Индивидуализация обучения математике
Татьяна Константиновна Кутаева5/3/2008 11:11:05
Автор: Татьяна Константиновна Кутаева
Как создать благоприятную атмосферу для работы ученика? Как решить проблему мотивации учения, престижности оценки, преодоления противоречий между учителем и учеником? Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по индивидуализации обучения математике.
-
Как создать благоприятную атмосферу для работы ученика? Как решить проблему мотивации учения, престижности оценки, преодоления противоречий между учителем и учеником?
Это проблемы, которые решает каждый учитель. Строгая доброта создает уважение и любовь к учителю и предмету.
-
Проверка тетрадей. Для некоторых это бесконечные вереницы слов, чисел, ошибок. Для меня это общение с ребенком. Это общение через тетрадь должно быть ежедневным,
- оно должно быть индивидуальным (ибо все дети прикладывают разные усилия),
- оно должно быть строгим (нельзя позволить себе закрыть глаза на какие-то мелочи),
- оно не должно ни унизить, ни разочаровать ученика.
-
Самое главное - увидеть за каждой работой успех ученика, почувствовать отношение к предмету и к тебе – учителю, дать ученику импульс к совместному сотрудничеству. Мое глубокое убеждение: если проверять тетради ежедневно, то со временем на их проверку будет затрачиваться меньше времени, ибо из тетрадей исчезнут ошибки. Ежедневная проверка тетрадей – это ежедневная беседа учителя с учеником.
-
Планка обучения должна быть такой, чтобы ученик едва мог до нее дотянуться, но чтобы с помощью учителя обязательно смог. Эта планка должна быть индивидуальной для каждого ученика. В школе должно быть трудно, но доступно, чтобы ученик преодолевая трудности, смог ощутить радость успеха.
Необходима обязательная дифференциация домашних заданий:
- по содержанию (чтобы исключить возможность списывания),
- по степени сложности (оно должно быть по силам каждому ученику),
- по форме (проекты, рассказы, олимпиадные задачи, конкурсные задачи и т. д.)
-
Чем глубже ученик понимает предмет, чем больше он знает методов решения задач, тем увереннее он себя чувствует, тем больше в его работах свободы и творчества. Поэтому, планируя урок, я каждому его этапу даю научное обоснование.
Индивидуализация обучения математике реализуется и в контрольных работах, которые я подбираю таким образом, чтобы каждый ученик смог справиться с предложенным заданием. Разноуровневые работы способствуют развитию самостоятельности, а выбор уровня - повышению качества образования. Современный способ диагностирования уровня обученности – тестирование – результат совместного успеха учителя и ученика.
-
Индивидуализация обучения математике реализуется и целеполагании: в начале учебной четверти каждый ученик выбирает уровень освоения учебной программы. Выбор уровня и способ достижения цели содействует развитию познавательной активности, самостоятельности, развитию исследовательских навыков, в конечном счете – развитию компетенций. Эта цель – тот огонек, за которым пойдет ученик.
-
Когда коллектив учащихся увлечен общим стремлением пополнять и углублять свои знания, то наступает атмосфера творчества, сотрудничества, иногда трудно бывает проложить границу между уроком и внеурочным занятием.
-
Уроки- конференции, уроки-семинары, творческие мастерские, фестивали проектов обобщают и систематизируют знания, полученные на уроках. С лучшими докладами, рефератами, проектами, компьютерными презентациями учащиеся выступают на заседаниях Малой Академии Гимназии.
-
Итак, такая система организации учебной работы имеет ряд преимуществ: учащиеся видят перспективу своей работы, могут самостоятельно ее планировать, контроль учебной деятельности носит ежедневный характер, учащиеся знают об уровне предъявляемых к ним требований, о путях достижения учебных целей. В учебный процесс включаются такие методы и формы работы, которые позволяют активизировать деятельность учащихся, существенно повлиять на их отношение к учению.