Обучение деловому письму
Семен19/2/2007 20:01:12
Автор: Кенденкова Вера Андреевна ,учитель русского языка и литературы МОУ<<КСОШ №6>>
-
Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у подростков и детей самостоятельности, активности и творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирования навыка владения деловой речью. Заканчивая школу, ребята идут в большую жизнь...Всюду они сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг: заявления, характеристики, протокола, отчета о работе, докладной записки, автобиографии, расписки и т.д.. Школа должна познакомить учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с лексико-фразеологическими и грамматическими особенностями официально делового стиля, с образцами документов, вариантами их композиционной структуры, но из-за очень ограниченного количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг.
Основными целями данного курса является:
- формирование практических умений и навыков, учащихся в составлении деловых бумаг;
- развитие умения пользоваться деловой речью в определенной обстановке, в определенной жизненной ситуации;
- воспитание социально значимой личности, свободно себя чувствующей в повседневной жизни: в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Занятия в рамках данного курса предполагают большую часть времени уделять формированию практических навыков в составлении деловых бумаг. На рассматриваемых занятиях проводятся упражнения следующих видов:
- стилистико-грамматический анализ готовых образцов;
- упражнения по аналогии (составление документов по данному образцу)
- стилистические упражнения на употребление изучаемого грамматического материала в различного рода деловых бумагах;
- сопоставление текстов делового стиля с текстами других стилей;
- редактирование текстов деловых бумаг.
-
По итогам занятий проводится практическая работа, на которой учащиеся должны продемонстрировать умение составить любой из документов.
-
Тематическое планирование элективного курса “Обучение деловому письму”.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
---|---|---|
1 | Особенности официально-делового стиля речи | 1 |
2 | Деловое письмо | 1 |
3 | Адрес. Составление телеграмм | 1 |
4 | Справка. Удостоверение. | 1 |
5 | Заявление. | 1 |
6 | Объяснительная записка. | 1 |
7 | Объявление. Пригласительный билет. | 1 |
8 | Расписка. Доверенность. | 1 |
9 | Протокол. | 1 |
10 | Договор. | 1 |
11 | Автобиография. | 2 |
12 | План работы. | 1 |
13 | Отчет-информация о своих, чьих-то действиях, работе. | 1 |
14 | Резюме. | 1 |
15 | Поздравление. | 1 |
16 | Итоговый урок. | 1 |
Итого | 17 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
- Особенности официального – делового стиля речи.
Основные признаки официально – делового стиля речи:
- назначение
- обстановка использования
- виды и жанры
- особенности лексики
- характер формулировок
- требования к оформлению
Стилевые черты.
-
Точность, не допускающая иного толкования ( отсутствие изобразительно-выразительных средств языка ).
-
Краткость, ясность излагаемого материала. Юридическая обоснованность. Неличный характер. Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов : по истечение срока , в установленном порядке ). Стандартность расположения частей текста или реквизитов (обязательных составных частей делового письма). Предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределенной форме: обязан выполнять …, заключать …, рассчитываться и т.) Отсутствие эмоциональности, экспрессивности. Единая внешняя форма.
Виды работы:
- сообщение учителя
- беседа по вопросам
- нахождение стилевых черт в деловых бумагах
- работа с Конституцией России как деловым документом
2.Деловое письмо.
-
Отличие делового письма от письма личного. Предельно ясное, однозначное, по возможности лаконичное содержание делового письма. Корректный деловой тон письма. Речевой этикет служебной переписки. Формы обращения и концовки письма. Нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики.
-
Стандартные обороты речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «Прошу сообщить …», « в соответствии с тем …»; « Просим разъяснить …» и др. Безупречная внешняя форма письма.
Виды работы:
- рассмотрение нескольких вариантов делового письма с целью выявления различия в их оформлении
- составление плана делового письма:
- наименование должностного лица и название учреждения, организации, которым адресуется письмо.
- содержание просьбы или уведомления
- подпись автора письма
- дата
- адрес отправителя
-
- составление делового письма в магазин подписных изданий издательства «Просвещение» ( по возможности указываются издания , необходимые учащимся , деловые письма направляются по назначению).
3.Адрес. Составление телеграмм.
-
Знакомство с почтовыми правилами оформления адреса.
-
Основной признак «телеграфного стиля» изложения – лаконичность: сообщается только самое важное, главное.
-
Характерные признаки стиля: отсутствие предлогов, союзов, некоторых частиц, знаков препинания ( условное обозначение необходимых знаков препинания).
-
Однозначность, понятность текста телеграмм. Телеграфный бланк, его элементы, различные категории телеграмм (обыкновенные, срочные , поздравительные ).
Виды работы:
- работа по заполнению конвертов по СНГ и странам зарубежья;
- составление текстов телеграмм;
- произвести правку и составить текст телеграммы на основе предлагаемого.
4.Справка. Удостоверение.
-
Удостоверение и справка – документы информационного характера , удостоверяющие что-нибудь, какой либо факт. Справки содержат информацию без выводов и предложений по ней.
-
Подразделы справки, которая содержит несколько вопросов.
-
Удостоверение выдаётся только лицу, справка лицу или учреждению.
Форма написания справки:
- наименование министерства, отдела, учреждения ;
- наименование документа;
- дата выдачи справки (слева);
- номер справки (справа);
- место составления документа (слева, под датой);
- текст справки (содержание, цель выдачи, срок действия);
- подпись лиц, выдававших справку.
Виды работы:
- написание справки от имени директора школы о том, что вы учились в данной школе с 1 по 9 класс;
- написать справку от лица руководителя предприятия о работе, выполненной ребятами вашего класса за определенный период;
- написать удостоверение личности члену вашей семьи.
5.Заявление.
-
Письменная просьба о чем-нибудь, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу.
Форма заявления:
- наименование адресата, к которому обращаются с просьбой ( этот элемент заявления располагается посередине листа);
- должность, фамилия, имя (иногда адрес заявителя пишется в родительном падеже без предлога);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова заявление ставится точка);
- изложение просьбы (пишется с красной строки);
- подпись автора заявления (пишется внизу справа).
Виды работы по закреплению материала
- написать заявление по образцу на заданную тему (например о приеме в 10 класс);
- отредактировать текст заявления;
- охарактеризовать данный текст на предмет соответствия форме заявления.
Просим отгрузить 1000 м3 древесины Архангельскому комбинату, расположенному на берегах красавицы Двины, пахнущей вековым сосновым бором. 6.Объяснительная записка.
-
Документ, в котором работник предприятия, учреждения объясняет причину невыполнения какого-либо распоряжения, приказа, инструкции, устного указания, а также нарушения правил.
-
Объяснительные записки, прилагающиеся к документам, отчетам, актам , сметам.
Логическая схема документа.
- наименование должностного лица и учреждения, которому направляется записка (пишется в #дательном падеже);
- наименование документа;
- дата составления;
- заголовок документа (о чем?) Б если текст большой по объему;
- содержание (текст) записки;
- наименование должности, инициалы, фамилия и подпись составителя.
Виды работы учащихся:
- исправление ошибок в предложенных объяснительных записках;
- моделирование ситуаций, требующих составление объяснительной записки; составление записки на предложенную тему;
- создание объяснительной записки;
- работа по стилистике;
Определить стилистическую окраску слов уклоняться, увиливать, отбояриваться, отлынивать, ходатайство, просьба, прошение, поручение, нагрузка, поручать, возлагать, взваливать.
- устранить речевые недочеты, вызванные смешением элементов разных стилей.
7.Объявление. Пригласительный билет. Форма объявления:
- время;
- место;
- наименование мероприятия (что?).
- ответственный за проведение мероприятия (кто).
Виды работы с учащимися:
- написать объявление на избранную тему;
- нахождение и устранение недочетов в текстах объявления, закрепление навыка этой деловой бумаги;
- на дом предлагается оформить красочное объявление на одну из тем (по календарю).
План оформления пригласительного билета:
- обращение (пишется посередине строки, после обращения обычно ставится восклицательный знак);
- точное, краткое изложение содержания приглашения;
- указание места и времени проведения мероприятия;
- наименование учреждения или лиц, ответственных за приглашение.
Виды работы с учащимися:
- написать текст пригласительного билета на выпускной вечер 9 класса;
- написание текста пригласительного билета на семейное торжество.
8.Расписка. Доверенность.
-
Расписка - официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.п.).
Форма расписки:
- наименование документа;
- фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку;
- наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо;
- наименование полученного с указанием количества и суммы (количество пишутся сначала цифрами, потом в скобках прописью;
- подписи получателя;
- дата составления расписки.
Виды работы учащихся.
- составление расписки от своего имени на получение на прокат магнитофона «Панасоник» № 79012 в ателье № 3;
- составление доверенности на получение стипендии за март.
Доверенность - документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, выдавшего доверенность по форме:
- наименование документа;
- фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя;
- фамилия, имя, отчество (иногда должность ) доверенного лица;
- содержание доверенности (что конкретно доверяется; сумма пишется цифрами и в скобках прописью;
- подпись доверителя;
- дата выдачи доверенности;
- наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;
- дата удостоверения подписи и печать.
Виды работы с учащимися:
-
Написать доверенность о том, что школа доверяет получить в спорткомплексе «Нефтяник» 30 волейбольных мячей ученику 9 класса.
9.Протокол.
-
Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопроса и принятия решения на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
-
По способу и полноте записи протоколы могут быть стенографическими , фонографическими , конспективными , краткими.
-
В кратких (простых) протоколах указывают в текстовой части повестку дня, фамилии выступавших , темы выступлений, принятые решения. Тексты выступлений не приводятся.
В сложных фиксируется весь ход и результаты собраний, заседания. Реквизиты протокола:
- наименование учреждения;
- наименование документа (протокол);
- дата заседания;
- номер;
- место заседания;
- гриф утверждения ( если протокол подлежит утверждению);
- заголовок (наименование коллегиального органа или название протоколируемого совещания;
- сведения о количестве присутствующих;
- фамилии и инициалы председателя и секретаря собрания;
- повестку дня (перечисляются вопросы, при этом каждый из них записывается с новой строки; в повестке не должно быть пункта «Разное»: каждый вопрос необходимо конкретизировать);
- текст протокола;
- подписи председателя и секретаря собрания.
Текст протокола состоит из 3 частей:
- Слушали
- Выступили
- Постановили
Виды деятельности учащихся
- повторение способов передачи чужой речи;
- выполнение упражнений по конструированию предложений с косвенной речью;
- анализ образцов простого протокола;
- составление протокола классного собрания по предложенной теме;
- отработка навыка постановки знаков препинания в протоколе;
- написание выписок из протоколов, предложенных учителем.
10. Договор.
-
Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения.
-
Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.
-
Договоры составляются в нескольких экземплярах (2-4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.
Реквизиты договора:
- название документа;
- дата;
- место составления или издания;
- заголовок к тексту;
- текст;
- вводная часть текста(наименование сторон, заключающих договор , должности, фамилии, инициалы);
- предмет договора;
- изложение порядка рассмотрения споров;
- срок действия договора;
- юридические адреса сторон, подписи и печати.
Виды деятельности учащихся
- изучение договора между администрацией школы и родителями учащихся;
- составление договора (по заданию учителя).
11.Автобиография.
-
Значение термина (слово греческого происхождения, в современном русском языке употребляется в значении «описание своей жизни).
-
Автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение.
Форма деловой автобиографии:
- наименование документа
- текст автобиографии
- подпись составителя
- дата написания
-
В тексте автобиографии указывается: фамилия, имя, отчество , время ( число , месяц и год рождения) место рождения и сведения : об образовании ( где и когда учился) ; о прохождении службы в Советской Армии ( для военнообязанных) ; о трудовой деятельности ( где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время); о составе семьи (где и кем работают, учатся члены семьи) .
Виды работы :
- сравнительный анализ деловой и творческой автобиографий;
- выводы об отличительных особенностях каждой из них.;
- знакомство с творческими биографиями Зощенко М., А.Гайдара ,В. Маяковского и других;
- редактирование текстов предложенных автобиографий по образцу;
- написание своей автобиографии в форме официального документа.
12. План работы.
-
Документ, в котором планируется деятельность учреждения , организации , предприятия , группы лиц или отдельного лица на определенный отрезок времени.
Форма плана:
- утверждающая подпись должностного лица, его инициалы и фамилия (в правом верхнем углу 1 ступени плана;
- наименование документа;
- наименование учреждения , организации или должности лица, группы лиц , работа которых планируется;
- указание периода, на который составляется план;
- таблица определенной формы;
№п/п | Содержание работы | Лица, ответственные за выполнение | Отметка о выполнении |
---|
- подпись должностного лица, ответственного за выполнение плана.
Виды работы учащихся:
- составление плана работы (по образцу);
- анализ предложенных планов.
13.Отчет- информация о своих, чьих-либо действиях, работе.
Форма отчета:
- название документа ;
- название учреждения, организации , предприятия или должности ( с указанием фамилии) лица или группы лиц , отчитывающихся о своей работе;
- указание периода, за который пишется отчет ;
- текст отчета;
- подпись лица, ответственного за составление и содержание отчета;
- дату составления отчета.
-
В тексте отчета подробно освещается каждый вопрос плана, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы; при этом приводимые факты должны быть точными и убедительными.
-
В конце отчета объясняются причины невыполнения плана, делаются выводы и вносятся предложения, направленные на улучшение работы отчитывающегося учреждения, организации, должностного лица.
Виды деятельности учащихся:
- составление отчета о летнем отдыхе.
- отчет о проведенном мероприятии.
14.Резюме Составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные
- Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные телефоны.
- Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет)
- Образование (в обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего места учебы) по схеме:
- дата начала учёбы – дата окончания учебы;
- название учебного заведения;
- факультет, специальность;
- присвоенная квалификация.
-
4.Опыт работы ( в обратном хронологическом порядке , то есть начиная с последнего места учебы ) по схеме :
- дата начала работы - дата окончания работы;
- название фирмы, её сфера деятельности;
- название должности, количество подчиненных;
- описание должностных функций, уровень ответственности и полномочий;
- примеры конкретных достижений;
-
5.Дополнительное образование.
-
6.Дополнительные навыки (ПК, иностранные языки, водительские прав, наличие автомобиля).
-
7.Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов).
Виды работы учащихся:
- оформление резюме по образцу;
- составление резюме для своих родителей;
- оформление электронного резюме.
15.Поздравление.
-
Дружеское поздравление, родственное поздравление, официальное, полуофициальное поздравление.
Композиция поздравления:
- обращение;
- поздравление;
- пожелание;
- прощание;
- подпись.
Виды работы с учащимися:
- работа по таблице (см. приложение);
- упражнения в написании поздравлений различного характера.
Список использованной литературы
- “Секретарское дело” Т.Н Бондырева Москва “Высшая школа” 1998 г.
- “Обучение деловому письму на уроках русского языка” К.П Щепина Москва “Просвещение” 1990 г.
- “Этикет русского письма” А. Акишина Н. Формановская изд. “Русский язык” 1991 г.
- “Стилистика русского языка” М.Н Кожина Москва “Просвещение” 1993 г.
- “Русская речь” Е.Н Никитина Москва “Просвещение” 1995 г.