Подготовка к публичному выступлению и написанию очерка «Памятник А.С.Пушкину в Петербурге»
Дмитрий20/2/2007 13:36:33
Автор: Козлова Лидия Ивановна, Сертоловская средняя школа №1
1. Тема «Памятник А.С.Пушкину в Петербурге» дана по программе и учебнику 8 класса под редакцией автора Бархударова С.К. и др. Она относится к разделу «Развитие речи учащихся 8 класса».
-
В разделе это не первый урок по изучению типов речи, стиля речи, учащиеся впервые знакомятся с описанием памятника. У учителя была возможность построить урок так, чтобы ученики смогли активизировать уже имеющуюся у них информацию о типах речи, стилях речи; учащиеся, занимающиеся на уроках факультатива, могли показать знания по предмету «Русская словесность», доказывая, почему данный отрывок называется текстом, что такое публичная речь и каковы ее особенности. Здесь и предоставилась возможность выйти за страницы учебника и послушать самостоятельно подготовленный анализ отрывка из выступления И.С, Тургенева на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве (см. упр. №199 учебник 8 класс)
-
Тема продолжает развивать умения учащихся формировать тему и идею текста, выделять главные мысли в тексте, составлять план текста, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений.
-
С целью успешного выполнения заданий по подготовке к публичному выступлению и написанию очерка были представлены карточки, где указан план сбора материала по теме «Описание памятника» для учащихся, которые составляют слабую группу, даны карточки – схемы «Тип речи – описание» и «Особенности публицистического стиля речи». Ценности использования таких схем и таблиц состоит в том, что для ученика они становятся ориентиром в написании «Слова о памятнике», чтобы в дальнейшем выступить с этим материалом перед аудиторией. Устные выступления учащихся, составляющих сильную группу, использовались как наглядный материал – образец хорошей ораторской речи.
-
Такая целенаправленность первой части занятия дает возможность на последующих уроках по развитию речи помочь учащимся в выборе необходимого материала, правильно строить текст типа речи описание, отличать тексты публицистического стиля от текстов других стилей речи. Повторение теоретических сведений о теме, идее текста, типах речи, стилях речи, композиции подводит учащихся к изучении темы «Публичное выступление. Написание очерка о памятнике».
2. При выборе метода учебной деятельности и планировании урока были учтены следующие особенности учеников 8 «А» класса:
- в классе 31 ученик, из них - 17 мальчиков и 14 девочек;
- в целом коллектив класса работоспособен, имеет средний уровень развития.
Но в классе четко различаются две группы:
- с достаточно хорошим уровнем обученности ≈ 14 человек;
- с репродуктивным восприятием материала ≈ 17 человек.
Качество знаний по русскому языку за I триместр – 54,8%. % успеваемости – 100% Оценки: «5» - 2 чел. «4» - 15 чел. «3» - 14 чел.
-
Не успевающих по предмету учеников в классе нет. «Сильная» группа учащихся, которая обладает развитым логическим мышлением, умеет сравнивать, обобщать учебный материал, делать выводы, глубоко анализировать текст, самостоятельно готовить к уроку сообщение, используя различную дополнительную справочную литературу, применять знания в любой ситуации.
-
Большая часть учащихся обладает преимущественно практическим мышлением. Этим ученикам для прочного освоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти, включая зрительно - эмоциональную. Любой новый материал усваивается ими легче «поэтапно».
-
4 ученика имеют низкий уровень развития. У них слабо развита память, в силу своего «переходного» возраста, эти учащиеся почти не уделяют должного внимания подготовке к урокам. Со стороны учителя требуется постоянный контроль и помощь.
-
Многие учащиеся 8 «А» класса проявляют интерес к урокам русского языка, выполняя творческие задания, делают сообщения, читают дополнительную литературу по предмету, работают со словарями, активны на уроках. Но так как большая часть учащихся 8 «А» класса обладает преимущественно практическим мышление, то для прочного усвоения знаний и умений были подобраны задания на повторение изученного. Это опорные карточки–схемы, карточки-планы, справочная тетрадь по русскому языку, образцы публичного выступления, записанный на дискету рассказ экскурсовода-ученика о площади Искусств и памятнике А.С.Пушкину в Петербурге.
Цели и задачи урока.
Цель:
I гр. - ученики пишут (сильная группа) очерк о памятнике А.С.Пушкину в Петербурге., II гр. – ученики пишут «Слово о памятнике А.С.Пушкину в Петербурге» с последующим публичным выступлением перед русской интеллигенцией. III гр. – ученики пишут «Слово о памятнике А.С.Пушкину в Петербурге» с последующим публичным выступлением перед иностранными туристами.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с понятиями «ораторская речь», «риторика», «публичное выступление», продолжить работу над понятием «очерк»;
- закрепить знания о типах речи, стилях речи, признаках текста;
- формировать навыки составления текста публицистического стиля речи.
- Развивающие:
- развитие умения анализировать текст;
- развитие умения составления текста публицистического стиля речи, написание очерка;
- развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления перед аудиторией (навыков ораторской речи)
- умение пользоваться справочной литературой, творчески подходить к отбору материала.
- Воспитательные:
- стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении в творческой работе;
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости знаний по русскому языку;
- развитие интереса к русской культуре, к родному краю;
- развитие интереса к учебному предмету, способностей учащихся.
Тип урока – обучающий: урок развития речи
Структура урока – повторение пройденного, сообщение новых сведений о риторике и признаках ораторской речи, творческие работы учащихся – сообщение об истории создания памятника А.С. Пушкину в Москве, об авторе А.М. Опекушине, о площади Пушкина в Москве, описание памятника А.С. Пушкина в Москве, беседа, образец выступления экскурсовода о площади Искусств и памятнике А.С. Пушкину в Петербурге.
-
Исходя из типа и цели урока, можно определить следующие методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесный (выступление учащихся, анализ-рассуждение, беседа);
- исследовательский (изучение дополнительной литературы, работа со словарями, выводы после работы с текстами);
- практический (составление текста по предложенному плану, работа с учебником, прослушивание образцов публичного выступления);
- репродуктивный (воспроизведение знаний о типах речи, теме и идее текста, используя карточки и тетрадь-справочник);
- частично-поисковый (отбор необходимого материала с целью выступления перед разной по составу публикой);
- стимулирование и мотивация интереса к обучению (самореализация учащихся в творческой работе, наглядный материал (репродукции памятников А.С. Пушкину в Москве и Петербурге, фото Русского музея, музея Этнографии, Филармонии, театра оперы и балета имени М. Мусоргского), чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина);
- творческий (работа с текстом, составление текста);
- контроль (I гр. написание очерка; II гр. выступление «Заочная экскурсия на площадь Искусств для русской интеллигенции; III гр. выступление перед иностранными туристами о памятнике А.С.Пушкину в Петербурге)
Анализируя урок, следует сказать и о средствах обучения:
- технические: рабочее место учителя, оснащенное с телевизором с DVD, доска с репродукциями и фотографиями, стенд в кабинете «Сегодня на уроке» с темой, словарными словами: пьедестал, постамент, оратор, скульптор, ваятель, монумент, пафос;
- информационные: записанная на DVD экскурсия на площадь искусств, учебник, обучающая программа, подготовленные сообщения;
- карточки, опорные схемы.
Соответствуют ли итоги урока поставленным целям?
Да, на данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены. Перегрузки учащихся как физической, так и психической не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.
-
При объявлении темы была создана проблемная ситуация «Что такое хорошая речь?» с использованием высказываний Д.С. Лихачева, проведена словарная работа, создана игровая ситуация, так как было предложено II и III гр. провести экскурсию для разных по составу групп людей, а значит, ученики сами определяли, какой материал необходимо использовать в своем «слове»;
II гр. – в выступлении перед русской интеллигенции необходимо использовать и материал об истории создании памятника, и слово о скульпторе, и слово о месте, где стоит памятник; III гр. – больше внимания уделять описанию памятника, лишь упомянув о времени создания памятника и личности скульптора.
-
На уроке формировалась активная познавательная позиция – стремление к творческой деятельности.
-
Обращение к подробному анализу текста по программе 8 класса является не обязательным. Однако группа учащихся посещает факультатив «Русская словесность» и уже владеет определенными навыками анализа текста, готовясь, таким образом, к профильному гуманитарному обучению.
-
С целью более успешного усвоения темы были использованы опорные карточки, образцы устного выступления учащихся, средство ТСО. Эти средства помогли учащимся разобраться в теме, урок построить более интересным.
-
В конце урока проведена заочная экскурсия по площади Искусств в Петербурге, что позволит учащимся ориентироваться в отборе материала при написании творческой работы.
-
Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется на протяжении всего урока традиционными методами.
-
На данном уроке особенно успешно прошла работа по анализу текста сильными учащимися, интересными были выступления «ораторов», хотя не все справились с волнением, и учителю пришлось оказывать помощь отдельным «экскурсоводам». Не всегда ребята II гр. (слабые) могли самостоятельно делать выводы, поэтому из-за отсутствия времени приходилось снова обращаться к сильным учащимся. Чтобы вовлечь остальную часть класса в работу, мною было предложены вопросы:
- Кто из выступающих на уроке вам понравился и почему?
- Чья речь была более эмоциональной?
- Кого трудно было слушать?
- Почему во время выступлений учащихся вы слушали их по-разному?
-
Полные выводы, конечно, делали сильные учащиеся, интересно оценивая ответы своих одноклассников. Сообщения слабых учащихся были односложными.
-
На основании вышеизложенного, я считаю, что цели достигнуты и задачи урока выполнены.