ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Урок Обобщение: Правописание причастий, употребление их в речи. 7 класс.

Дмитрий
20/2/2007 13:54:32
Автор: Козлова Лидия Ивановна, Сертоловская средняя школа №1

Цель:

ученики правильно пишут причастия с изученными орфограммами, ставят знаки препинания в предложениях с причастным оборотами, умеют употреблять причастия в речи.

Задачи:

  1. Ученик знает образование действительных и страдательных причастий, возвратность.(1спр.,2спр)
  2. Ученики определяют место причастного оборота по отношению к определенному существительному или местоимению (1спр.,2спр.)
  3. Ученики конструируют предложения с причастными оборотом.
  4. Ученики знают алгоритмы написания орфограмм по теме «причастия».
  5. Ученики составляют словосочетания и предложения по теме «портрет» (2гр.)

Примечание:

учитель работает над проблемами дифференцированного обучения учащегося.

Правописание причастий, употребление их в речи.

«Они (причастия) служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

Цель:

сегодня мы с вами продолжим работу над обоснованием орфографии, пунктограмм связанных с причастиями, и определим роль причастий в речи. Опрос (проверка домашнего задания). Проверка планов-конспектов по теме» Причастия». Класс участвует в обсуждении, заранее получив задание ответить на вопросы: II гр. (сильная). Какой план наиболее полный? I гр. По какому плану мне проще (ответить) дать монологический ответ на тему «Причастие как часть речи)? (Можно прослушать один ответ ученика I гр.)

Вывод:

причастия свидетельствуют о принадлежности к книжному стилю речи. Прослушаем, как причастия используются в текстах научного стиля, т.к. научный стиль-разновидность книжного стиля речи. (Ученики, проводя дома исследовательскую работу, делают небольшие сообщения о том, какова роль причастий в учебной истории, географии, геометрии).

Прослушаем, как используются причастия в текстах художественного стиля. (Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Анализ сделан учеником II гр.)

Сравните эту работу ученицы с отрывком из произведения С. Цвейга «Портрет Достоевского. Что можете сказать?

Справедливо ли это утверждение? «Причастие - это часть речи, которую легко усвоить, правильно писать и употреблять в речи? (Ученики обсуждают и делают вывод). II. Работа над темой. 1. Продолжается работа над Р.Р. упр. 737 (сборник под редакцией В.В. Бабайцевой) Задание: Исправь ошибки в употреблении причастий. Работа в парах. I ряд. II ряд. III ряд. 1-2-е предлож. 3-4-е предлож. 5-6-е предлож. Какие нормы в употреблении причастий нарушены? (морфологические, грамматические) Карточка № 1 Вариант №2 (II группа сильная) 1. Есть ли ошибка в данных схемах? Внесите исправления.

  1. [Х,|П.О.|……………………]
  2. [|П.О.|Х]
  3. [|П.О.|, ]

2. Есть ли пунктуационная ошибка в данных предложениях? Спишите, внося исправления.

3. Вставьте подходящие по смыслу причастные обороты. Обоснуйте графически знаки препинания.

Какие теоретические знания понадобились, чтобы исправить ошибки?

  1. Образование причастий.
  2. Возвратность.
  3. Время причастий.
  4. Умение отличать действительные причастия от страдательных.\\

2. Пунктуация. Есть ли в данных предложениях причастные обороты? I гр. - упр. 733 (1-3 пр. письм.) II гр. - карточка №1.
В это время два ученика работают у доски (индивидуальная работа). 1. Мудрость это ум соединенный с добром. 2. Мы невольно залюбовались морем, тихо плескавшимся у берега!

Проверка задания.

Сначала проверяю выполненную работу учащихся II гр., I гр. Слушает, внося исправления, если есть ошибки, в свои работы. Затем II гр. Проверяет записанные в тетради правописания II гр. После всего этого идет проверка по ключу, данному на плакате.

Почему в них пишется нн? I гр. Ребята вспоминают алгоритм «Правописание н и нн в причастиях». 1. Смотрю, есть ли в причастиях приставка (кроме не)

Да Нет Пишу нн Рассуждаю дальше

2. Смотрю, есть ли -ова-, -ева-, -ирово-

Да Нет Пишу нн Рассуждаю дальше

3. Смотрю, есть ли зависимое слово

Да Нет Пишу нн Рассуждаю дальше

4. Смотрю, образовано ли слово от глагола совершенного вида.

Да Нет Пишу нн Пишу н!

II гр. Сразу приступает к выполнению задании карточки №2.

После рассказа алгоритма приступают к работе вместе с учителем уч-ся I гр. Сначала коллективно, потом самостоятельно (устно все примеры 1-го задания объясняем, после написания проверяем 2-е и 3-е задание выборочно) См. карточку №2 (I в.) Карточка №2 Вариант №1(I группа слабый или средний уровень)

1. Записать словосочетания, указав причастия, выделив в них суффикс. Засушенные цветы, замасленная ткань, золоченая брошь, избалованный ребенок, сушеные грибы, холеная внешность, чищенная обувь, некошеный луг, поношенное платье, решенная задача.

2. Исключить лишнее словосочетание, записать оставшиеся словосочетания. #Рваная рубашка, вязаное платье, серебряное кольцо, раненый боец.

  1. Некова(н,нн)ая лошадь, кова(н,нн)ые латы, подкова(н,нн)ый

конь, непуга(н,нн)ая дичь..

3. Выписать из предложений причастия и отглагольные прилагательные, графически объяснить орфограммы.

  1. Стреля(н,нн)ый мною глухарь запел как ни в чем не бывало.
  2. Летом ходят в рубахах, сотка(н,нн)ых из травы.
  3. Рва(н,нн)ый полушубок держался на нем коробом.
  4. Старцов стоял перед ним в изжева(н,нн)ой шинели.\\

Срез Карточка №2 Вариант №2

1. Исключите лишнее, записать оставшиеся словосочетания, обосновать орфограмму. Кожаная куртка, взволнованная речь, испуганные глаза, море взволновано, песчаный берег, выкрашенные волосы.

2. Выписать словосочетания с отглагольными прилагательными, выделив суффиксы. Обиже(н,нн)ый ребенок, край непуга(н,нн)ых птиц, распаха(н,нн)ое поле, стира(н,нн)ое белье, вяза(н,нн)ый жилет, причеса(н,нн)ые волосы, точе(н,нн)ая фигурка, дубле(н,нн)ый полушубок, рожде(н,нн)ый в неволе зверь.

3. Преобразовать словосочетания, распространив зависимыми словами.
Рваная одежда
Раненый боец
Вязаный жилет
Груженая повозка
Сушеные грибы

4. Дописать недостающие примеры (1-2 примера). Брошенная бумага, обсаженная березами дорога, незанавешенные окна, раненный в плечо солдат, глаженный с вечера костюм, непуганая птица. Карточка №3 Вариант №2 (сильный) 1. Вставьте подходящие по смыслу причастные обороты, расставляя, где нужно, знаки препинания.

1. |П.О.|…травы и цветы мы раскладывали и сушили в книгах. 2. Горы |П.О. виднелись вдали. 3. Охотники выбрались на |П.О.| поляну. 4. |П.О. | птицы разгуливают у путешественника под ногами. 5. Деревья |П.О.| окружали луг.

I гр. Открывает форзац учебника и вспоминает правило на каждую орфографию по теме «Причастие». Примеры подбирают из упр. 732. II гр. Называет условия выбора написания орф. «нн в причастиях». Идет проверка карточки №2 (II в.).

  1. Назовите лишние словосочетания в 1-м задании. Почему?
  2. Назовите словосочетания с отглагольными прилагательными. (2-е задание)
  3. Прочитайте преобразованные словосочетания. Сколько н написали? (3-е задание)
  4. Какие примеры отсутствовали? (4-е задание)

4. Работа ведется со всеми уч-ся.

Точенный - точеный
Учённый – учёный
Варенный - вареный
5..работа над орфоэпией. Прочитайте правильно слова, написанные на доске. Начатый, начавший, поднятый, налитый, движимый. 6. Проверка индивидуального задания (ученик работал у доски). После (не)мер...но, овцы (не)считаны, пастух рогат.

I гр. орфограмм - орфограммы №2,№3,№4,№5,№6. II гр. орфограмм - №1. III гр. орфограмм - не с причастиями.

7. Проверка творческого задания.
Ода, посвященная причастию.
(ученикам был предложен этот жанр, потому что они впервые изучили оды в 7 кл.) задание выполняли самые «творческие» ребята.
III. Домашнее задание.
I гр. упр. 735 (устно)
упр. 734 (письм).
Инд. Тавтология*
II гр. упр. 738 (написать рассуждение, употребляя причастия, орфограммы графически обосновать)
IV. Срез
Примечание: к срезу для учащихся II гр. применялись портреты известных актёров, художников, писателей, знакомых или исторических деятелей.
Цель: продолжить работу по теме «Портрет» на уроках развития речи. Срез Вариант№2 (сильный)
1. Может ли причастие невыращенная быть написано с не раздельно? При каком условии?
…………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………...
2. Может ли в причасти быть одна буква н в суффиксе? При каком условии?
…………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………...
3. Распространите предложение, включив причастные обороты. Поставьте, где нужно, знаки препинания, графически обоснуйте.

…………………………………………………………………………...

4. Составьте словосочетания с причастиями и причастными оборотами (не менее трех) по теме «Портрет»
…………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………...
Срез Вариант №1 (слабая или средняя)
1. Подберите к предложению подходящий по смыслу причастный оборот. Запишите его на месте пропуска, графически объясните знаки препинания.
Черемуха,..................................................................................................
наполняла воздух нежным ароматом.
2. Вставьте нужную букву, графически обоснуйте орфограмму.
Кача....щиеся, стро... .шийея. изране....ый, сея.....я через сито мука, лома... .ая линия.
Испеч…нный пирог. закле...нный ботинок.
3. Слитно или раздельно? Запишите рядом слова, обоснуйте орфограмму.
(Не)годующий
(Не)выученный учеником урок
(Не)выдуманная история
4. Подчеркните словосочетания с причастиями, которые вы можете использовать при описании внешности человека.
Прищуренные глаза, длинное платье, кружевной воротничок, крашеные волосы, широко расставленные глаза, надвинутая на лоб кепка, серебряный перстень, вязаное платье.