ХОР

Добавь свой голос

ИНФОРМАТИКА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Материалы по ГИА

Павлова Наталья Николаевна
25/10/2015 13:34:59
Автор: Павлова Наталья Николаевна

Многие материалы по подготовке и текущей информации по ГИА размещаются на блоге Информатики Ленобласти на странице ГИА по информатики и на странице Сетевая поддержка Сетевая поддержка курсав разделе Единый государственный экзамен по информатике.

На сегодняшний день ученики выбирают экзамен по информатике по разным причинам: нужен для поступления, на всякий случай, больше ничего не сдам. К сожалению, повлиять на выбор учащихся учителю очень сложно. С чего же начать подготовку к экзамену и на что обратить внимание учащихся?

Следует учесть, что структура и объем учебного плана по информатике в образовательных организациях разных типов и видов сильно отличаются: от 240 часов в старших классах информационно-технологического профиля до 70 часов базового курса в классах гуманитарных профилей. В этой связи КИМ ЕГЭ содержат задания, рассчитанные как на выпускников профильных классов, так и на тех, кто прослушал только базовый курс для средней школы (то есть задания, проверяющие достижение требований как базового, так и профильного стандарта).

Очевидным также является и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым учеником, не исключая работу в группах, в парах и т.д. Первое что надо сделать – познакомить учащихся с кодификатором и спецификацией экзамена. Материалы располагаются на сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/). Объяснить учащимся, что элементы содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ охватывают весь курс информатики и ИКТ. Обратить внимание, что больше всего заданий приходится на разделы «Элементы теории алгоритмов» и «Программирование», что связано с ведущей ролью вопросов алгоритмизации и программирования в курсе. Разобрать структуру заданий и показать их уровни сложности (базовый, повышенный, высокий).

Экзаменационная работа ЕГЭ 2014 г. по информатике и ИКТ содержала 32 задания и состояла из трёх частей. В каждой из частей были сгруппированы задания с одинаковым форматом ответа. В первой части работы (А) содержалось 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Во второй части (B) были собраны 15 заданий с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Третья часть (С) содержала 4 задания, требовавшие записать в произвольной форме развернутый ответ на специальном бланке для последующей проверки экспертами.

Каждый учитель знает, что подготовка к экзамену зависит от уровня знаний учащихся. Отечественная традиция обучения поощряла широту мышления, кругозор, общую эрудицию. Если ребёнок усвоил принципы, способы решения задачи, значит можно "идти дальше", невзирая на ошибки по невнимательности. Однако, тесты предполагают развитие совершенно других способностей, точнее, не только предметные знания. Тестовая форма заданий ЕГЭ обязывает учителей обучить выпускников оптимальной стратегии работы с тестами: 1. Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более сложных заданий. 2. Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения. 3. Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания. 4. Прием спирального движения по тесту.

Уровень знаний, а также навыков самостоятельной работы у учащихся чаще всего очень неравномерный. Количество дополнительных часов ограниченно, а на уроках всего не успеть. Где взять на это время и как оптимизировать его затраты? На помощь приходят дистанционные образовательные технологии (ДОТ), которые потенциально имеют немало преимуществ: ребенок может заниматься дома, индивидуально, в удобные для него часы, не тратя время на дорогу, и финансовые затраты могут состоять лишь из оплаты интернета. Целью все более широкого использования ДОТ образовательными организациями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). Использование ДОТ регламентируется приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 «Порядок использования дистанционных образовательных технологий». Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам. В законе об образовании сказано: при использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно- методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

А.В. Хуторской рассматривает пять типов дистанционного обучения: 1. «Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда — с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях. Главную дистанционную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети. 2. Дистанционное обучение охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах. Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. 3. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью e-mail, chat, web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации… 4. Дистанционное обучение выступает средством индивидуализации образования. Ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционной школе, колледже или центре, имеющих большие возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальной подготовки. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение. 5. Ученики обучаются не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Дистанционное обучение данного типа можно назвать распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете…

Дистанционное обучение может быть реализовано с использованием различных информационно-коммуникационных технологий. При индивидуальной работе с учеником возможно использование методики и технологии программ Skype. Skype позволяет пересылать друг другу прикрепленные файлы, например, задания. Можно организовать показ своего (учительского) экрана компьютера во время объяснения или наоборот, посмотреть, что происходит на мониторе ученика. При этом учитель может использовать дидактические материалы, иллюстрации, видео- и др., выделив нужный фрагмент цветом, шрифтом, проведя на экране мышкой, обратить внимание ученика на определенное место схемы или иного учебного материала. При проведении дистанционных уроков могут быть использованы электронные образовательные ресурсы из федеральных образовательных коллекций (ФЦИОР http://fcior.edu.ru, Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru ). Ученику достаточно дать ссылку на данный ресурс или переслать заранее скачанные файлы. Это могут быть не только информационные материалы, но и лабораторные работы, тренажеры, тесты и др. Задача учителя – подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающихся.

Некоторые учителя используют для взаимодействия с учениками электронную почту, а некоторые даже собственные сайты. Например, учителя информатики из Лодейного Поля Драчева Е.Р. и Гришина И. А. создали сайт для подготовки учащихся к ГИА -http://giainformatika.ru/. Технологический арсенал постоянно расширяется. В настоящее время широко востребованы приемы проведения видеовстреч и вебинаров.

Можно организовать дистанционное сопровождение самоподготовки на основе использования электронного диска, например, диска с названием «Единый Государственный Экзамен. Информатика». На этом диске подробно разобраны все темы, которые есть в кодификаторе ЕГЭ по информатике, даны решения всех задач, а также есть репетитор ЕГЭ. Репетитор очень удобен: по каждой теме даны задания всех частей - от А до С. При неправильном ответе указывается название темы, повторение которой поможет правильно решить задачу. Организация подобной индивидуальной работы приносит положительные результаты при проверке знаний.

Несомненно, при формировании индивидуальных заданий учитель может использовать материалы Интернет-ресурсов на разных этапах урока с целью: I. Самостоятельного изучения нового материала; II. Закрепления изученного материала; III. Контроля усвоения знаний. Приведем список как базовых, так и наиболее популярных ресурсов: http://fipi.ru/ На сайте федерального института педагогических измерений (ФИПИ) представлены материалы по ЕГЭ и ГИА, включающие демо-версии, открытый сегмент банка тестовых заданий, материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий, нормативно-правовая документация. База заданий на сайте ФИПИ позволяет отобрать задания (отложить для себя), затем выполнить его и пометить как решенное.

На всех сайтах, приведенных ниже, для их полноценного использования необходимо пройти предварительную регистрацию. http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал единого государственного экзамена На портале описаны правила и процедура проведения ЕГЭ, демонстрационные варианты ЕГЭ, нормативные правовые документы, форум, а также опубликованы он-лайн тесты. http://www.ege.ru/ ( платный) Сайт информационной поддержки ЕГЭ. Нормативные документы, демо-версии ЕГЭ, информация для организаторов и учащихся , включая каталог профессий и рейтинги ВУЗов. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm Сайт учителя информатики К.Полякова Представлены официальные материалы по ЕГЭ, разбор большого количества заданий с рекомендациями по решению, тестирование. http://reshuege.ru/ 15 тренировочных вариантов. Можно составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам каталога задач. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com (учителям) Сообщество творческих учителей информатики В формате Форума происходит обмен опытом и методическими находками подготовки учащихся, обсуждение волнующих вопросов, касающихся сдачи ЕГЭ http://ege.yandex.ru/informatics Тесты ЕГЭ по информатике и ИКТ. Демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике и ИКТ, разработанные специально для Яндекса в Московском Центре непрерывного математического образования (МЦНМО) в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации http://college.ru/informatika/ (платный) Подготовка к ЕГЭ. Тренировочные тесты, материалы о ЕГЭ для родителей, учащихся и учителей http://mirege.ru/ Представлены официальные материалы по ЕГЭ. Есть тренировочные работы. http://infoegehelp.ru/ Подробный разбор заданий, демоверсии прошлых лет http://www.ctege.info/ege-2015/ Материалы ЕГЭ и рекомендации. Модули: «Информация и информационные процессы», «Информационные и коммуникационные технологии и их применение», «Математическое и компьютерное моделирование», «Основы информационного управления». http://egeigia.ru Печатные издания, статьи и другие материалы по подготовке к ЕГЭ. http://4ege.ru/informatika/ Здесь есть теоретические видеоуроки, решение 50 типовых задач по программированию на языке Паскаль и многое другое. http://www.rustest.ru/ege/ege_2013/ Выложены варианты прошлого года (все предметы) и методические материалы. http://portal.loiro.ru/articles/567/ Собраны материалы учителей и ссылки на различные источники. http://window.edu.ru/ ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», Федеральное агентство по образованию. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Разбор заданий и тестирование без регистрации. www.videoege.ru(платный) Сервис интерактивной подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ по различным дисциплинам. http://www.school.edu.ru

 Российский общеобразовательный портал. Материалы по всему курсу информатики

Важная роль педагога при использовании дистанционных технологий - роль наставника, который стремится создавать ситуацию успеха.

Информационные ресурсы: 1. Приказ Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 «Порядок использования дистанционных образовательных технологий» электронный ресурс http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_05/m137.html 2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: уч. пос. для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской М.: Издательский центр «Академия», 2008 3. Чайка Л. В. Использование дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ II Всероссийская конференция "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012"Электронный ресурс http://msk.ito.edu.ru/2012/list_avtor/2769/index.html 4. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ электронный ресурс http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ 5. Официальные сайты.