ХОР

Добавь свой голос

Образовательный стандарт

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Рекомендации по совершенствованию стандартов НОО

Центр апробации ФГОС второго поколения в ЛО
23/4/2009 19:19:01
Автор: Мостова О. Н.

Автор: Мостова О. Н., к.п.н., методист УМЦ факультета начального и дошкольного образования ЛОИРО

Рекомендации по совершенствованию стандартов НОО, разработанных группой специалистов Института проблем образовательной политики «Эврика» (г. Москва)

Как отмечают разработчики предлагаемого варианта стандартов начального общего образования, основной смысл разработки данного документа заключается не в том, чтобы детально предопределить и фактически навязать школе режим функционирования, а в том, чтобы помочь ей создать предпосылки и условия для осуществления самостоятельных действий детско-взрослого сообщества в направлении эффективной социализации юных граждан в условиях открытого и непредсказуемо развивающегося мира.

В этой связи в качестве приоритетного «ценностно-целевого» ориентира данного Стандарта называется «инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса». По мнению разработчиков института «Эврика», эта идея на протяжении многих лет убедительно доказала свою практическую целесообразность. С этим нельзя не согласиться.

Вместе с тем, как показывает практика регионального опыта реформирования образования в предыдущие годы, предоставление полной свободы и самостоятельности всем образовательным учреждениям в распределении учебного времени, выборе программ и учебников без учета степени готовности администрации и педагогических коллективов образовательных учреждений к компетентному осуществлению такого выбора, может привести к непредсказуемым последствиям в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Необходима детальная проработка механизма принятия подобных управленческих решений образовательными учреждениями для того, чтобы введение данных образовательных стандартов не усугубило и без того сложную ситуацию в современном российском образовании, которое и так находится в состоянии постоянной реорганизации.

Следует также отметить, что предлагаемая авторами идея вариативного выбора образовательным учреждением 4-х летней или 5-летней начальной школы как возможности эффективного преодоления трудностей перехода младших школьников на следующую возрастную ступень понятна и оправдана. Но вместе с тем, как показывают результаты проведения аттестации педагогических кадров учителей начальной школы, не все из них имеют соответствующую подготовку для работы по программе 5 класса и готовы к организации учебно-воспитательного процесса на следующей возрастной ступени учащихся. Полноценная реализация идеи 5-летней начальной школы потребует значительных средств на переподготовку педагогических кадров и повлечет большие организационные изменения и в средней школе, где в настоящее время наблюдается тенденция к уменьшению нагрузки учителей в связи с последствиями демографической ситуации.

Если говорить о стилистике данного документа, то следует отметить, что обилие аббревиатур в разделе представления компетентностей, которыми необходимо будет овладеть учащимся, существенно затрудняет его восприятие. С нашей точки зрения, требования, предъявляемые данным стандартом ко всем без исключения учащимся, существенно превышают реально выполнимый уровень. Важно также отметить и то, что механизмы достижения требуемого уровня представлены недостаточно убедительно и полно. Авторы документа также отмечают, что реализация предлагаемых ими стандартов потребует совершенствования существующей нормативно-правовой базы, а также учебно-методического, ресурсного и кадрового обеспечения. Поэтому хотелось бы в проекте новых стандартов НОО увидеть детально проработанную программу его поэтапной реализации.