ХОР

Добавь свой голос

РУССКИЙ ЯЗЫК

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИ

Ткаченко Людмила Евгеньевна
25/10/2019 12:03:23
Автор: Ткаченко Людмила Евгеньевна

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Факультет основного общего и среднего образования Кафедра филологического образования/Ленинградский областной институт развития образования

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КПК: ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ): ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Выполнил:

Руководитель:

ТКАЧЕНКО ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ №5 ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН

КОНОВАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

 ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК 
 

Содержание

 Стр.

1. Введение 3 2. Теоретическая часть4-5 3. Практическая часть 6-9 4. Заключение 10 5. Список использованных источников11 6. Приложения12-20

1. Введение. Тема моего проекта «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках подготовки к итоговой аттестации по литературе» выбрана не случайно. Во-первых, она соответствует содержанию курсов, которые я в настоящее время посещаю в группе 4.2.4 «ГИА по литературе, вопросы содержания и методики подготовки обучающихся» (Куратор Терешина В.А.) и является итогом моей работы в системе курсов; во-вторых, я именно этим занималась в 2016-2017 учебном году, работая в 9-х классах по новым федеральным государственным образовательным стандартам; в-третьих, тема проекта соответствует современным требованиям образования. Цель проекта: обобщить опыт моей практической деятельности по подготовке обучающихся к ГИА по литературе и поделиться с коллегами своим опытом. Мой проект практико-ориентированный, направлен на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач. Главная ориентация на результат: овладение обучающимися системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Выбор методов, средств и технологий напрямую связан с особенностями КИМ. В основе экзаменационных заданий – анализ эпических, драматических фрагментов и стихотворных текстов. Это значит, что обучающихся необходимо научить читать, анализировать, интерпретировать, сравнивать литературные произведения, а также оформлять результаты своей работы в виде связного развёрнутого текста. Кроме хороших знаний художественных текстов, выпускники должны уметь: • определять род и жанр литературного произведения; • выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, • давать характеристику героев; • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; • сопоставлять эпизоды и сравнивать героев произведений; • выявлять авторскую позицию; • выражать своё отношение к прочитанному; • понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; • строить письменные высказывания и писать сочинения. Прямо скажем, задачи не из простых и требуют кропотливой и систематической подготовки.Вот кое-что из этого и демонстрирует мой проект. 2.Теоретическая часть. В названии моего проекта речь идёт о коммуникативных универсальных учебных действиях. Прежде чем о них говорить и уж тем более их формировать у обучающихся, мне необходимо было самой во всём этом разобраться, потому что я первая в нашей школе начала работать в 5-х классах в далёком 2012-2013 учебном году по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Спрашивать не у кого было, пришлось постигать всё самостоятельно. Начала изучать документы по ФГОС, где говорилось оформировании универсальных учебных действий (УУД) в основной общеобразовательной школе. 1. Документы для изучения: • Закон РФ "Об образовании». (Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации) • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • ФГОС основного общего образования; • Фундаментальное ядро содержания общего образования; • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения; • Федеральные перечни учебников; • Примерные программы по учебным предметам; • Требования к оснащению образовательного процесса. Следующий шаг – понять, что скрыто за фразой «Универсальные учебные действия». 2. Универсальные учебные действия: - личностные; - метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - предметные. Далее разбираюсь со словом «коммуникативные». 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения; - задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами; - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание; - работать в группе, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии. Теперь выясняю, в чём же заключается универсальность. 4. Универсальный характер УУД проявляется том, что они: - носят надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; -лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Кажется, осталась самая малость – реализовать всё это на практике! Делаю вывод: для реализации коммуникативных УУД на практике определяю для себя главные умения, методы и средства: Умение организовывать: • сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • работу индивидуально и в группе: - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать: • речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; • устную и письменную речь, монологическую контекстную речь.

3.Технологическая (практическая) часть. Теперь от теории перейду к практике. Изучив КИМ вместе с ребятами, начинаю по порядку выстраивать работу по подготовке к ОГЭ. Анализируютиповые задания, нацеленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий(КУУД). Предметная область «Филология»: • Русский язык: - коммуникативные УУД эффективно формируются в процессе выполнения заданий по развитию речи; • Литература: - эффективными средствами формирования КУУД выступают авторские тексты, включающие школьников в диалог (полилог), дающие возможность высказать свою позицию и отстоять её Таким образом, настроившись на серьёзную работу, определив форму организации обучения в сотрудничестве (работа в малых группах), приступаем вместе с ребятами к изучению критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом и заданий, требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов). Начинаем с теории, вспоминаем с помощью раздаточного материала основные сведения по теории, предварительно разделившись на 3 группы. Теория литературы. Роды и жанры литературы (слайд №5) Класс делится на три группы: - I группа: эпос; - II группа: лирика; - III группа: драма; - расскажите об особенностях каждого рода литературы; - запишите жанры, соответствующие каждому роду литературы;

 -приведите примеры художественных произведений на каждый жанр, обсудив в полилоге аргументы из текста, подтверждающие его жанровую принадлежность;

- делегируйте выступающего для представления результатов вашей групповой работы. Так, работая в группе, обучающиеся учатся эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Задачу можно усложнить, в аналогичном виде работы, разбившись уже на 5 групп по теме «Стихосложение». Эта работа чрезвычайно актуальна, если учесть, что часть 1 КИМ состоит из двух альтернативныхвариантов. Первый вариант предлагает анализ эпического фрагмента, второй – анализ лирического произведения (или басни). Теория литературы. Стихосложение. Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры (слайд№6) Класс делится на пять групп: - I группа: ямб; - II группа: хорей ; - III группа: дактиль; - IV группа: амфибрахий; - V группа: анапест; - по предложенному опорному материалу вспомните пять стихотворных размеров; - из предложенного списка стихотворений выберите стихи одного из стихотворных размеров, обсудив в группе ваш выбор; - делегируйте двух представителей для аргументации ответов, выбранных вашей группой.

         Таким образом, вступая в диалог, обучающиеся в коллективном обсуждении решают

проблемные вопросы, участвуют в дискуссии. Нельзя обойти вниманием очень важную составляющую всей работы по развитию устной и письменной речи обучающихся – поиск и особенно роль изобразительно- выразительных средств в художественном произведении. Изобразительно-выразительные средства в лирическом произведении (слайд №7) Класс делится на три группы: - I группа: лексические средства; - II группа: синтаксические средства; - III группа: тропы; прочитайте еще раз стихотворение А.С. Пушкина “Во глубине сибирских руд…”; вспомните основную мысль стихотворения А.С. Пушкина “Во глубине сибирских руд”; создайте тематическую таблицу “Изобразительно – выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина “Во глубине сибирских руд”, обсудив в полилоге найденныевами лексические, синтаксические средства и тропы (по соответствующим группам): Тематическая таблица «Изобразительно – выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» (слайд №8) Работа в парах удачно проходила по теме «Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Эпос. Особенность композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”(слайд №9) Класс делится на пары; - запишите в левый столбик последовательность глав, представленных в романе “Герой нашего времени”; - запишите в правый столбик последовательность глав в соответствии с хронологией событий в романе “Герой нашего времени”, обсудив в диалоге аргументы вашего варианта хронологического принципа расположения глав (с опорой на текст романа “Герой нашего времени”); - после озвучивания в классе решения каждой пары, обсудите в диалоге значение “обратной” композиции в романе и запишите его в качестве вывода. Интересно и живо прошла дискуссия по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Эпос. Поэма Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. Чичиков – “мертвая” или “живая” душа? (слайд №10) Класс делится на две группы: - I группа: Чичиков – “мертвая” душа; - II группа: Чичиков – “живая” душа; сформулируйте и запишите аргументы ( минимум 3), подтверждающие два тезиса: - I группа: Чичиков – “мёртвая” душа; - II группа: Чичиков – “живая” душа; - каждый ваш аргумент подтвердите эпизодами из поэмы “Мёртвые души”; - выберите делегата, который четко представит аргументы вашей группы с приведенными доказательствами из текста поэмы “Мёртвые души”. Не секрет, что многим ребятам с трудом даётся работа по определению литературоведческого термина и умение ввести в свой текст с комментарием роль того или иного термина. Для того чтобы эта работа была успешной, мы коллективно составляем тематические таблицы «Ключевые слова» для верного определения литературоведческих терминов. Тематическая таблица «Ключевые слова» для верного определения литературоведческого термина (слайд №11-14).(См. приложение) Подобные таблицы (список можно продолжить) использовались на всех этапах уроков, помогают они и перед написанием сочинений как домашних, так и классных. Особенно удачно их использование на уроках обобщения так называемых «вечных тем» в литературе: Тематическая таблица «Сны и сновидения в русской литературе» (слайд №15). Тематическая таблица «Тема «маленького человека» в русской литературе» (слайд №16). Тематическая таблица «Заветы отца в произведениях русской литературы»(17-18).

            Эти таблицы являются хорошим подспорьем при подготовке к выполнению заданий, основанных на сопоставительном анализе произведений:

- строить сравнительную характеристику героев; - сравнивать тексты в заданном направлении анализа; - результат сопоставления оформлять в виде ответа с опорой на текст. Завершающим этапом работы является рефлексия себя на уроке. Она проводится с целью коррекции собственных умений. Самооценка отражается в таблице, которая заполняется по ходу урока: Понятие Знал Узнал Хочу узнать больше

4.Заключение. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение учебного материала, каждый вносит свой вклад в решение общей задачи. В рассмотренных видах обучения в сотрудничестве происходит активное общение обучающихся друг с другом и учителем. При этом школьники выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, докладчика, эксперта, исследователя. И что не менее важно – достигаются планируемые результаты формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты формирования УУД: • доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; • понять другие позиции (взгляды, интересы); • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, чтобы делать что-то сообща. Наиболее действенными оказались такие приёмы на уроке, как: • «атака мыслей» - решение учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей обучающихся (применялась при опросе, повторении и обобщении пройденного материала); • «синтез мыслей» - используется при сотрудничестве подгрупп для поиска и выявления оригинальных решений как теоретических, так и практических; • создание ситуации выбора – предпочтение одного из вариантов (заполнить таблицу, проанализировав отрывки из стихотворений, пользуясь иллюстрациями или раздаточными материалами и т.д.); • моделирование – письменная работа, которую не выполняют заранее, а в процессе работы (применяется для мотивации учебной деятельности, изучения нового материала, проверки знаний, умений и их обобщения). Подводя итоги своей работы, хочу заметить, что литература, как и любая школьная наука, вооружает обучающихся определёнными знаниями. Это в первую очередь теоретические и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя. 5.Список использованной литературы 1.ЕГЭ-2016. Литература: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. С.А. Зинина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – (ЕГЭ-2016. ФИПИ-школе).

2.Единый государственный экзамен. Литература. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ Ерохина Е.Л.- М.: Интеллект-Центр, 2016.

3. Основной государственный экзамен. Литература. Комплексматериалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ Ерохина Е.Л.- М.: Интеллект-Центр, 2017.

4. ОГЭ-2017. Литература: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.В.Фёдорова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – (ОГЭ-2017. ФИПИ-школе).

5. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по литературе. С.А. Зинин, Л.В. Новикова, Л.Н. Гороховская.

6.Сайт ФИПИhttp://www.fipi.ru

 

№ п/п

     Литературоведческий термин	

«ключевые слова» Приложение 1

Пример 1 аллегория прием иносказательного изображения Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сказка Пугачева об орле и вороне. 2 антитеза прием, основанный на противопоставлении Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». («добро – зло, угрюм – весел»).

3 внесценический (персонаж) в драматическом произведении герой, о котором лишь упоминают действующие лица, но которого на сцене нет Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Тряпичкин. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мадам Розье.

4 внутренний (монолог) монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его состояние Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». «Нет, - подумала покойница, - имена-то все такие…» (внутренний монолог покойной матери Акакия Акакиевича). 5 деталь подробность Роман И.А. Гончарова «Обломов». Описание внешности и кабинета Обломова.

6 диалог а) композиционный элемент текста, воспроизводящий речевое общение героев; б) разговор двух или нескольких людей; в) обмен репликами в драматическом произведении Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Диалог Гринева и Пугачева, где Пугачев рассказывает сказку о вороне и орле. 7 интерьер элемент композиции, позволяющий автору создать описание жилища Роман И.А. Гончарова «Обломов». Кабинет Обломова. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комнаты Манилова, Коробочки и др. 8 ирония скрытая насмешка, к которой прибегает автор Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Сцена крещения Акакия Акакиевича. 9 конфликт острое столкновение (идей, характеров…) Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович и Базаров. 10 мемуары, дневники, автобиография повествование ведется от лица рассказчика о реальных событиях, участником которых он был Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 11 метафора а) средство иносказательной выразительности; б) средство на основе скрытого сравнения; в) просто приведен пример метафоры А.А. Фет «Еще весны душистой нега..». Еще весны душистой нега К нам не успела низойти… 12 пейзаж картины природы Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Утро после погони Печорина за Верой в Пятигорск. 13 портрет описание внешности Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Портрет Раскольникова (первое появление героя в романе).

14 предыстория фрагмент, представляющий собой историю жизни героя до событий в произведении Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Фрагмент о детстве и крещении Акакия Акакиевича. 15 психологизм способ отображения внутренних душевных переживаний героев Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Эпизод после побега: «упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».

16 ремарка в драматическом произведении комментарии, замечания для актеров Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарии вроде «грозит себе пальцем, машет рукою».

17 экспозиция знакомство читателя с местом и временем действия Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Абзац «В начале июня…» (описание Петербурга).

 

№ п/п Автор, название художественного произведения Жанр художественного произведения Имя, фамилия героя, чин «маленького человека» Эпизоды Выводы 1 А.С. Пушкин «Медный всадник» Поэма

 (у автора подзаголовок «Петербургская повесть»)	Евгений, бедный петербургский чиновник	Сошедший с ума после наводнения сталкивается с бронзовым Петром

Неразрешимый конфликт между властью и человеком 2 А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Повесть Самсон Вырин, чиновник четырнадцатого класса, смотритель станции Встреча с Минским в Петербурге и жестокое изгнание из дома Минским Бедному отцу нет места рядом со своей дочерью в мире богатых 3 Н.В. Гоголь «Шинель» Повесть Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник» одного департамента Терпит унижения и от «значительного лица», и от своих сослуживцев, и от грабителей Проблема губительной для личности власти чина 5 А.П. Чехов «Смерть чиновника» Рассказ Мелкий чиновник Червяков Случай в театре, после которого он умирает Высмеивание чинопочитания

№ п/п Автор, название произведения Кто кому завещает, в какой части произведения Каков завет отца сыну Как сын исполняет завет отца (эпизоды) 1 А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Отец Андрей Петрович Гринев - сыну Петру Гриневу (перед отъездом на службу в Белогорскую крепость) «Береги платье снову, а честь смолоду» - сохраняет свою офицерскую честь (прямота и честность в общении с Пугачевым); - дуэль; - суд 2 Л.Н. Толстой «Война и мир» Отец Николай Болконский - сыну Андрею Болконскому (I том) «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» - Андрей Болконский в Бородинском сражении; - Андрей Болконский и капитан Тушин 3 М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый Пискарь» Отец Пискарь - Пискарю «Гляди в оба!» Не выходит из норы, чтобы не подвергать себя опасности снаружи; так и прожил всю жизнь. 4 А.С. Грибоедов «Горе от ума» Отец – Молчалину (3 действие) «Угождать всем людям без изъятья: хозяину, где доведется жить; начальнику, с кем буду я служить; слуге его, который чистит платья; швейцару, дворнику, для избежанья зла; собаке дворника, чтоб ласкова была» За 3 года стал секретарем и тайным любовником Софьи, дочери Фамусова 5 Н. В. Гоголь «Мертвые души» Отец - Павлу Ивановичу Чичикову (11 глава) «Береги и копи копейку». «Все перешибешь на свете копейкой» Чичиков всеми силами старается «беречь копейку»; афера с покупкой мертвых душ

№ п/п Автор, название произведения Какому герою снится сон, в какой части произведения Содержание сна Роль сна (выводы) 1 «Слово о полку Игореве» Сон и «золотое слово» Святослава (во второй части) «Смутный» сон, все образы которого имеют погребальную символику: погребальное покрывало, жемчуг – символ слёз, терем «без князька» и т.д. Вещий сон киевского князя о поражении князя Игоря и его брата Всеволода 2 А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Сон снится Петру Гринёву во второй главе «Вожатый» Во сне герой вернулся домой, узнал от матери, что отец болен. Но в постели вместо отца увидел мужика с чёрной бородой, который грозно размахивал топором, сильно рассердившись на Петра за отказ целовать у него ручку. Сон Петра имеет символическое значение: блуждание во сне по снежной пустыне предвещает блуждание героя «по мукам» 3 А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Чудный» сон видит Татьяна Ларина в пятой главе Ей снится, будто бы она идёт по снеговой поляне, перед нею шумит поток и вдруг – медведь, который её принёс в дом, где сидят чудовища кругом и среди них за столом тот, кто мил и страшен ей - Евгений! Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции