Урок (закрепление изученного) «Причастный оборот, выделение его на письме запятыми». 7 класс
Дмитрий20/2/2007 14:34:08
Автор: Козлова Лидия Ивановна, Сертоловская средняя школа №1
Цель:
Ученики знают особенности строения предложений с причастными оборотами, правильно ставят знаки препинания в данных предложениях.
Задачи:
- Ученик соблюдает нормы согласования причастий с другими частями речи.
- Ученики "видят" в предложении причастный оборот.
- Ученики знают правила выделения на письме занятыми причастных оборотов.
- Учащиеся конструируют предложения с причастными оборотами, графически обосновывая знаки препинания при причастных оборотах.
- Ученики пишут творческие работы, включая в речь предложения с причастными оборотами. (П, III гр.)
Выделение причастных оборотов запятыми.
I. Опрос
- Работа над орфографией:
- I в. Устно объяснить правописание слов с пропущенными орфограммами из домашнего задания упражнение 646;
- II в. Классифицируют слова по видам орфограмм: из упражнение 646
- Орфоэпия (на доске). Баржа, прибывшие, поднятый, начатый, начавший,
- Тест « Допиши предложение» (пишет весь класс)
- Причастие - это …
- Определяемое слово-это …
- Зависимое слово- это …
- Причастный оборот- это ...
- Найти причастный оборот в предложении, записанном на доске.
Прибывшие на место десантники сразу обезвредили врага.
I в. (сред, способ) вспоминает алгоритм причастного оборота в предложении.
1. Нахожу причастие.
2. Смотрю, к какому слову оно относится (нахожу определяемое слово).
3. Задаю вопросы от причастия.
4. Устанавливаю границы причастного оборота.
5. Упражнение 646 (домашнее задание выделение на письме причастных оборотов, I в. проверяет II в.)
Спрашиваю: «Кто допустил ошибки?»
Цель проверки:
- кто из ребят не совсем понял тему (с данными ребятами продолжаю работать на консультациях)
- какой частью речи выражено определяемое слово: (Местоимением)
Дополнение к правилу:
Если причастный оборот относится к местоимению личному, то всегда выделяется на письме запятыми.
Доска! Сравнение
- Она, изнемогающая от усталости, присела отдохнуть.
- Изнемогающая от усталости, она присела отдохнуть.
II. Работа над темой.
1.Упр.652 (сб.) устно.
Затем выполняют упражнение 654 (сб.) письменно.
Выбирая из скобок причастия, согласуя их с существительными, графически выделяют причастные обороты.
II в. карточка №1 (тест - подстановка).
Проверяю I в., затем все слушают выполненное задание II в. Объясняем пунктограмму «Выделение запятыми причастных оборотов».
2.Измените предложения соответственно схемам (см. упр. 650(сб.)
1. [Х,|П.О.|]
Зацвёл куст сирени, растущий в палисаднике
2. [|П.О.|Х]
3. [Х,|П.О.|,L] Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.
3.Найдите ошибку.
1.[Х(сущ),|П.О.|]
2.[Х(сущ),|П.О.|,...]
3.[|П.О.|Х(сущ)]
4.[|П.О.|Х(мест)]
4.I в. - устный графический диктант. II в. Составьте предложения (кто сколько успеет), используя схемы.
Предложения для устного графического диктанта. Какой схеме соответствует прочитанное учителем предложение? Строки из стихотворения А.А. Ахматовой.
1.:«Ещё недавно плоская коса, черневшая уныло в невской дельте, как при Петре, была покрыта мхом...»
2.:«Прошло пять лет, и нанесённые войной,
-
Страна, ты залечила: раны...»
3.:«Я счастлива. Но мне всего милей
-
Лесная и пологая дорога,
-
Убогий мост, скривившийся немного,
-
И то, что ждать осталось мало дней».
4.:«Красный дом твой нарочно миную,
-
Красный дом твой над мутной рекой,
-
Но я знаю, что горько волною
-
Твой пронизанный солнцем покой».
5.:«...Но она уже не ловит
-
Их протянутой рукой
-
Всё сильней биенье крови
-
В теле, раненном тоской».
6.Графический диктант (промежуточный срез для всех). Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
,, | X | X | ,, | , | , | , | X |
(ключ записан на доске).
1.Тополи, покрытые водой, наполняли воздух нежным ароматом.
2.Похожий на чуть разбавленный синькой воду бледный свет заливал восточную часть горизонта.
3.Оказавшимся в плену гор путешественникам была оказана срочная помощь.
4.Шёпот ветвей, ничем не отдаленный, раздавался совеем близко.
5.Из-под ног выходит трава, плотно слежалая с прошлого года.
6.Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшим дубняком и клёном.
7.Обвитое виноградником места было похоже на уютную беседку.
8.Индивидуальное задание. (Сильной III группе.)
Написать этюд. «Удивила ли меня природа сегодня утром?» (Использовать предложение с причастным оборотом). 7.Беседа (вывод).
- какую часть речи заменяют причастие?
- какова роль причастия и причастного оборота в речи?
- причастия делают нашу речь правильной, устраняя неоправданные повторы.
7. Конструирование предложений с причастным оборотом, упр. 651 (сб.): устно.
- какой недочет был устранен вами при конструировании: одного предложения из двух?
- каким образом это было достигнуто?
8.Редактирование (работа в парах).
-
Упражнение №648 (сб.)
I ряд 1-2-е предложение | I ряд 3-4 предложение | III рад 5е предложением и упр. 656 №6 |
---|
Какие значения потребовались вам, когда вы исправляли ошибки?
-
а) согласование причастий с определяемым словом;
-
б) место причастного оборота по отношению к определяемому слову;
-
в) однородные причастные обороты
9.Сообщение. «Какую роль играют причастия и причастные обороты в художественных текстах?» 10.Анализ текста (устно); упр. 649(сб.) устно.
-
а)выразительное чтение текста;
-
б)докажите, что данный отрывок является текстом;
-
в)определите тему и идею текста;
-
г)озаглавьте текст;
-
д)составьте план текста;
-
е)укажите определения, выраженные одиночными причастиями и причастными оборотами.
«Какую роль играют определения в тексте?»
11.Чтение этюдов (III гр.).
12.«Четвёртый лишний» (карточка №2) (I в. и II в.).
Задание В каком предложении нет причастного оборота?
1. Даже берёзы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме.
2. Окрестность исчезла во мгле желтоватой от лучей солнца.
3. На солнце ярко сверкнули избушки, занесённые снегом.
4. Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оживал».
2-е предложение лишнее! В данном предложении есть обособленное распространенное определение. Знаки препинаний ставим как при причастных оборотах. Они тоже характеризуют предмет.
III. Срез. Карточка №3 (I в.) (творческий диктант)
Задание: Где возможно, вставьте причастные обороты. Запишите получившейся текст, расставляя знаки препинания, делая графическое обоснование.
-
Лес зимой.
Помните, каким оживлённым был лес весной и летом? Теперь он стоит перед нами в таинственной тишине. Зеленеют ели. Кругом чернеют берёзы и осины. Кое-где возвышаются старые сосны. От деревьев ложатся длинные тени.
Срез. II в. Этюд ( на выбор)
1. «У засохшего пруда».
2. «Люди, помогите!» (передать содержание от лица уточки кряквы)
IV. Домашнее задание
I гр.: Упр.656 (письменно).
II гр.: Составить текст проверочного диктанта с причастными оборотами.
Всем: упр.653- (наизусть)
Индивидуально: патриотизм (как вы его понимаете?).