - застелено; зор-зар;зарево - зарница;зори - озарился
  1. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфографию
  2. Сгруппировать по правилам
  3. Дописать недостающие определения и объяснить.
  4. Составить схемы 3-х последующих предложений.
  1. Общее - знать правило правописания КОС - КАС
  2. По вариантам: I и 2 группы упр.104, 3 группа – упр.100.