ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Советы учителям и учащимся (по итогам работы предметной комиссии ЕГЭ – 2005).

Михаил
20/2/2007 14:44:52
Автор: Попкова Вера Юрьевна

Пожелания 2005.

Оформление работы:

  1. Работать над каллиграфией в школе и настраивать учащихся писать разборчиво.
  2. Безобразный почерк.
  3. Почерк!
  4. Писать аккуратно, разборчиво.
  5. Знаки в СПП.
  6. Неумение выделять цитаты.
  7. Цитируя текст, не употребляют нужных знаков препинания (кавычки).
  8. Не знают особенностей употребления многоточия (а используют этот знак часто!).
  9. Приводя примеры изобразительных средств в скобках, неправильно употребляют сочетания знаков препинания.
  10. Объём работы – 1 лист.
  11. Выделение и оформление абзацев (красная строка).
  12. Нет отступа от начала строчек.
  13. Недописанные слова: в наше… городе и т.д.
  14. Перечёркнутые работы.
  15. Оборвано слово, на предлоге (без), начало с маленькой буквы.
  16. Много текстов списанных с минимальными вставками. Проверяющие в затруднении.
  17. Несколько работ с указанными фамилиями: Я, ФИО, считаю… ___(подчёркнуто мною).
  18. Задание В. Запятые между словами пропущены: нибы. Как это понять?

Композиционная стройность, смысловая цельность, содержательная сторона творческой работы:

  1. Обратить внимание учеников на композицию сочинения: учить писать зачин, концовку, делать логические переходы.
  2. В сочинениях нет композиционной стройности, отсутствуют логические переходы.
  3. В очень многих работах нет заключения.
  4. Путают автора текста и упоминаемого в тексте писателя, учёного.
  5. Незнание изобразительно-выразительных средств
  6. Ищут средства выразительности не в авторском тексте, а в цитатах, употребляемых автором.
  7. Излагая собственную позицию, опираются не на проблемы, поставленные в тексте, а на свой довольно скудный жизненный (даже не читательский) опыт. Анализ текста тем самым сводится к банальным «кухонным» рассуждениям.
  8. Наибольшие трудности дети испытывают при выявлении изобразительно-выразительных средств и органичного введения их в свой текст.
  9. Учить объяснять роль художественных средств.
  10. Поработать с учащимися над ролью изобразительно-выразительных средств в тексте.
  11. Называя художественно-изобразительные средства, их роль в тексте, обязательно приводить примеры (или цитируя, или указывая номера предложений).
  12. Не зная риторических фигур, дети их ищут (и находят!) там, где их нет.
  13. Допускают грубые стилистические ошибки, подменяя востребованную книжную речь разговорной.
  14. Неоправданное употребление речевых штампов, вводных конструкций, просторечий.
  15. В силу возрастных особенностей ребёнок не способен выявить все проблемы текста, которые предполагает модель ответа, и поэтому теряет баллы. <рекомендация: работать с моделями, конструировать их самим).
  16. Речь, штамп:
    • Хочется верить, чтобы каждый человек…
    • Рассказывая об этом, как бы философствуя, автор заставляет задуматься, начать философствовать вместе с ним, как бы мысленно разговаривая.
    • Люди не задумываются о своих моральных качеств, они видят…
  17. Повторы, например, слово «проблема».
  18. «Натасканные» начала сочинения: Один вариант - Так нужно беречь честь смолоду или лучше повыгоднее её продать? Второй вариант – «Береги честь смолоду» – сказал великий писатель А.С.Пушкин в известнейшей «Капитанской дочке». А зачем? Спрашивается …Третий вариант – Я в этом тексте поняла для себя, что четь, душу можно продать, что человека даже можно купить. Из-за денег в нашей стране происходит полный беспорядок. Люди начинают убивать друг друга. Разве это нормально?
  19. Много работ чистого пересказа, а также текста, списанного кусками.
  20. При проверке работ заметна общая тенденция: наши дети очень негативно относятся к власти, правительству, слова «чиновник» и «преступник» - для них синонимы.

Подготовительный период и подступы к написанию сочинения непосредственно на экзамене:

  1. Обратить внимание на знание учащимися критериев.
  2. При подготовке к экзамену учитель должен основное внимание уделять работе с темой и идеей текста.
  3. Читать текст внимательно, опираясь на ключевые слова, если главную мысль сразу определить трудно.
  4. Интерпретация текста должна обязательно отражать авторскую идею и ваши собственные мысли по поводу прочитанного.
  5. Художественно-изобразительные <языковые> средства вводить в основную композицию своего текста, иначе теряется его композиционная стройность, а значит и баллы.
  6. Отрабатывать с учащимися:
    • способы цитирования;
    • умение обосновать выбор художественных средств;
    • умение чётко формулировать тему, идею, проблематику текста;
    • умение строить сложные предложения с разными видами придаточных;
    • уместное использование прямой и косвенной речи;
    • умение выделять микротемы.
  7. Необходимо обратить внимание на почерк, на оформление работ (выделение красной строки, употребление скобок, сокращений).
  8. Учить писать и правильно понимать фамилии авторов (по Л.Мигдалу – Мигдалу поднимает вопросы…; по С. Нариньяни – Нариьянин …).

ЕГЭ – 2005

3 июня 2005 года большинство выпускников школ Ленинградской области сдали единый государственный экзамен по русскому языку. Подводя предварительные итоги экзамена, можно в первую очередь и с большей долей определённости проанализировать выполнение части С, то есть творческого задания. Сочинения участников экзамена проверялись в анонимном режиме предметной комиссией (138 экспертов), в состав которой входят опытные учителя, а также работники вузов и педагогических колледжей Ленинградской области. По окончании работы члены комиссии высказали замечания и пожелания по итогам проверки как учащимся и учителям, так и разработчикам КИМов.

Советы учителям и учащимся, высказанные экспертами после пробного и основного экзаменов, условно можно разделить на три составляющие: оформление работы, содержательная сторона сочинения и подготовительный период.

  1. Оформительская, орфографическая и пунктуационная грамотность работы
    • Письмо гелевыми ручками на нелинованной бумаге приводит к некоторой смазанности, нечёткости почерка, вследствие этого при сканировании и распечатке копий для проверки трудно (а иногда и просто невозможно) прочитать отдельные работы учащихся. Поэтому, практически дословно повторяя замечание прошлого года, все эксперты начинали с рекомендации для будущих выпускников: писать аккуратно, разборчиво, работать над каллиграфией.
    • С точки зрения практической грамотности в работах преобладают пунктуационные ошибки (такая же картина наблюдалась и в прошлом году), в первую очередь – знаки в сложноподчиненном предложении. Достаточно много ошибок и в построении СПП. Это и неоправданное отделение придаточного предложения от главного, и излишнее «нагромождение» придаточных в одном предложении.
    • Неумение выделять цитаты – ещё один недочёт, повторяющийся с прошлого года. Во-первых, цитируя текст, учащиеся не всегда верно употребляют нужные знаки препинания, во-вторых, недостаточно используют возможности частичного цитирования. Выписывая же словосочетания и даже целые предложения из текста как подтверждение своих тезисов, не заключают их в кавычки.
    • У проверяющих сложилось представление, что не все учащиеся знают особенности употребления многоточия, хотя встречается этот знак довольно часто.
    • Следует обратить внимание на разные способы грамотного оформления примеров изобразительных средств языка. Так, используя скобки, учащиеся неправильно употребляют сочетание знаков препинания; указывают эпитеты без определяемого слова; называя метафору, приводят непонятно выхваченные из текста словосочетания, то есть работы в этой части задания отличает небрежность и в содержании, и в оформлении.
    • Также неаккуратность проявляется и в выделении абзацев (красная строка), в отступе от начала строки.
    • Многие эксперты пришли к выводу, что пишущие искусственно увеличивают объём сочинения. Были работы и на трёх, и на четырёх листах, оптимальный же вариант (это только рекомендация) – один лист, но хорошо продуманного и выверенного текста.
    • Недоумение вызвали работы, оборванные на предлоге (без …), с недописанными окончаниями (многократно повторяющиеся случаи), начинающиеся с маленькой буквы, с сокращениями (например, т. д. или т. к.). Напрашивается вывод, что экзаменующийся просто не проверял чистовик. В то же время встречалось немало работ перечёркнутых, переписанных (бланк использовался как черновик, но это не всегда обозначено самим учеником). Следовательно, нужно обратить внимание учащихся на распределение времени и чётко обозначить каждый этап работы над сочинением.
    • В этом году существенно больше, чем в прошлом (в процентном отношении), оказалось сочинений, почти полностью пересказанных или просто списанных с исходного текста, комментарий или другие вставки от себя – минимальны. Такая работа оценивается очень низким баллом, ребята должны знать об этом.
    • Отдельно следует предупредить учащихся о недопустимости каких-либо помет в работе.
  2. Композиционная стройность, смысловая цельность, содержательная сторона творческой работы
    • Написанию сочинения предшествует вдумчивое чтение, анализ исходного текста. В детских работах часто отсутствует понимание темы, идеи, проблематики исходного текста, что существенно отражается на оценивании работы по первым четырём критериям. Выпускники настолько поверхностно работают с источником, что путают автора и упоминаемого в тексте учёного или писателя, что приводит к фактическим ошибкам.
    • В сочинениях не всегда прослеживается композиционная стройность, часто отсутствуют логические переходы, заключение. Следует обратить внимание учеников на композицию сочинения: учить определять коммуникативный замысел и следовать ему, формулировать зачин, концовку. В работах этого года заметна тенденция заштампованных по форме и совершенно далёких от понимания содержания текста вступлений, не соотнесённых с проблематикой и стилистическими особенностями исходного текста.
    • Работы отразили отсутствие культуры рассуждения. Излагая собственную позицию, учащиеся опираются не на проблемы, поставленные в тексте, а на свой довольно скудный жизненный (даже не читательский) опыт. Анализ текста тем самым сводится к банальным «кухонным» рассуждениям. В силу возрастных особенностей ребёнок не способен выявить все проблемы текста, которые предполагает модель ответа, и поэтому теряет баллы. Существенную помощь в подготовке к реализации этой составляющей задания может оказать планомерная работа с моделями ответов, приводимыми в пособиях, официально разрешённых для публикации КИМов (издательства «Интеллект-центр» и «Просвещение»), а также самостоятельное конструирование моделей по образцам.
    • Вот только часть понятий, вошедших в модели ответов этого года: самоотверженность, подвижничество, самосовершенствование, талант, красота, прикладное и абстрактное искусство, мудрость, подвиг, служение долгу, фантастика, «душевная» зоркость, человеческое достоинство, деятельная доброта, духовные ценности, служение науке, вдумчивый читатель, мотивы и цель творчества, ассоциация, максимальная реализация, нравственное начало, философия, приоритет, честь, целеустремлённость, восторженность, первооткрыватель, совершенство, чудо, потребительское отношение, катастрофические последствия, гражданский долг, патриотизм. Далеко не все экзаменующиеся продемонстрировали способность осмыслить данные категории, осознанно оперировать такими понятиями в своих сочинениях, что ещё раз позволяет напомнить о необходимости вдумчиво работать с опубликованными моделями ответов.
    • Много замечаний вызвала часть задания, связанная с выявлением средств выразительности языка. Основные ошибки и недочёты: 1) незнание изобразительно-выразительных средств, нередко это приводит к тому, что ищут (и находят!) риторические фигуры и тропы там, где их нет; 2) неумение органично ввести в текст сочинения сообщение о средствах выразительности, объяснить их роль в данном тексте; 3) опора в ответе не на наиболее характерные (как того требует задание), а на случайные примеры; 4) роль каждого средства выразительности не разводится, все оцениваются вместе и чаще всего общими фразами; 5) не всегда приводятся примеры (необходимо учить детей делать это разными способами - цитируя, ссылаясь на конкретные предложения). Во время подготовки к экзамену необходимо изучить критерии оценивания, особенно серьёзно работая с К2.
    • Достаточно много нареканий вызывает и язык сочинений: 1) грубые стилистические ошибки, подмена востребованной книжной речи разговорной; 2) избыточное употребление речевых штампов, вводных конструкций, просторечий; 3) бедность словаря, неоправданный повтор слов; 4) по-прежнему много речевых и грамматических ошибок.
    • Члены комиссии обратили внимание на два явления, не имеющих на первый взгляд непосредственного отношения к нашему предмету. Во-первых, некоторые тексты вызвали у ребят живой интерес и желание высказать наболевшее, даже сокровенное, то есть выявилась несомненная нехватка общения по волнующим подростков проблемам. Во-вторых, при проверке работ заметна общая тенденция: наши дети очень негативно относятся к власти, правительству, зачастую слова «чиновник» и «преступник» - для них синонимы.
  3. Подготовительный период и подступы к написанию сочинения непосредственно на экзамене
    • Первостепенная задача учителя – познакомить одиннадцатиклассников со «Спецификацией экзаменационной работы по русскому языку для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений» и «Демонстрационным вариантом ЕГЭ по русскому языку». В начале учебного года работа ведётся с материалами 2005 года. Необходимо постоянно следить за сайтом www.ege.edu.ru, так как оба документа ежегодно обновляются. Обычно это происходит в октябре – ноябре, хотя последние изменения в прошедшем учебном году были внесены после пробного экзамена. Особенно подробно следует изучить с учащимися критерии оценивания части С, так как они служат основой для проверки и корректировки выпускником черновика сочинения.
    • Работая в классе с текстами, учитель должен основное внимание уделять умению учащихся определять тему, идею, проблематику текста.
    • Следует предотвращать возможную фактическую ошибку - искажение, грамматически неправильное прочтение фамилии автора. Например, после текста указано – по Л.Мигдалу, по С.Нариньяни. Учащиеся пишут: «Мигдалу поднимает вопрос...», «Нариньянин утверждает, что…»
    • Важно настроить учащихся с предельным вниманием приступить к чтению текста непосредственно на экзамене: выделить микротемы; опираясь на ключевые слова, определить главную мысль; помнить, что интерпретация текста должна обязательно отражать авторскую идею и собственные мысли пишущего по поводу прочитанного. Помощь в этом может оказать задание А27, всегда связанное с пониманием содержания исходного текста.
    • Отрабатывать с учащимися:
      • чёткость, разборчивость почерка;
      • способы цитирования;
      • навык сжатого пересказа с необходимым комментарием;
      • умение обосновывать выбор и ввод в основную композицию своего текста языковых средств, не нарушая целостности коммуникативного замысла;
      • умение чётко формулировать тему, идею, проблематику текста;
      • умение строить сложные предложения с разными видами придаточных;
      • уместное использование прямой и косвенной речи.
  1. При подготовке к экзамену учитель должен основное внимание уделять работе с темой и идеей текста.
  2. Читать текст внимательно, опираясь на ключевые слова, если главную мысль сразу определить трудно.
  3. Интерпретация текста должна обязательно отражать авторскую идею и ваши собственные мысли по поводу прочитанного.
  4. Художественно-изобразительные <языковые> средства вводить в основную композицию своего текста, иначе теряется его композиционная стройность, а значит и баллы.
  5. Отрабатывать с учащимися:
    • способы цитирования;
    • умение обосновать выбор художественных средств;
    • умение чётко формулировать тему, идею, проблематику текста;
    • умение строить сложные предложения с разными видами придаточных;
    • уместное использование прямой и косвенной речи;
    • умение выделять микротемы;
    • умение внятно, аргументированно формулировать личностную позицию
  6. Необходимо обратить внимание на почерк, на оформление работ (выделение красной строки, употребление скобок, сокращений).
  7. Учить писать и правильно понимать фамилии авторов (по Л.Мигдалу – Мигдалу поднимает вопросы…; по С. Нариньяни – Нариьянин …).

Сравнивая результаты пробного и основного экзамена, члены предметной комиссии пришли к выводу, что учащиеся ровнее справились с анализом текста на пробном испытании. Видимо, сказалось то, что текст многим был знаком. Основной экзамен проводился по пятнадцати вариантам, тексты по сложности были не равнозначны, поэтому и детские работы очень отличались по уровню. По окончании работы члены комиссии сформулировали следующие пожелания тем, кому ещё предстоит сдавать экзамен: