ХОР

Добавь свой голос

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Конспект урока - экскурсии. "Экскурсия к памятнику Петру I"

Кочанова Анна Николаевна
13/2/2008 15:41:26
Автор: Бараусова Елена Николаевна

Конспект урока - экскурсии. "Экскурсия к памятнику Петру I"

Интегрированный учебный курс "Введение в изучение родного края" (региональный компонент) 4 класс

разработан учителем начальных классов Бараусовой Еленой Николаевной

г. Пикалёво 2007 год

Интегрированный учебный курс "Введение в изучение родного края",включающий краеведческий материал, можно реализовывать не только через уроки, но и через внеклассную работу, так как наиболее эффективной формой проведения занятий являются проблемные экскурсии, для организации которых требуется транспорт.

Цель: Развитие интереса учащихся к истории и культуре родного края.

Задачи:

  1. Учить детей видеть историю "вокруг себя".
  2. Познакомить с одним из самых значительных памятников родного края "Памятник Петру I ".
  3. Учить находить объекты на карте Бокситогорского района.
  4. Развивать умение строить исторический рассказ.
  5. Воспитание гордости за свою малую родину.

Оборудование к уроку: Карта Бокситогорского района (у каждого ученика); карта Ленинградской области; толковый словарь; планшеты для записей; ручки, карандаши.

1.Организационный момент (в классе).

Реплика учителя: - Ребята, представьте себе, что к вам в гости приехали друзья из другого района. Какие достопримечательности нашего Бокситогорского района вы могли бы показать им?

Ответы детей:

  1. Женский монастырьв Сенно.
  2. Антониево - Дымский мужской монастырь.
  3. Старинная церковь в деревне Сомино.
  4. Река Рагуша.
  5. Мемориал в деревн Астрача, посвящённый воинам, погибшим в годы ВОв.
  6. Памятники воинам - афганцам в гг. Пикалёво и Бокситогорск.

Краеведческие музеи в городе Пикалёво и Бокситогорск.

-На территории нашего Бокситогорского района, ребятя, есть ещё один очень интересный памятник. Он посвящён Петру I . А кто из вас знает: кто такой Пётр I? (Дети уже встречались с именем Петра I в различных источниках, поэтому они говорят, что это руский император).

-Хотели бы вы что-нибудь узнать об этом памятнике? (Вопросы детей).

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы поедем к петровскому монументу и попробуем разобраться в двух проблемах: 1)Почему памятник Петру I на территории Бокситогорского района установлен именно в этом месте,

2)Попробуем разгадать замысел скульптора, как же он оценивал деятельность Петра для дальнейшего развития России.

3. Подготовка к экскурсии.

-Для того, чтобы подготовиться к экскурсии, я предлагаю вам разделиться на 3 группы. (На доске вывешена карта Бокситогорского района).

-Вы видите перед собой карту нашего Бокситогорского района. Зачем она нам нужна?

-Чтобы определить маршрут следования.

-Мы поедем на автобусе по шоссейной дороге. Определите наш маршрут.(Работа у карты).

-От города Пикалёво по Вологодскому шоссе едем на восток до деревни Заголодно, затем поворачиваем на север. Доезжаем до посёлка Ефимовский, потом до посёлка Быстрорецкий. Берег реки Быстрая - конечный пункт нашего путешествия.)

-Рассчитайте время в пути, используя масштаб карты и принимая среднюю скорость движения автобуса 50 км/ч.

-Расстояние по карте от Пикалёво до пункта назначения 20 см., масштаб карты в 1 см: 2,5 км, таким образом расстояние на местности 50 км. t (время)= S (расстояние): U (скорость) необходим 1 час

-Разработайте правила поведения во время экскурсии. (В автобусе.)

-1. Во время движения нужно сидеть, чтобы не получить травму при внезапном торможении.

2. Разговаривать спокойно, чтобы не отвлекать водителя.

3. Следить за маршрутом движения по карте. И т.д.

4.Переезд на автобусе к месту назначения.

5.Подведение итогов переезда.

-Мы с вами прибыли к месту, где установлен памятник Петру I. Давай те проверим наши предположения. Как бы вы определили место рсположения монумента.

-На опушке леса, в 10 километрах от посёлка Быстрорецкий. Всё населённые пункты, что запланировали по карте встретились по пути движения.

-Удалось ли правильно рассчитать время в пути?

-Да ехали 1 час.

-Соблюдали ли правила поведения в пути?

-Да.

6.Повторение учебной задачи.

-Вспомните, с какой целью мы приехали сюда. (Повторить учебную задачу.)

7.Знакомство с новым материалом.

-Давайте вместе рассмотрим памятник. Из каких частей он состоит?

-Из постамента и креста.

-Что такое постамент?(Варианты ответов детей).

-Если мы обратимся к толковому словарю, то увидим следующее толкование этого слова: "постамент - возвышение, являющееся художественным оформленным основанием памятника, пьедестал".

-Какими же словами можно заменить слово "постамент"?

-Постамент, основание памятника, пьедестал.

-Опишите постамент. Какой он?

-Сложен из каменных глыб, мощный, крепкий, прочный похож на основание дома, крепости и т.д.

-Почему он должен быть таким? Что автор разместил на постаменте?

-Памятная доска и буквы с римскими цифрами.

-Как вы думаете, что обозначают буква "П" и римская цифра I? (Варианты ответов детей).

-Ребята, это петровский "вензель" - начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетённы между собой и образующие узор.

-Мы говорили с вами об основании, а из чего же состоит сам памятник?

-Из железного креста.

-Предположите, почему скульптур выбирает крест?

-Крест в Првославной Руси - символ памяти.

А сейчас я предлагаю вам вновь поработать по группам и обсудить вопрос:

-Ответы детей:

  1. Построена новая столица России - Санк-Петербург.
  2. Создан флот и армия п новому образцу.
  3. Укрепление государственных границ.
  4. Реформы в управлении государством.
  5. Использовался опыт Западно - Европейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры и д.р.

-И ещё над одной проблемой я предлагаю вам порассуждать в группах.

(Дети могут предложить разные ответы, но в данной ситуации учителю важен вариант налаженных путях сообщения.)

-Ребята, а как вы думаете. Какие пути сообщения в то время мог развивать Пётр?

-Водные пути.

-Вы предположили верно. Когда из Москвы столица России была перенесена в Петербург, Пётр I обратил внимание на улучшение водных путей, соединявших Ладожский и Каспийскй бассейны (т.е. через Волгу хотел соединить Петербург со всей страной). В 1710 году английский инженер Джон Перри произвёл обмер рек Сяси, Тихвинки, Волчины, Соминки, Чагоды. Через два года Пётр I поручил капитан - поручику Корчмину и князю Гагарину приступить к работам по устройству Тихвинской водной системы. Царь сам исследовал водораздельный путь и жил на берегу озера Крупино в деревянном дворце, сгоревшем в 1802 году. (См. по карте)

-Ребята, а кто знает. Что такое водораздел?

-Это место, разделяющее воды чего-либо.

-Вновь обращаясь к словарю, мы увидим такое толкование слова. "Водораздел - возвышенность, которая разделяет бассейны двух или нескольких рек, направляя сток вод по двум противоположным склонам". Давайте посмотрим по карте. (Глядя на карту Ленинградской области, ребята убеждаются, что Бокситогорский район раположен на Вепсовской возвышенности (самая высокая точка района 272 м над уровнем моря).

-Вновь задание обсудить проблему в группах: Как соединить две водные системы?

-Прорыть каналы.

-Давайте пройдём на край поляны. Что мы видим в зарослях кустарника?

-Канал, русло пересохшей речки, овраг, ручей и др.

-Как вы думаете, это природное явление или сделанное руками человека? (Дети исследуют.)

ВЫВОД:Это сооружение сделано руками человека, потому что если бы было русло реки то не пересохло бы, кроме того, довольно прямое русло, есть насыпной бруствер.

-Действительно, эти каналы сделаны руками человека. Правда, уже после смерти Петра. Тысячи крестьян были согнаны на строительство со всех сторон страны, и немало людей нашло в этих краях свою могилу.

-Но прорыть каналы было мало. Что ещё необходимо, чтобы по этим канлам пошли большие суда? Обсудите в группах.

-Должны быть построены шлюзы, которые будут поднимать или опускать уровень воды.

-На всём протяжении Тихвинской водной системы было построено 62 шлюза. Каждый шлюз назывался по губернии, из которой были его строители. 14 шлюзов поднимали суда на выосоту 92 метра над уровнем моря, 48 -опускали. Холмы близ шлюзов - это братские захоронения их строителей. Общая протяжённость системы составляла 697,5 километра. И весь этот огромный труд был проделан вручную. Судоходство было открыто ещё до полного завершения строительства, в 1811 году, так как этого требовали военные нужды.

-Скажите, разрешили ли мы первую проблемную ситуацию?

-Да. Памятник Петру I установлен в местах тесно связанных с делами Петра.

Попытайтесь понять идею автора памятника, почему монумент выглядит именно так. (После обсуждения, дети пришли к следующему выводу.)

Вывод: Как из каменных глыб сложена прочная основа памятника, так из больших и малых дел императора Петра I складывалось могущество Русского государства.

9. Закрепление изученного.

-По ходу нашего разговора вы делали записи в блокнотах. Давайте, теперь систематизируем материал.

1. Как территория Бокситогорского района связана с именем императора Петра I?

2. Где расположен памятник Петру I на территории Бокситогорского района?

3. Описание памятника:

а) Размеры.

б) Из каких частей сотоит?

в) Что изображено на постаменте?

г) Какова идея автора?

10. Домашнее задание.

-Познакомьте родителей, друзей, родственников с интересным памятникм Петру I на территории Бокситогорского района. Расскажите о нашей поездке по плану, который мы разработали.

11.Итог урока.

-Довольны ли вы экскурсией?

-Какие открытия мы сделали сегодня?

12. Отъезд домой.