Радость исследования
Головахина Татьяна19/4/2013 16:58:20
Автор: Головахина Татьяна
Радость исследования
Головахина Татьяна Викторовна, воспитатель МДОУ д/с №30 «Улыбка» д. Кипень Ломоносовского района
В современных Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое внимание обращено на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Коллектив нашего детского сада признает роль игры - как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста по своей природе – исследователи! Они часто задают тысячи вопросов, самостоятельно исследуют, экспериментируют, стремясь узнать что-то новое! Детское экспериментирование - претендует на роль одной из ведущих деятельностей в дошкольном периоде развития ребенка! Основная задача педагога – поддержать детские начинания, помочь правильно спланировать и реализовать их. Китайская пословица гласит: Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму! Следуя этой мысли, мы выстроили свою работу таким образом, чтобы дети могли услышать, увидеть изучаемый объект, и произвести действия с изучаемым объектом. Основная цель проведения исследовательской деятельности – освоение детьми интегративных знаний. Задачи:
- Повысить уровень познавательной активности ребенка;
- Воспитывать у детей желание исследовать и экспериментировать;
- Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности;
- Заложить основы знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры ребенка-дошкольника;
- Совершенствование способов обследования предметов детьми;
- Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности;
- Реализация успешности в деятельности каждого ребенка.
Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста проходит по трем уровням: 1. Обследование объекта (определение объекта, выявление его свойств и качеств). На этом уровне широко используются методы наблюдения, опыта и эксперимента. 2.Составление ребенком своего впечатления об объекте. Реализуемые методы:
- тайна двойного (наличия противоречий в объекте);
- мини-проект (ребенок самостоятельно проводит исследование объекта, собирает всю возможную информацию, опрашивает мнение своего окружения о данном объекте, составляет свое мнение, оформляет полученную информацию в доклад);
- презентация (выступление ребенка перед аудиторией со своим докладом).
3.Составление общей картины об объекте, его связях с другими объектами и явлениями окружающего мира (причинно-следственные связи). Интеграция с другими образовательными областями. Чтобы исследовательская деятельность ребенка - дошкольника проходила более успешно, необходимо при планировании учитывать еще два фактора: 1.Изменение позиции педагога. 2.Работа с родителями. Позиция педагога.
- Каждый день работы с детьми – поиск! Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить.
- Каждый ребенок изначально талантлив! Педагог в каждом высказывании ребенка должен видеть рациональное зерно.
- Каждый владеет равными возможностями! Педагог не руководит, он равноправный партнер в деятельности, а иногда даже должен уйти на второй план.
Роль семьи. Роль семьи очень важна, так как именно в ней в первую очередь формируется отношение к окружающему миру. Согласованность действий педагогов и родителей, их поддержка, благоприятно влияет на развитие исследовательской деятельности ребенка-дошкольника. Формы работы с родителями;
- Анкетирование;
- Проведение родительского собрания;
- Консультационный пункт
Родители вместе с детьми:
- Проводят дома небольшие эксперименты, наблюдения;
- Читают литературу, просматривают познавательные телепередачи;
- Приносят различные материалы для опытов;
- Изготовляют поделки, помогают оформлению мини-проектов и т.д.
Разработанная стратегия позволила достигнуть поставленной цели и задач: дети приобрели интегративные знания, повысился уровень их познавательно-исследовательской деятельности. В результате наблюдения видно, что проведенная в рамках проекта работа повысила любознательность, познавательный интерес и творческую смелость детей. При защите своих творческих проектов дети продемонстрировали свою самостоятельность, активность, умение логически размышлять, делать выводы. Так же мы отметили повышение интереса к научным книгам, возросла частота детских вопросов на самые разнообразные темы. Дети смело стали выдвигать различные гипотезы и искать пути их решения.
Проект «Вода – друг или враг человека» для детей старшего дошкольного возраста Проект средней продолжительности (1-2 месяца), исследовательский. Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители, специалисты.
Цель проекта:
- освоение детьми интегративных знаний о водной среде по средствам развития их познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Расширять представление детей о воде;
- Прививать у детей бережное отношение к природе;
- Формировать у детей практические навыки и умения в познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать у детей желание исследовать и экспериментировать;
- Формировать у детей начала экологической культуры;
- Заложить фундамент знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры личности и обобщению знаний о собственном здоровье;
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на непосредственное восприятие;
- Привитие навыков коллективной и индивидуальной деятельности;
- Обогащение словаря, развитие навыков творческого рассказывания, построение высказываний-рассуждений.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Ребенок получит интегративные знания о воде, у него накопятся конкретно-образные представления о водной среде, он будет понимать, что объекты и явления в природе взаимосвязаны и представляют единое целое;
- Ребенок сможет реализовать свой познавательный интерес, проявить свою активность и любознательность, творческий потенциал;
- Произойдет формирование основ экологической культуры, разовьется бережное отношение к природе;
- Будет внимательно наблюдать, рассматривать, размышлять, делать соответствующие умозаключения;
- Будет самостоятельно экспериментировать, проводить опыты и делать выводы.
Актуальность: Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело – огромные просторы морей и океанов, водопады, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам бьющие из-под земли. От этих красот у любого захватит дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря или реки, дождь или снег, каковы свойства воды, предстающей в таком разнообразном виде. Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. Даже о капле воды написано множество страниц. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода? Французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери ответил на этот вопрос так: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете. Нас с детства учили: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Но всегда ли это так? Наша работа с детьми направлена на то, чтобы не просто познакомить их с водой, её свойствами и качествами, но и заставить их думать, рассуждать, делать вывод об изучаемом объекте. Научить видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте – значит научить его мыслить, развивать детский интеллект. Еще одним из направлений нашей работы будет вывод о том, что от противоречий нельзя уйти, их надо решить или разрешить. Например: вода опасна - купаясь, можно утонуть, но если соблюдать несложные правила, этого можно избежать. Таким образом наш проект должен благоприятно повлиять на развитие детей, помочь им раскрыть их скрытые ресурсы, проявить свою активность, инициативность и самостоятельность.
Формы работы:
- Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные;
- Занятия: фронтальные и индивидуальные, интегрированные и комплексные;
- Эксперименты и опыты;
- Просмотр слайдов;
- Прослушивание аудиозаписей;
- Тематические выставки;
- Проведение праздников и развлечений;
- Родительское собрание.
Методы работы:
- Наглядные;
- Практические;
- Словесные;
- ТРИЗ.
Этапы реализации проекта: 1.Организационно-подготовительный этап:
1.1 Подбор методической литературы: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»/ СПб Детство-пресс, 2011. «Маленький исследователь » сборник из опыта работы/СПб, 2001. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» /Педагогическое общество России, М. 2005. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации» под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!» - М.:Линка-пресс, 2004. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология» - М.: Педагогическое общество России, 2000. «Вода» книжка для талантливых детей и заботливых родителей/ сост. Смирнов Ю. – СПб.: Сова.1998.
1.2 Пополнение и модернизация развивающей среды. Подготовка материала в уголке экспериментирования: колбы, различные наполнители, мерные стаканчики, карты наблюдения и т.д. Подготовки научно-популярной литературы, подготовка иллюстраций, подбор музыки и т.д. Проведена методическая подборка развивающих игр и информационных ресурсов в методическом кабинете.
1.3 Выбор метода диагностики и диагностического материала: Метод наблюдения за познавательной деятельностью детей. Опрос родителей «Часто ли ваш ребенок задает вопросы?» Игры на умение видеть противоречия: «Хорошо-плохо», «Польза - вред». Беседа с детьми: «Что ты знаешь о воде?»
2. Рефлексивно-диагностический этап:
2.1. Определен уровень знаний детей.
2.2. Проведена работа с родителями, выявлена их готовность участия в проекте.
3. Этап практической реализации проекта:
3.1. Корректировка системы реализации проекта (внесение дополнений в воспитательно-образовательный план работы группы, разработка совместных мероприятий родителей и детей)
3.2. Система непосредственной реализации проекта: "Вода – друг или враг человека!"
План мероприятий.
1 этап. Обследование объекта. Дать детям понятие воды, выделить ее свойства и основные функции. Беседа с детьми: «Вода – это что? Открытое занятие «Волшебница вода» (совместно с родителями). Опыты «Для чего цветку вода», «Как остудить воду», «Вода-невидимка» Беседа-рассуждение «Зачем нужна вода». Игры «Хорошо-плохо», «Польза - вред»
2 этап. Составление ребенком собственного мнения. Дать ребенку возможность составить собственное мнение о воде, проявить свою самостоятельность. Разработка мини проекта «Вода – друг или враг человека!» (совместно с родителями). Выступление с докладом перед сверстниками.
3 этап. Интеграция с другими образовательными областями. Выявить причинно-следственные связи воды с другими объектами окружающего мира. Занятие «Как поладить нам с водицей» (подведение итогов самостоятельной работы детей, выработка правил взаимодействия с водой). Эксперимент «Путешествие капельки». Открытое занятие «Путешествие юных экологов» Игры «Посмотри, кто тут спрятался», «Что можно, а что нет» Эксперименты «Тонет, не тонет», «Во что больше воды нальется» Эксперимент «Куда течет вода» Конструирование – эксперимент «Фонтан» Рисование «Музыка воды» Конструирование «Украшения из воды» Просмотр видео «Школа безопасности смешариков» Праздник в бассейне «Чтобы не было беды, правила все знать должны»
3.3.Проведение работы по обобщению и распространению опыта. Обобщен опыт работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников», который был представлен на ярмарке инноваций. Проведено открытое занятие для педагогов, с целью распространения опыта работы. Созданы альбомы творческих работ детей. Проведены занятия - практикумы с родителями. Выступление детей с докладами в других группах.
4.Заключительный этап:
Разработанная стратегия позволила достигнуть поставленной цели и задач: дети приобрели интегративные знания о воде, повысился уровень их познавательно-исследовательской деятельности. В результате наблюдения видно, что проведенная в рамках проекта работа повысила любознательность, познавательный интерес и творческую смелость детей. При защите своих творческих проектов дети продемонстрировали свою самостоятельность, активность, умение логически размышлять, делать выводы. Так же мы отметили повышение интереса к научным книгам, возросла частота детских вопросов на самые разнообразные темы. Дети смело стали выдвигать различные гипотезы и искать пути их решения.