Детский экологический телевизионный проект "Родничок"
МДОУ "Детский сад №23" г. Кириши22/4/2011 17:41:54
Автор: Галкина Наталья, Вороничева Елена, Выдрина Надежда
(МДОУ "Детский сад №23 общеразвивающего вида" г. Кириши) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста нельзя назвать новым в современной системе образования. Его бурное развитие наблюдалось в 90 – е г.г. Именно тогда проблеме экологического образования посвящали конференции разного уровня, начали проводиться всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы ДОУ в данном направлении, появились курсы для педагогов, дающие возможность повышать свою квалификацию.
Появился ряд парциальных авторских программ, вопросы экологии были включены в содержание отдельных разделов комплексных программ.Некоторые дошкольные учреждения организовали работу в экспериментальном режиме с экологической специализацией. За последнее десятилетие было опубликовано огромное количество методических разработок, как учёных, так и педагогов – практиков. Всё большее количество дошкольных учреждений начинает заниматься экологическим воспитанием своих воспитанников, а так же их родителей. Экологизация образования в детских садах не обошла стороной и наше дошкольное учреждение МДОУ «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Кириши.Система работы по экологическому образованию наших воспитанников, анализ и использование различных форм работы привели нас к созданию детского экологического телепроекта «Родничок».
Остро осознавая актуальность экологизации морали общества, обеспечение непрерывности данного процесса, наш опытный, инициативный и творческий коллектив, всегда с интересом включающийся в опытно – экспериментальную деятельность, поддержал инициативу нашей администрации и начал работу по созданию детской экологической телепередачи, планируемой выходить в эфир на кабельном телевидении нашего города. В современных семьях большое место занимает телевидение. Но оно хорошо, когда несёт не только развлекательную функцию, но и расширяет границы познания телезрителей, в том числе и детей, обогащает их опыт, воспитывает и развивает. С помощью телепередачи «Родничок» мы захотели призвать жителей нашего города к размышлению, показать процесс рождения мысли в споре, побудить их сочувствовать, сострадать, учиться предвидеть последствия своих действий и поступков, затронуть самые потаённые ниточки их душ, осуществляя тем самым живое эмпатийное взаимодействие с природой.
Цель создания экологического телепроекта «Родничок»: способствовать формированию начал экологической культуры у детей и их родителей.
Задачи:
- пропагандировать экологическое воспитание в семьях жителей г. Кириши;
- помочь осознать актуальность экологических проблем нашего города и предпринять попытки к совместному поиску путей их решения;
- оказать помощь детям и родителям в разумном выстраивании отношений с природой, с самим собой с помощью полученных знаний экологического характера;
- способствовать формированию эмпатических чувств у телезрителей;
- формировать способности к индивидуально – самостоятельному познанию мира через исследовательскую деятельность.
Этапы реализации телепроекта:
1. Подготовительный:
- Изучение и анализ экологических проблем;
- Создание творческой группы для работы в рамках данного проекта;
- Налаживание контакта с работниками местной телерадиокомпанией «Кириши»;
- Отбор методов диагностики эффективности реализации телепроекта.
2. Организационный:
- Разработка совместного плана организации съёмок передачи с ТРК "Кириши" на базе МДОУ «Детский сад № 23»
- Отбор содержания и разработка сценариев передач;
- Создание условий для съёмок (привлечение детей, создание необходимой предметной среды, поиск образа Родничка и т.д.)
- Создание творческой группы
3. Практический:
- Создание телепередачи «Родничок».
Кто же такой Родничок? С момента возникновения идеи создания детской экологической телепередачи перед нами встала проблема: кто для детей станет проводником в путешествии по таинственному, волшебному,манящему к себе миру природы? Кто поможет юным телезрителям погрузиться в него, почувствовать себя не просто созерцателями, а творцами этого мира, не став при этом сухим заморализованным нравоучителем? Дети должны были принять его, поверить, довериться, увидеть в нём друга и помощника. На мой взгляд - это должна была быть игрушка, какой – то незнакомый персонаж, но в то же время вызывающий желание познакомиться с ним, узнать поближе, захотеть слушать то, что он говорит, смотреть то, что он показывает, прислушиваться к его советам.По таким принципам была выбрана игрушка – персонаж, которого мы наделили человеческими качествами.
Почему его назвали Родничок? Мнений о том, как можно назвать главного персонажа экологической передачи, было много. Их высказывали и дети, и родители, и педагоги нашего сада, и работники телерадиокомпании, но все пришли к единому о том, что в его имени должен заключаться весь смысл нашей работы, и оно должно быть ярким, тёплым, нежным, звучным. Выбор пал на вариант «Родничок», так как само слово «родник» однокоренное со словами «Родина», «род», «родня» и происходит от имени славянского бога Рода – создателя, по мысли наших предков славян, Вселенной, Земли и Человека. Родники питают начало больших и малых рек, они неиссякаемы, чисты, находятся в постоянном движении и обновлении. Нам очень хотелось, чтобы наш «Родничок» обладал всеми этими качествами. В каждой передаче принимают участие воспитанники нашего ДОУ. Видя на экране своих сверстников, а тем более одногруппников или просто знакомых, дети, а тем более их родители, смотрели передачи с большей заинтересованностью, что побуждало их к деятельности, стремлению сделать то же, что и их товарищи на экранах телевизоров.
Как отбирались темы для содержания телепередачи «Родничок»?
При выборе тем для содержания передачи мы основываемся на принципах и идеях экологического воспитания, осуществляемого в нашем ДОУ, а именно:
- Жизнь каждого существа самоценна;
- Человек является частью высокоорганизованной системы;
- Все элементы этой системы взаимосвязаны и взаимоответственны, как сказал Коммонер: «Всё связано со всем!»
Таким образом, каждая из передач реализует определённые воспитательные, обучающие и развивающие задачи, соответствующие вышеперечисленным идеям. В каждой передаче выносится на обсуждение какая – либо проблема ближайшего окружения детей – сломанное дерево, голодная синица за окном, мусор на дорожке возле сада и т.д., и детям совместно с Родничком предоставляется возможность найти выход из сложившейся ситуации. Освещение экологических проблем осуществляется с упором на чувственный опыт детей, их мироощущения, поведенческие возможности. Необходимо заметить, что на фоне формирования отношений между природой и нашими телезрителями, мы в каждой передаче стараемся делать акцент на нравственные общечеловеческие ценности, национальные традиции, на проявление любви к Родине, к своей семье, друзьям, близким, формируя гражданственность юных киришан – такое дефицитное чувство в наше время, которое не может быть сформировано без соответствующих представлений ребёнка о его личных отношениях с окружающей средой, зависимости её состояния от действий каждого человека. Возрастная адресованность передач – средний, старший дошкольный и младший школьный возраст. 4. Отслеживание результатов:
- Проведение диагностического исследования наших воспитанников с целью выявления эффективности показа телепроекта «Родничок»;
- Анкетирование родителей;http://www.anketer.ru/vote/ym0cGY7CJA/
- Анализ эффективности работы в рамках данной деятельности с целью последующей её коррекции.
5. Обобщение и распространение опыта создания телепроекта:
- Выступление на районном семинаре для педагогов ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников о создании экологической телепередачи;
- Показ занятий на КМО с использованием передачи «Родничок»;
- Участие в областной экологической конференции в ЛОИРО;
- Представление телепроекта «Родничок» как продукта инновационной деятельности в областном конкурсе «Ярмарка инноваций в образовании»;
- ПУбликация статьи в городской газете "Любимый город";
- Размещение информации о телепроекте в сети Интернет
6. Ожидаемый результат :
- Массовый просмотр телепередач «Родничок»;
- Использование передач в качестве части занятий по экологическому воспитанию дошкольников другими образовательными учреждениями;
- Стабильность выхода передач в эфир на ТРК «Кириши»;
- Реализация поставленных задач, их расширение и актуализация;
- Участие детей и родителей в творческих конкурсах, объявленных в передачах от имени главного персонажа.
Таким образом, проанализировав результаты диагностического исследования эффективности телепроекта «Родничок» среди наших воспитанников и их родителей, мы сделали вывод о том, что такая форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста как экологическая телепередача «Родничок» способствует:
- более качественному усвоению знаний экологического характера,
- развитию познавательного интереса к миру природы,
- формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого себя поведения;
- воспитанию гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения ко всему окружающему миру;
- формированию элементарных умений прогнозировать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- восприятию себя как части природы.
Данный телепроект может эффективно использоваться по экологическому воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, а также в качестве повышения уровня экологической культуры родителей.
Фотографии со съёмок:
[https://picasaweb.google.com/113808011338996312925/ZVSYfE#]