ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Материал для внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Sergey
20/2/2007 12:57:11
Автор: Егоркина Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы Отрадненской средней школы №3

Занимательный материал по русскому языку для учащихся 5-6 классов.

1.Подобрать эпитеты к слову (например, каникулы – в зависимости от ситуации).

2.Какой частью речи является слово смел?
Как он смел!
Как он смел?
Обосновать свой ответ.



3.Как правильно сказать: обоих ножниц или обеих ножниц?(ни так, ни так
нельзя – двоих ножниц ). Обосновать ответ.


4.Найдите слова-близнецы. Как они называются? (омонимы).
Смотрит зайка косой, как девчонка с косой
За речною косой травы косит косой.


5.Какое языковое явление отражено в стихотворении? (олицетворение).
Что делают часы?
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.


6.Соревновательный диктант. (По одному участнику от команды – на доске). Поласкать ребенка, посидеть в парке, свела с лестницы, спиши слова, свила гнездо, поседеть в старости, полоскать белье, полижи руку, рыжая лиса, спеши в школу, зеленые леса, полежи тихо, отворить дверь, отварить картофель.


7.Найди и исправь ошибки. Я был с Борей в кинотеатре, который окончил пять классов. Мальчик из кастрюли наливал в стаканы компот.


8.Подбери антонимы к словам. (По одному игроку от команды, игра с мячом).
Ярко – тускло; вдали – вблизи; весело – грустно; быстро – медленно; встать – сесть; громкий - тихий; вверх – вниз; сейчас – потом (раньше); устно – письменно; здесь – там; нельзя – можно; пасмурно – ясно; крепкий – слабый; твердый – мягкий.


9.Подбери подходящее слово или выражение.
Глеб у доски (загрустил), опечалился, повесил нос,
Краснеет до (весь, корней волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь (парту/землю) провалиться!
О чем же думал он вчера,
Когда (лентяйничал, баклуши бил) с утра.



10.Подумай и ответь: может ли данное ниже предложение иметь два смысла?
От чего это зависит? Обоснуй свой ответ. Произведи графический синтаксический разбор предложения.


Пролетали мимо города, села и хутора.

(Материал частично взят из различных источников).

Конкурсный урок-игра для учащихся 10 класса

"Восток – дело тонкое".


Жизнь – мираж. Тем не менее радостным будь.
В страсти и в опьянении радостным будь.
Ты мгновение жил - и тебя уже нету.
Но хотя бы мгновение радостным будь!


1. Вступительное слово ведущего. Так писал когда-то великий поэт Востока Омар Хайам. Мы на Востоке, в этом загадочном, сказочном и таинственном крае, где и родились эти строки. Я приглашаю вас в путешествие по Востоку, и пусть помощником вашим в этом путешествии будет ваш тонкий ум, которым славились люди этого края. Итак, отправляемся в наше необычное путешествие. Правда, у нас нет традиционных средств передвижения. Каких? (Ответы: верблюда, ишака, ковра-самолета). Но у нас есть крылья: это наши знания по литературе и искусству и наша фантазия.


2. Выбор основных участниц игры. Мы на Востоке. А чем прежде всего славились страны Востока? (Красавицами). Правильно, красавицами. Острыми, как пряности, сладкими, как восточные сладости, дорогими, как персидские ковры. И поэтому мы пригласим сюда пять восточных красавиц, которые своим словом и делом одухотворят общеизвестную метафору: "Восток – дело тонкое". (Выходят 5 девушек – участниц игры. Определяются группы поддержки).



3. Игра. Конкурс "Найди себя". Для начала мы должны познакомиться. Дело в том, что наши красавицы пока еще и сами не знают своего восточного имени. Им предстоит его выбрать, а точнее, угадать. Сейчас каждая из участниц услышит фразу-загадку. Она связана с литературой и другими видами искусства. Вам предстоит угадать имя восточной героини.
- Она перевоспитывал серийного убийцу своим необыкновенным даром рассказчицы. (Шехерезада).
- Один русский мужчина как-то сказал ей, что готов рассказать ей о поле и ржи при луне. (Шаганэ).
- Она одна обезвредила бандитское формирование из 40 человек на месте их дислокации. (Фатима).
- А эта коварная восточная красавица одна сумела победить целое войско, не сделав ни одного выстрела. (Шамаханская царица). - Он попросил ее открыть традиционно закрытую часть тела восточных женщин. (Гюльчатай).
Вот мы и познакомились.


4. Литературный конкурс. А теперь, восточные красавицы, надеемся вы покажете тонкие знания по русской литературе.
Вопросы:
- В каком произведении русской литературы слово "восток" и его производные имеют символическое значение. (Это связано с образом главного героя и отражением общественных взглядов автора)? ("Обломов").
- Как образ Востока нашел отражение в этом романе? (Окна квартиры Обломова - на Восток, восточный халат. Участницы или представители группы поддержки должны объяснить символическое значение этого и взаимосвязь "восточной темы" с мировоззрением И.С. Гончарова).
- Что еще сближало главного героя романа с людьми Востока? (Философский склад натуры, созерцательность, устремленность к внутреннему миру человека, отстраненность от жизненной суеты).
- Какая еще известная героиня русской литературы, задумчивая и мечтательная, любила встречать восходы солнца? (Татьяна Ларина из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина. Отрывок цитируется).


5. Конкурс "Тонкость чувств". (Цель – живописность языка, образность речи, творческое мышление.)
Представьте, что ваш господин подарил вам долгожданный красивый восточный наряд. Вы должны описать нам его и выразить свою благодарность вашему господину. (Выполняются, заслушиваются и оцениваются задания). Вы настоящие восточные красавицы! Какая тонкость чувств! Как писал Хайам, "изначальней всего остального – любовь!"


6. Конкурс "Тонкость мысли". (Цель – создание небольшого поэтического текста по образцу хокку).
А теперь мы вас попросим написать небольшое стихотворение о красоте жизни, показав при этом истинную тонкость восточной мысли. (Заслушиваются и оцениваются задания).


7. Завершение конкурса, подведение итогов. Ну что ж, наши восточные красавицы! Вы славно потрудились и каждым своим слово и делом убедили всех, что Восток – дело тонкое, а вы настоящие восточные красавицы, живущие на Востоке Европы в не менее таинственной и загадочной стране – России – и говорящие на одном из прекраснейших и тонких восточных славянских языков – русском языке.